Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Электронные образовательные ресурсы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Электронные образовательные ресурсы

Электронные образовательные ресурсы это особым образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий.

Электронные образовательные ресурсы являются одним из эффективных инструментов достижения образовательных результатов.

Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

По цели создания электронные образовательные ресурсы подразделяются на педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса и культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.

По природе основной информации электронные образовательные ресурсы подразделяются на текстовые, звуковые, мультимедийные, изобразительные ресурсы на различные программные продукты.

По технологии распространения электронные образовательные ресурсы подразделяются на локальные, сетевые и комбинированного распространения.

По характеру взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом последние могут быть детерминированными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем и интерактивными.

По функции в образовательном процессе содержанием электронного образовательного ресурса может являться:

Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе обеспечивается наличием у ЭОР следующих возможностей: мультимедийность; моделирование; интерактивность.

Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной деятельности.

Наиболее популярным методом является использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память обучающихся.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у обучающихся системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы для других видов деятельности.

Уроку с использованием ИКТ свойственно следующее:

- интерактивность и диалоговый характер обучения: ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия ребенка и педагога; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

- оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

- поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с ИКТ;

- неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Рассмотрим несколько вариантов уроков с ИКТ-поддержкой, которые возможно использовать на уроках музыкально-теортерического цикла в системе дополнительного образования, включая дистанционную форму обучения:

1. Урок с мультимедийной поддержкой, (урок демонстрационного типа) где используется один компьютер, им пользуется педагог в качестве «электронной доски».

Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время.

В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на электронных носителях, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание педагогом учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать педагогу, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку.

2.Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми обучающиеся работают группами или по очереди). Проведение подобных уроков в системе дополнительного образования возможно при работе на учебных базах СОШ, с использованием учебных кабинетов школы, оснащенных ПК.

На таких уроках целесообразно давать задания, выполняя которые обучающиеся работают с программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний обучающихся и дать им объективную оценку, а также выявить «слабые» места в усвоении знаний.

На уроках с компьютерной поддержкой также рекомендуется проводить тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе педагог-обучающийся. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Сегодня представляется возможным самим педагогам разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих уроках.

Рационально организовывать уроки тренинга. Программным обеспечением является компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Как правило, это тренажер для решения задач определенного типа или среда для решения определенных заданий.

3. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов.

На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на электронных-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать педагогу при подготовке к уроку, на разных этапах его проведения (объяснение, закрепление, контроль).

4. Нетрадиционные формы урока.

Компьютерные технологии дают возможность найти дополнительные источники информации, демонстрировать эксперименты, сопровождать учебный материал динамическими рисунками, графиками, таблицами.

Интересной формой проведения уроков с использованием ИКТ являются виртуальные экскурсии, концерты, спектакли, выставки и т.д.

В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий детей.

http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия по Большому театру;

http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;

http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/palace/interior/page3.html - виртуальное путешествие по дворцу г.Павловска;

http://kizhi.karelia.ru - виртуальное путешествие в Кижи;

http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums.htm - виртуальные экскурсии в музеи военной тематики (панорама Бородинского сражения, музей Г.Жукова, музей ракетных сил, военного корабля) и др.

Одной из интересных форм ЭОР является создание электронного портфолио учащихся.

В образовательной практике традиционно портфолио представляет собой папку, в которой собираются материалы, структурированные по определенным разделам, периодически пополняющимся.

Количество и название разделов зависит от целей, для которых портфолио создается.

Применительно к образовательной практике целесообразно говорить о портфолио обучающегося (воспитанника) и портфолио педагога.

В последнее время постепенно в образовательную практику все более входят электронные портфолио (так называемые eFolio).

Основное отличие электронного портфолио от традиционного-на бумажном носителе, заключается в носителе, на котором сохраняется вся необходимая информация: вместо бумажного носителя возможно использовать флэш-карты или диски.

Портфолио обучающегося.

При организации работы обучающихся с портфолио нужно помнить, что для всех видов деятельности обучающегося (урочной, внеурочной, внешкольной) создается один (общий) портфолио.

В связи с этим в образовательной организации принимается единая структура портфолио, которая может, впрочем, иметь свои особенности в зависимости от возраста обучающихся.

При организации работы с портфолио педагогу нужно выполнить следующие действия:

Чаще всего использование средств ИКТ оказывает реальное положительное влияние на эффективность образовательного процесса.

В то же время любой опытный педагог подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект.

Плюсы использования ИКТ:

- повышение эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;

- организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности педагога и ребенка;

- совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

- внесение изменений в содержание программ, напрямую не связанных с информатикой;

- совершенствование механизмов управления системой дополнительного образования;

- повышение уровня активности обучаемого, развитие способности альтернативного мышления, формирование умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач;

- приобретение умения познавать закономерности предметных областей и окружающей среды интеграционно, во всей взаимосвязи и зависимости;

- возможность прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.

Минусы ИКТ:

- сведение к минимуму ограниченное в образовательном процессе живое общение педагогов и обучающихся, обучающихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»;

- свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм;

- трудность перехода от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков;

- отвлечение внимания обучающегося в процессе обучения в связи с колоссальными объемами информации, представляемыми некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы;

- снижение эффективности обучения и воспитания вследствие использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет часто срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач сегодня в школе - уже привычный факт;

- формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.;

- негативное влияние чрезмерного и неоправданного использования средств информатизации на здоровье всех участников образовательного процесса.

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

В этом случае, без сомнения, положительные и отрицательные аспекты использования ИКТ в образовании необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области