Галенко Анастасия Андреевна
МБОУ «СОШ № 61 г. Челябинска»
Учитель музыки
Функциональная грамотность на уроках музыки
Хочу начать с определения, что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Требования к современному образованию, стремительно изменились в последние годы. Сегодня главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность нестандартно и творчески, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Сейчас, мы с вами разберёмся, зачем это всё нужно учителю музыки?
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.
Педагог должен раскрыть перед подростком систему целевых ориентаций, которые бы определили ближайшие, средние и дальние перспективы. Учитель должен начать с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.
Урок музыки может способствовать наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное - это постоянная возможность. Помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.
Наш предмет за эти годы очень изменился! Во времена СССР в школе проходил обычный урок «пения», на котором учитель только разучивал и оттачивал навыки пения, а теперь это - урок «музыки». Такой урок как раз требует компетентности учителя, потому что на уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий.
Во - первых, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, а не скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни.
Во - вторых, ученики в конце учебного года могут вступить в дискуссию «Зачем нам нужна музыка?» И после бурных обсуждений, мы придём к выводу, что за год обучения мы стали культурно одарёнными благодаря урокам музыки.
Общая грамотность развивается у учащихся, когда я даю задание:
- Написать небольшое сочинение - поделиться своими впечатлениями о прослушанном музыкальном произведении или песни;
- Подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;
- Ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, так как на столах лежат музыкальные словари с определениями настроения в музыке;
- Заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, бланки с заданиями.
Список использованной литературы