Давыдова Мария Павловна
Кузьмина Ариада Афанасьевна
Учителя начальных классов МОБУ СОШ №1, г.Якутск
Взаимодиктанты — один из методов работы в парах сменного состава по технологии КСО.
Взаимные диктанты можно начинать проводить уже в первом классе. Ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: раки, Маша, осы, Шура. Затем ученики друг другу диктуют простые предложения: человек идет, ученик сидит, птица летит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В 1 классе диктант дается на 5-6 мин, а это для первоклассника не более 10-12 слов. Что такое взаимные диктанты и как организовать работу?
Примеры диктантов в 1 классе:
1. Папа купил часы.
2. Часы висели на стене.
3. Весна пришла рано.
Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно текстов. Все такие тексты нужно оформить в виде карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты разные. Все ученики рассаживаются по парам.
Работа идет в следующем порядке:
Для того чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учитель вызывает учеников и показывает перед классом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бывает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в парах сменного состава, выполняя все то, что требуется от каждого «рядового» ученика. Работая с отдельными учениками, учитель предупреждает: «Все делайте, как я. От других тоже этого требуйте».
Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Такого же вида работу можно проводить со словарными словами.
Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным текстом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому.
Примеры деформированных текстов:
1. На опушке леса ст . ит дом л . сника.
2. В . сной д . твора сажает цв . ты.
3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок.
Тексты должны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В 3 классе — не более 20-30 слов, в 4 — не более 35 слов. От класса к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы теоретического характера.
Примеры текстов для взаимодиктантов с грамматическими заданиями по теме «Предложение»:
Напиши предложения под диктовку. Подчеркни главные члены предложения. | Тихо журчит лесной ручей. На проводах тесно уселись вороны. |
Напиши предложения под диктовку. Подчеркни главные члены предложения. | Солнце уже скрылось за лесом. Серёжа надел на руки варежки. |
Напиши предложения под диктовку. Подчеркни главные члены предложения. | Собака дружелюбно виляла хвостом. Ярко блестела гладкая поверхность моря. |
Напиши предложения под диктовку. Подчеркни главные члены предложения. | Скоро с полей сойдёт последний снег. Погода в июле стояла жаркая. |
Примеры текстов для взаимодиктантов с грамматическими заданиями по теме
«Звуки и буквы»:
Напиши слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Животное, широкий, машина, жир, жираф, ковши, платежи, жидкость, этажи, шишка. |
Напиши слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Чайник, чашка, журчат, роща, чайник, щавель, чаща, перчатки, часто, смущать, пищать. |
Напиши слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Чудо, щука, чулан, щупать, чулок, чудеса, щупальца, ворчун, кручу, грущу. |
Напиши слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Дочка, печка, бочка, ночной, дачный, Жучка, песочный, скучный, ночной, ручка. |
Примеры текстов для взаимодиктантов с грамматическими заданиями
по теме « Слово»:
Напиши словарные слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Багаж, барабан, баран, камыш, капуста, картина, картон, кастрюля, машина, народ. |
Напиши словарные слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Пальто, сапоги, стакан, тарелка, шалаш, малина, магазин, завод, завтрак, карандаш. |
Напиши словарные слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Девочка, коньки, корзина, обед, огород, осина, помидор, посуда, сапоги, собака. |
Напиши словарные слова под диктовку. Подчеркни орфограммы. | Топор, фломастер, фонарь, яблоко, яблоня, ягода, чемодан, одежда, октябрь, лопата. |
Примеры текстов для взаимодиктантов с грамматическими заданиями
по теме « Части речи»:
Напиши слова под диктовку и укажи части речи. | Облако, запах, пахнет, осенний, вороны, висит, море, морской, спустилось, Тузик. |
Напиши слова под диктовку и укажи части речи. | Осень, новинка, моет, новый, сайра, она, клюква, грызть, судьба, весёлый. |
Напиши слова под диктовку и укажи части речи. | Школа, пылинка, легкий, школьный, стояли, тащит, над, дельфин, спасался, сильный. |
Напиши слова под диктовку и укажи части речи. | Выдох, морковь, выигрыш, закорючка, мы, бисквитный, самоцвет, любовался, кашляет, ел. |
Методика взаимодиктантов позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований нового ФГОС.