Направления деятельности логопеда учреждений здравоохранения
Консультативные и просветительско-профилактические направления работы логопеда необходимы для предоставления помощи, как родителям, так и врачам и другим специалистам по устранению существующих речевых дефектов у детей, которые посещают учреждения здравоохранения и предупреждению вторичных проявлений, например, письменной и устной речи, мешающих ребенку полноправно усвоить необходимый материал в рамках программы обучения.
Задачи представленных направлений:
Для осуществления вышеназванных задач дефектолог-логопед пользуется следующими организационными формами работы: систематические выступления на совещаниях; анкетирование родителей, индивидуальная консультация врачей и родителей по вопросам, консультация врачей и родителей по итогам обследования; обучающая консультация с объяснениями этапов коррекционной деятельности и демонстрация приемов коррекционных и развивающих упражнений.
Главные направления работы логопеда в условиях детской поликлиники:
4. Оформление на отдельного ребенка логопедической характеристики;
5. Выполнение логопедической санитарно-просветительской работы: консультации с родителями, работа с врачами и другими специалистами детских образовательных учреждений, издание логопедических бюллетеней, создание иллюстративных пособий по логопедии.
Кроме главного направления деятельности дефектолог поликлиники выполняет ряд дополнительных направлений:
1. Профилактическое направление. Для обнаружения детей с речевым недоразвитием логопед участвует в массовых профилактических осмотрах, проводящихся в дни, предоставленные поликлиникой.
Логопед входит в состав медико-психолого-педагогической комиссии района и участвует в комплектовании логопедических групп при детских садах.
Для координирования и преемственности в работе необходимо один-два раза в год (в сентябре и июне) устраивать объединенные совещания старших логопедов детских поликлиник, детских садов, школьных логопунктов, психоневрологических санаториев.
2. Санитарно-просветительское направление. В детских поликлиниках логопедам необходимо неизменно организовывать консультации по разным логопедическим вопросам, как для сотрудников поликлиники, так и для родителей. В их работу входит и выпуск бюллетеней, оформление стендов по вопросам и ответам.
Примерные темы консультаций: «Выявление речевых нарушений у детей», «Значение и развитие общей и мелкой моторики для правильного развития ребенка».
Оформление стендов: «Логопед-родителям», «Советы от логопеда».
3. Систематическая диспансеризация. Детей с тяжелыми нарушениями речи.
Обнаружение таких детей выполняются логопедом на первичном приеме, при профилактических осмотрах, после конца постоянных занятий в кабинете логопеда, а также, при выписке из логогруппы и детских садов.
На детей заводится учетная карта, в ней отмечаются анкетные данные, дата посещения занятий, заключение, дальнейшие указания и результаты проведенных занятий.
В кабинете логопеда должна вестись документация:
1. Журнал первичных приемов и диспансеризации детей, посещаемости занятий логопеда, заседаний медико-педагогических комиссий, санитарно-просветительские работы.
2. Перспективный план работы на год.
3. Индивидуальная логопедическая карта.
4. Копии информации о работе кабинета логопеда.
Для удачной работы дефектологу-логопеду нужно удерживать контакт вплотную с родителями ребенка, обязательно проведение индивидуальных бесед и консультаций. Обязательно присутствие родителей на занятиях, особенно начальных. Дефектолог-логопед ознакамливает родителей с основой нарушений развития детей, со всеми логопедическими установками и специальными указаниями. Это необходимо для того, чтобы они установили общий и речевой режим в условиях домашних, обязательно соблюдали логопедические рекомендации дома.
Очень важно сотрудничество логопеда с образовательными учреждениями, которые посещает ребенок. Воспитатели должны смотреть за речью и развитием ребенка, предоставлять идентичные с логопедом требования, смотреть за посещением логопедических занятий в поликлинике, этично поддерживать детей с нарушениями в развитии.