Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Как жили люди на Руси»
Цель: познакомить детей с жизнью и бытом русского народа, приобщать детей к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- систематизировать знания детей о русской национальной одежде: мужской и женской;
- развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем отгадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать интерес к произведениям устного народного творчества – русским народным сказкам; закрепить знание русских народных сказок и умение узнавать их по описательным фрагментам – загадкам;
- формировать первоначальные патриотические чувства, духовно - нравственные основы личности;
- воспитывать интерес к истории своей страны и любовь к народному искусству, почтение к народным традициям и обычаям
Воспитатель: - Ребята, когда мы с вами куда-то приходим, что мы делаем в первую очередь? (здороваемся). Правильно, хорошая примета – дарить всем с самого утра улыбки и желать мира и здоровья. Давайте и мы с вами так сделаем, поздороваемся с нашими гостями.
А теперь давайте мы немного попутешествуем? Но путешествие это не простое. Мы отправимся в путешествие по своей Родине.
- Что такое Родина?
- Кто знает как в старину называли нашу Родину? (Русь-матушка)
- А какой народ живет в нашей стране? (дружный, трудолюбивый, гостеприимный, веселый…)
- Раньше много времени люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали овощи, летом косили траву, осенью убирали весь урожай дружно, с песнями. А вечером народ отдыхал! Девицы собирались, пели песни и рукоделием занимались. Брали в руки прялки и пряли нитки. Давайте и мы с вами попробуем спрясть ниточки.
Пальчиковая гимнастика (стоя)
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки («змейка» пальчиками)
Дедушка – в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка – в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я – в кафтане. (дети показывают на себя)
- Напрядут они ниток, а потом шьют и украшают свою одежду. Сами, своими руками.
- Давайте посмотрим, что носили мужчины на Руси. Мужчины носили портки и рубаху-косоворотку, ворот, рукава и низ которой украшали вышивкой. Подпоясывали ее так, чтобы выдавался живот.
- А в какой же одежде ходили русские женщины?
- А женщины на Руси, тоже носили рубаху, только поверх нее они надевали сарафан, который украшали вышивкой и лентами. Ворот и рукава рубахи считались «воротиками», пропускающими только голову и руки. Для всего остального «воротики» были закрыты. Давайте поиграем с вами в игру «Золотые ворота»?
Игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друг друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки .Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Воспитатель: - А сейчас я хочу вам рассказать историю о том, как же подружились сарафан и рубаха.
История:
Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
- А как вы думаете, про какую нечисть спрашивал сарафан? Сейчас мы с вами поиграем в игру, а как она называется вам надо отгадать?
Загадка. Игра «Водяной».
- Речка чудная течет,
С темною водою.
Водяной в реке живет,
Важен он собою.
Он зеленый, добродушный,
Любит петь он под луной.
Хор набрал он из лягушек,
И концерт дает весной.
Воспитатель: - В какую игру мы с вами сейчас поиграем? Кто догадался? Правильно, «Водяной»
Русская народная игра «Водяной».
Правила: считалкой выберу одного ребенка, он и будет водяным.
Тики, тики, тики, таки,
Ходят в нашей речке раки.
Ходят задом наперед,
Ищут в нашей речке брод.
Стали раки воду пить,
Выходи! Тебе водить!
Он становится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу, произносят слова: «водяной, водяной, что сидишь ты под водой! Ну-ка выходи, с нами посиди».
Дети останавливаются, водяной встает и идет вперед, наткнувшись на ребенка, он на ощупь пытается его отгадать.
Воспитатель: - Как вы думаете, где в старину хранилась одежда? ( в сундуке)
— У меня тоже есть сундук, только в нем прячутся сказки.
А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.
Начинаются сказки, катятся с гор салазки.
А это было, голубчики, в старину,
Когда задумал дед Архип залезть на луну.
Тогда сказки по воздуху летали.
Друг друга за крылышки хватали.
Я за ними на золотом коне скакала,
Да в сундук эти сказки собирала,
А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.
Загадки.
— Вымолвил словечко, покатилась печка,
Прямо из деревни, к царю да царевне,
И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).
— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).
— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
- Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).
- Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит. (Богатырь)
А кто такие богатыри? И какие они?
Физминутка.
Воспитатель: - Ребята! Давайте мы с вами попробуем превратиться в богатырей.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров
Он из лука стреляет ( имитация движения)
Метко палицу бросает ( имитация)
На границе стоит, зорко-зорко глядит ( имитация)
Подрастем и мы, смотри ( поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри ( руки на пояс)
Ведь в нашей стране есть горы высокие ( поднимаемся на гору)
Реки глубокие ( качание руками внизу)
Степи, поля широкие ( руки в стороны)
Леса большие ( руки вверх)
А мы ребята – вот такие ( имитация)
(слышится звон колокольчика)
Воспитатель: - Слышите? Что это звучит? ( колокольчик)
-Это не простой колокольчик. В нашей стране в городе Новосибирске есть Колокол Мира, в который каждый ребенок может ударить в первый день лета – первого июня. А это – его сынок. Давайте в него позвоним! (Дети по желанию звонят в колокол)
Пусть будет Мир на нашей Земле, в нашей Стране и в нашем детском саду.