Преподаватель МБУ ДО ДШИ «Кантилена» Смоляк Инна Владимировна,
г. Новосибирск.
Статья:
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.
07 февраля 2008 года Президентом Российской Федерации В. Путиным была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». В «Стратегии» закрепляются цель, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.
Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу задач, сформулированных в «Стратегии» и требующих решения для достижения поставленной цели в сфере образования, относятся:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.
В области повышения качества образования, «Стратегия» выделяет следующее направление: расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования, что становится всё более актуальным в наши дни.
Рассмотрим, прежде всего, как сформулированы ИКТ-компетенции младших школьников в новых ФГОС, в Примерной основной образовательной программе начального общего образования. В программе отмечается, что в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования у выпускников начальной школы должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Выпускник начальной школы должен научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
ИКТ-компетенция выпускников начальной школы включает следующие компоненты:
1. знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;
2. технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных;
3. обработка и поиск информации;
4. создание, представление и передача сообщений;
5. планирование деятельности, управление и организация.
Таким образом, при работе с младшими школьниками в системе дополнительного образования нужно помнить, что они обладают вышеперечисленными компетенциями и их можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования отмечается что в результате изучения всех без исключения предметов основной школы обучающиеся 5-9 классов получат дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
ИКТ-комптенция выпускников основной школы включает следующие компоненты:
1. Обращение с устройствами ИКТ, компьютером, принтером, сканером. Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Информатика», а также во внеурочной и внешкольной деятельности.
2. Фиксация изображений и звуков. В результате освоения этой компоненты выпускник получит возможность научиться различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений, использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;
3. Создание письменных сообщений
4. Создание графических объектов
5. Создание музыкальных и звуковых сообщений. В результате освоения этой компоненты Выпускник научится использовать звуковые и музыкальные редакторы; использовать клавишные и кинестетические синтезаторы; использовать программы звукозаписи и микрофоны, использовать музыкальные редакторы, клавишные и кинестетические синтезаторы для решения творческих задач.
6. Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
7. Коммуникация и социальное взаимодействие. Выпускник научится выступать с аудиовидео-поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; использовать возможности электронной почты для информационного обмена; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
8. Поиск и организация хранения информации
9. Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
10. Моделирование и проектирование, управление
Таким образом, при работе с подростками в системе дополнительного образования также нужно помнить, что они обладают вышеперечисленными компетенциями и их можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы (среднего общего образования) должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации дополнительной образовательной программы включает оснащение информационно-библиотечного центра, учебных кабинетов, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией дополнительной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации дополнительной образовательной программы должно включать:
- информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
- укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам дополнительной образовательной программы, дополнительной литературой.
Формирование ИКТ-компетенции обучающихся, эффективное использование возможностей информационно-образовательной среды образовательной организации требует профессиональной готовности педагогических работников к этой деятельности.
Во всех квалификационных характеристиках присутствует составляющая, связанная с наличием у педагогического работника ИКТ-компетентностей. В частности, в ЕКИ сказано, что педагог дополнительного образования: «…оценивает … освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. … Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий».
Должен знать: « … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудование».
В Профессиональном стандарте педагога отмечается, что педагог дополнительного образования должен знать:
- электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся;
- психолого-педагогические основы и методики применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога дополнительного образования педагог должен владеть следующими умениями:
- использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
- осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно);
- находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
- использовать возможности использования ИКТ для ведения документации;
- использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».