Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


НОД "Как жили люди на Руси"

Цель познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать детей к народным традициям и обычаям. Задачи - систематизировать знания детей о русской национальной одежде мужской и женской - развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем отгадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук - обогащать словарный запас детей - формировать интерес к произведениям устного народного творчества – русским народным сказкам закрепить знание русских народных сказок и умение узнавать их по описательным фрагментам – загадкам - формировать первоначальные патриотические чувства, духовно - нравственные основы личности - воспитывать интерес к истории своей страны и любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Как жили люди на Руси»

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать детей к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- систематизировать знания детей о русской национальной одежде: мужской и женской;

- развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем отгадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук;

- обогащать словарный запас детей;

- формировать интерес к произведениям устного народного творчества – русским народным сказкам; закрепить знание русских народных сказок и умение узнавать их по описательным фрагментам – загадкам;

- формировать первоначальные патриотические чувства, духовно - нравственные основы личности;

- воспитывать интерес к истории своей страны и любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям

Воспитатель: - Ребята, когда мы с вами куда-то приходим, что мы делаем в первую очередь? (здороваемся). Правильно, хорошая примета – дарить всем с самого утра улыбки и желать мира и здоровья. Давайте и мы с вами так сделаем, поздороваемся с нашими гостями.

А теперь давайте мы немного попутешествуем? Но путешествие это не простое. Мы отправимся в путешествие по своей Родине.

- Что такое Родина?

- Кто знает как в старину называли нашу Родину? (Русь-матушка)

- А какой народ живет в нашей стране? (дружный, трудолюбивый, гостеприимный, веселый…)

- Раньше много времени люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали овощи, летом косили траву, осенью убирали весь урожай дружно, с песнями. А вечером народ отдыхал! Девицы собирались, пели песни и рукоделием занимались. Брали в руки прялки и пряли нитки. Давайте и мы с вами попробуем спрясть ниточки.

Пальчиковая гимнастика (стоя)

Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули (гладим пальчики)

Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)

Бабушкам платочки («змейка» пальчиками)

Дедушка – в жилете, (ручки в «замок»)

Братишка – в берете, («змейка» пальчиками)

Ну а я – в кафтане. (дети показывают на себя)

- Напрядут они ниток, а потом шьют и украшают свою одежду. Сами, своими руками.

- Давайте посмотрим, что носили мужчины на Руси. Мужчины носили портки и рубаху-косоворотку, ворот, рукава и низ которой украшали вышивкой. Подпоясывали ее так, чтобы выдавался живот.

- А в какой же одежде ходили русские женщины?

- А женщины на Руси, тоже носили рубаху, только поверх нее они надевали сарафан, который украшали вышивкой и лентами. Ворот и рукава рубахи считались «воротиками», пропускающими только голову и руки. Для всего остального «воротики» были закрыты. Давайте поиграем с вами в игру «Золотые ворота»?

Игра «Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки .Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Воспитатель: - А сейчас я хочу вам рассказать историю о том, как же подружились сарафан и рубаха.

История:

Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

- А как вы думаете, про какую нечисть спрашивал сарафан? Сейчас мы с вами поиграем в игру, а как она называется вам надо отгадать?

Загадка. Игра «Водяной».

- Речка чудная течет,

С темною водою.

Водяной в реке живет,

Важен он собою.

Он зеленый, добродушный,

Любит петь он под луной.

Хор набрал он из лягушек,

И концерт дает весной.

Воспитатель: - В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Кто догадался? Правильно, «Водяной»

Русская народная игра «Водяной».

Правила: считалкой выберу одного ребенка, он и будет водяным.

Тики, тики, тики, таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед,

Ищут в нашей речке брод.

Стали раки воду пить,

Выходи! Тебе водить!

Он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят слова: «водяной, водяной, что сидишь ты под водой! Ну-ка выходи, с нами посиди».

Дети останавливаются, водяной встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается его отгадать.

Воспитатель: - Как вы думаете, где в старину хранилась одежда? ( в сундуке)

— У меня тоже есть сундук, только в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

Загадки.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

- Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

- Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит. (Богатырь)

А кто такие богатыри? И какие они?

Физминутка.

Воспитатель: - Ребята! Давайте мы с вами попробуем превратиться в богатырей.

Богатырь – вот он каков (показываем силача)

Он силен и здоров

Он из лука стреляет ( имитация движения)

Метко палицу бросает ( имитация)

На границе стоит, зорко-зорко глядит ( имитация)

Подрастем и мы, смотри ( поднимаем руки вверх)

Станем как богатыри ( руки на пояс)

Ведь в нашей стране есть горы высокие ( поднимаемся на гору)

Реки глубокие ( качание руками внизу)

Степи, поля широкие ( руки в стороны)

Леса большие ( руки вверх)

А мы ребята – вот такие ( имитация)

(слышится звон колокольчика)

Воспитатель: - Слышите? Что это звучит? ( колокольчик)

-Это не простой колокольчик. В нашей стране в городе Новосибирске есть Колокол Мира, в который каждый ребенок может ударить в первый день лета – первого июня. А это – его сынок. Давайте в него позвоним! (Дети по желанию звонят в колокол)
Пусть будет Мир на нашей Земле, в нашей Стране и в нашем детском саду.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области