Конспект урока окружающего мира во 2 классе
на тему «Мы - пассажиры»
Учитель: Алексеева Нина Витальевна
Место работы: МБОУ Адычинская СОШ им. В. С. Чирикова
Должность: Учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Мы - пассажиры
Класс: 2
Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2012 г.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: познакомить учащихся с правилами безопасного поведения на общественном и индивидуальном транспорте во время движения и на остановках.
Задачи:
Образовательные: познакомить с правилами пользования общественным транспортом;
Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к «Правилам движения» и умение использовать дорожную грамоту с целью безопасности жизнедеятельности участников
Формировать УУД:
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
-осуществлять синтез как составление целого и частей;
-проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
-уметь пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, которые помогут предотвратить их от несчастного случая на улицах и дорогах.
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
-формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Коммуникативные УУД:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые результаты:
Предметные: знать правила безопасного поведения на общественном и индивидуальном транспорте во время движения и на остановках;
Личностные:
-формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
-строить сообщения в устной форме;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Материал: Окружающий мир: 2 класс - учебник; светофорики у каждого ребенка.
Ход урока:
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу я, меня зовут Нина Витальевна.
Начинается урок,
Он пройдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запомнить.
2. Актуализация
- Ребята, сегодня на уроке я предлагаю нам отправиться в путешествие. Согласны?
- Но на чём же мы туда поедем? А вот на чём. Отгадайте загадку.
Что за чудо этот дом!
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус).
-Молодцы, это автобус. Мы отправимся с вами на автобусе. Посмотрите маршрут нашего путешествия. (Остановка…) вот мы познакомились с маршрутом нашего путешествия.
-Но, прежде ответьте, кем мы становимся, садясь на транспорт (Пассажирами)
3. Постановка цели урока:
- Теперь подумайте, какова будет тема нашего сегодняшнего урока. Наша сегодняшняя тема связана со словом пассажиры.
- Да, молодцы, тема сегодняшнего урока «Мы-пассажиры»
- Что нового узнаем, что мы, может быть, повторим?
- Т.к. тема урока пассажиры то… Вспомним правила поведения на транспорте.
4. Работа по теме урока:
Давайте начнем наше путешествие. Прежде чем поехать, мы должны дойти до автобусной остановки. Пока мы не сели на транспорт мы являемся пешеходами.
Физминутка
Постовой стоит упрямый Людям машет: Не ходи! Здесь машины едут прямо Пешеход, ты погоди! Посмотрите, улыбнулся Приглашает нас идти Вы машины, не спешите Пешехода пропустите! | Ходьба на месте1,2,3,4 движения руками, в стороны, вверх, в стороны, вниз 1,2,3,4 руки перед собой1,2,3,4 руки в стороны1,2,3,4 руки на пояс, улыбка1,2,3,4 шагаем на месте1,2,3,4 хлопки руками1,2,3,4 прыжки на месте1,2,3,4 |
Вот мы благополучно дошли до остановки. Как вы думаете, какие правила должны соблюдать люди на остановках.
2. Садиться в транспорт и выходить из него только после полной его остановки. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
4. Не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай.
Вот приехал наш автобус, мы дождались пока все вышли, и заходим в автобус.
Усаживаемся на свободные места. Едем, через некоторое время мы подъехали на первую остановку.
Остановка первая «Правильная»
-Как во всех общественных местах, на общественном транспорте тоже есть правила поведения. Правила поведения на общественном транспорте. А вы знаете как нужно пассажирам вести себя в транспорте?
Давайте, рассмотрим ситуации на странице 62. Определите, всё ли здесь верно? И попробуем сформулировать правила поведения в общественном транспорте.
Можно помогать людям пожилого возраста (уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками) Правильно
Нельзя висеть на подножке движущегося транспорта (не отвлекать водителя во время движения, не заслонять стекло кабины водителя, не высовывать руки и голову из окон, не препятствовать закрытию двери не прислоняться к дверям во время движения) Не правильно
Нельзя расталкивать пассажиров (не шуметь, не толкаться, не прыгать и не бегать по салону (вагону), не мешать движению) Не правильно
Нужно заплатить за проезд кондуктору (не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ) Правильно.
Теперь закрываем учебники. Послушайте рассказ.
В автобус вошла старушка, все места были заняты. Мальчик, увидев бабушку, предложил: «Бабушка, вы далеко не уходите, постойте рядом, я через две остановки выхожу».
Правильно ли поступил мальчик? (неправильно, Старшим нужно уступать место)
Вывод: мы знаем и соблюдаем правила поведения на общественном транспорте.
Едем дальше.
Остановка вторая «Волшебная»
На эту остановку мы тоже не выходим, сидим. Смотрим в окно и рассматриваем улицы.
Гимнастика для глаз
А следующий рассказ вы мне поможете рассказать. Там, где я буду молчать, вы добавляете подходящие по смыслу слова
Однажды Володя поехал в театр. В автобусе он сидел около окна и с интересом рассматривал улицы.
Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «…» (Садитесь, пожалуйста!) Женщина обрадовалась и очень вежливо поблагодарила: «…» (Спасибо!) Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «…» (Извините, пожалуйста!)
Как называются слова, которые вы добавляли? (Волшебные слова)
Почему эти слова так называются? (Люди, которые их произносят, превращаются в настоящих волшебников. Они становятся добрыми, ласковыми, внимательными. Люди, которые слышат эти слова, отвечают им добротой, лаской и заботой.)
Вывод: находясь в общественном транспорте надо соблюдать правила поведения и нельзя забывать говорить друг другу волшебные слова.
Остановка третья «Светофорная»
У вас на партах лежат светофоры, но у них не горят огни. Вам необходимо правильно расположить цвета светофора в нужном порядке. Только мы отгадываем загадку и приклеиваем нужный нам цвет, там где он должен находиться.
-Сейчас я буду читать стихотворение, а вы на своих светофорчиках зажигайте нужный свет.
Внимание!
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора!
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
Покажите правильный ответ:
Какой для пешехода свет?
(Дети открывают окошечко с красным кружком) Работаем аккуратно, заклеиваем и прижимаем.
Особый свет – предупрежденье!
Сигнала ждите для движенья..
(Дети открывают окошечко с желтым кружком)
Зажегся следующий свет
Он разрешает нам идти
Какой горит при этом свет?
(Дети показывают окошечко с зелёным кружком)
Проверяем. У нас получился вот такой светофор (Учитель показывает)
-Правильно! Молодцы!
Для тебя горят они
Светофорные огни.
Красный – стой!
Жёлтый – жди!
А зелёный свет – иди!
- Вы очень хорошо знаете сигналы светофора.
Вывод: каждый пешеход должен знать сигналы светофора.
Отложили наши светофорчики. Едем дальше.
Игра-физминутка «Светофор»
- я буду показывать цвета светофора, если загорится желтый – вы делаете хлопки в ладоши, если зеленый – ходьба на месте, если красный – приседание.
Остановка четвертая «Загадкино»
- Немножко отдохнем и отгадаем загадки:
Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? ( Такси).
По асфальту едет дом
И народу много в нём,
А под крышей дома – вожжи,
Ехать он без них не может. (Троллейбус).
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (автомобиль).
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай).
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - над лугами
Отливает серебром. (Самолет.)
Конь стальной
Овса не просит,
А пашет и косит. (Трактор.)
Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд, вагоны.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...(Вертолет)
Вот закончилось наше путешествие на автобусе. Но прежде, чем выйти из автобуса мы должны проверить, всё ли вы поняли из нашего путешествия, попробуем составить памятку пассажира. Работа в парах
Памятка пассажира:
1.Не мешать другим входить в транспорт.
2.Оплачивать проезд.
3.Уступать место старшим.
4 Не шуметь, не толкаться.
5.Не высовываться из окон.
6.Не перевозить взрывчатые вещества, животных.
7.Не отвлекать водителя разговорами.
8.Не есть мороженое, не сорить.
Молодцы, можем выходить из автобуса.
Вот закончилось наше путешествие.
8.Подведение итогов:
Как вы думаете, зачем нужно выполнять правила поведения в транспорте? (Для своей безопасности, для безопасности окружающих)
Оценки
9.Рефлексия: Если нам понравилось наше путешествие прорисуйте улыбку на светофорчиках …
Технологическая карта урока
Учитель | Алексеева Нина Витальевна |
Место работы | МБОУ Адычинская СОШ им. В. С. Чирикова |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Окружающий мир |
Тема урока | Мы - пассажиры |
Класс | 2 |
Предметная программа и ее автор | «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 2 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2012 г.) |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Цель и задачи урока | Цель: познакомить учащихся с правилами безопасного поведения на общественном и индивидуальном транспорте во время движения и на остановках. Задачи: Образовательные: познакомить с правилами пользования общественным транспортом; Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к «Правилам движения» и умение использовать дорожную грамоту с целью безопасности жизнедеятельности участников Формировать УУД: Личностные УУД: -формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: - самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; -осуществлять синтез как составление целого и частей; - проводить анализ объектов с целью выделения признаков; -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; - уметь пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, которые помогут предотвратить их от несчастного случая на улицах и дорогах. Регулятивные УУД: -принимать и сохранять учебную задачу; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия; -формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». -Коммуникативные УУД: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Планируемый результат | Предметные: знать правила безопасного поведения на общественном и индивидуальном транспорте во время движения и на остановках; Личностные: -формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные: -строить сообщения в устной форме; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация |
Материал | Окружающий мир: 2 класс - учебник; светофорики у каждого ребенка. |