Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Текстовые задачи повышенной сложности и способы их решения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как показывает многолетний опыт работы в общеобразовательной школе, текстовые задачи на уроках алгебры не являются «любимыми».

Обычно все методические пособия, содержащие решение текстовых задач, адресуются учащимся 5 – 9 классов. Когда выпускников спрашивают, какие задачи их прежде всего волнуют, они единогласно говорят: текстовые задачи. И находят простой выход – попросту не приступают к их решению на ЕГЭ. Почему? Внимание текстовым задачам уделяется только до 9 класса, а потом только при подготовке к ЕГЭ. На этом работа с ними в школе заканчивается. Однако психика и житейский опыт детей в 9 классе таковы, что химия растворов, встречи грузовиков с легковыми автомобилями, производительность на заводах и в бассейнах, распродажи, скидки, прибыли их не интересуют, а потому всё это для них непонятно, а потому и неинтересно. Интерес возникает позже, ближе к экзаменам, а «хватка» исчезла. Приходится начинать всё заново.

Решение любой текстовой задачи состоит из двух частей: логической и математической. Чаще всего наибольшей проблемой является первая часть. Здесь требуется житейский опыт, умение логически мыслить, рассуждать, умение перевести происходящее на язык уравнений и неравенств. Задача, которая под силу далеко не каждому! Вторая часть текстовых задач более понятна учащимся – это чисто математическая задача: решить полученные уравнения или неравенства. Затруднения встречаются, если возникают нестандартные ситуации:

Когда число уравнений меньше числа неизвестных (выход часто в том, что на «лишнее» неизвестное можно просто сократить, или в задаче требуется найти какое-то отношение, которое и надо ввести в качестве переменной)

Когда надо выискать из условия задачи какие-то дополнительные ограничения, которые сформулированы «не очень ясно» (обычно это задачи, в которых решение надо искать в целых или натуральных числах)

Какой же выход из сложившейся ситуации? Мы решили попробовать упростить как раз логическую составляющую текстовых задач. Потому что чисто математические выкладки более-менее старательный ученик умеет делать, а вот составить правильную математическую модель ситуации, описанной в задаче, затрудняется.

Во всех рассматриваемых ниже задачах используются прямые формулы пути, работы и т.д.

Задачи:

Один автомобиль проходит в минуту на 240 м больше, чем другой, поэтому затрачивает на прохождение 1 км на 12,5 сек меньше. На сколько метров первый автомобиль увеличивает расстояние от второго пока второй проходит 1 км.

Решение: В этой задаче удобно взять размерность м/мин.

Составим таблицу

V (м/мин)

t (мин)

S (м)

I

t

1000

II

Х

t +

1000

Определим, что надо найти:

Второй проходит 1000 м за (t + )мин, за это время первый пройдёт )(t + )м. Тогда искомая величина )(t + ) – 1000=?

Так как t + , то получим

) – 1000 = 1000 + – 1000 = . Эту величину и надо найти. Для того, чтобы её найти, надо определить х.

Составим систему: Выразим из каждого уравнения tи приравняем: разделим уравнение на 5.

Получим квадратное уравнение

Искомое расстояние

Ответ: 250 м

Два лыжника стартовали друг за другом с интервалом 15 минут. Второй лыжник догнал первого в 15 км от точки старта. Дойдя до отметки 50 км, второй лыжник повернул обратно и встретил первого на расстоянии 5 км от точки поворота. Найти скорости лыжников.

Решение: Размерность можно взять любую.

А С Д В

15 км 5 км

50 км

Составим таблицу:

V

T

S

AC

I

x

15

II

y

15

Отсчёт от точки С

I

x

II

y

Найти надо х и у.

Соблюдая баланс, составим систему:

Избавимся от переменных . Из второго уравнения выразим tи подставим в первое, а третье разделим на четвёртое. Получим систему двух уравнений с двумя переменными:

Раскроем скобки в первом уравнении, получим

Ответ: 15 км/ч, 20 км/ч.

Из пунктов А и В одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Когда второй проехал половину пути, первому оставалось проехать до пункта В 14 км, а когда первый прибыл в пункт В, второй находился от пункта А за 10,5 км. На каком расстоянии от пункта А велосипедисты встретились?

Решение: Находился за 10,5 км означает не доехал до пункта А 10,5 км.

Составим таблицу, с учётом двух отсечек времени:

Учитываем, что S>14.

V(км/ч)

t (ч)

S (км)

Первая

отсечка

времени

I

x

II

y

Вторая

отсечка

времени

I

x

II

y

I

x

II

y

Составим систему:

Получили систему из шести уравнений с семью неизвестными. Дисбаланс?Разделим первое уравнение на второе, третье – на четвёртое, пятое – на шестое. Получим

Получили три уравнения и три неизвестные .

Приравняем первое и второе уравнения:

Приравняем первое и третье уравнения:

Ответ : 24 км.

Пассажирский поезд вышел из пункта А в пункт В. Через 26 часов навстречу ему из В вышел скорый поезд, и ещё через 4 часа поезда встретились. За сколько часов каждый поезд проходит путь между этими городами, если известно, что скорому поезду для этого требуется на 12 часов меньше, чем пассажирскому?

Решение: В этой задаче удобно взять расстояние между А и В за 1.

Составим таблицу:S - расстояние от пункта А до места встречи

V(АВ/ч)

t (ч)

S (АВ)

Пассажирский

x

26+4=30

S

Скорый

y

4

1-S

Пассажирский

x

t+12

1

Скорый

y

t

1

Найти надоt и (t+12)

Составим систему:

Выполним сложение первого и второго уравнений:

Выразим х и у из третьего и четвёртого уравнений и подставим в последнее уравнение:

Получим

Ответ: 24 ч, 36 ч.

Два спортсмена бегают по одной замкнутой дорожке стадиона, скорость каждого постоянна, а на преодоление всей дорожки один тратит на 5 сек больше второго. Если они начинают бег с общего старта одновременно и в одном направлении, то снова окажутся рядом через 30 сек. Через какое время они встретятся, если побегут одновременно с общей линии старта в противоположных направлениях?

Решение: Длину замкнутой дорожки возьмём за 1.

Пусть первый бегает быстрее второго, т.е. х>у.

V(дор/сек)

T (сек)

S (дор)

I

X

t

1

II

Y

t+5

1

I

X

30

1+S

II

Y

30

S

I

X

II

Y

Найти надо

Составим систему:

Выразим t из первого уравнения и подставим во второе уравнение, получим

Выразим Sиз третьего уравнения и подставим в четвёртое уравнение, получим

Выполним сложение пятого и шестого уравнений, получим

Выразим Значит, чтобы найти , надо найти х и у.

Чтобы найти х и у, решим систему из первых двух уравнений:

Выразим у из второго уравнения и подставим в первое уравнение.

Умножим уравнение на 30

Умножим уравнение на :

Ответ: 6 сек.

Два грузовых автомобиля должны были перевезти некоторый груз в течение 20 часов. Однако работу смог начать только первый автомобиль. До прибытия второго он перевёз 80% груза. Остальную часть груза перевёз второй автомобиль и весь груз был перевезён за 36 часов. Сколько времени нужно было каждому автомобилю в отдельности для перевозки всего груза?

Решение: Весь груз берём за 1.

V (груз/ч)

t (ч)

A (груз)

вместе

x+y

20

1

I

x

T

0,8=⅘

II

y

36-t

0,2=⅕

Найти надо .

Составим систему:

Выразим t из второго уравнения и подставим в третье уравнение, получим систему из двух уравнений:

Решим обычным способом подстановки.

Подставим во второе уравнение

Ответ: 30 ч, 60 ч.

На расстоянии 100 км первый автомобиль расходует бензина на 2 л больше, чем второй. Расходуя 1 л бензина, он проходит по этой дороге на 2,5 км меньше, чем второй. Каков расход бензина каждого автомобиля на расстоянии 100 км?

Решение: Задача решается просто, если взять необычные единицы измерения: V – число километров, пройденные на 1 литре бензина, t – число израсходованных литров бензина, А – число пройденных километров.

V (км/л)

t (л)

A (км)

«плохой» автомобиль

x

t+2

100

«хороший» автомобиль

x+2,5

t

100

Надо найти t и (t+2).

Составим систему:

Так как надо найти t, то избавимся от х.

Ответ: 8 л.

По плану одной бригаде нужно изготовить на 240 деталей больше, чем другой за то же время. Ввиду того, что в первой бригаде не работало 5 человек, а во второй – 4 человека, каждая бригада выполнила план на 2 дня позднее. Сколько рабочих выходило на работу в каждой бригаде, если каждый из них изготовлял по 6 деталей в день?

Решение: Пусть n – количество рабочих в первой бригаде, а m– количество рабочих во второй бригаде.

Составим таблицу:

V (дет/день)

t (день)

A (дет)

I

6n

T

A+240

II

6m

T

A

I

6(n-5)

t+2

A+240

II

6(m-4)

t+2

A

Найти надо (n-5) и (m-4).

Раскроем скобки в третьем и четвёртом уравнениях:

Из первого и второго уравнений получим

Получим систему:

Умножим первое уравнение на второе:

Ответ: 20 чел., 16 чел.

Укажите все значения n, для которых сумма n последовательных членов арифметической прогрессии 25; 22; 19; …, начиная с первого, не меньше 66.

Решение:

Найти надо n.

С учётом того, что n– натуральное число, запишем ответ.

Ответ: 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14.

Какое наибольшее значение может принять сумма первых n членов арифметической прогрессии 68; 65; 62; … ?

Решение:

Рассмотрим функцию

Графиком этой функции является парабола, ветви которой направлены вниз. Абсцисса вершины параболы

23 ближе к

Значит, значение функции при х=23 будет больше,

чем при х=24.

Значит,

=805

Ответ: 805

Сколько членов содержится в возрастающей арифметической прогрессии, у которой сумма членов с нечётными номерами составляет 52% суммы членов всей прогрессии.

Решение:

Так как прогрессия возрастающая, то . Найти надо n.

Рассмотрим два случая:

n=2k (чётное количество членов)

Каждое слагаемое первой суммы меньше, чем соответствующее слагаемое второй суммы, т.к. прогрессия возрастающая. Значит,

Но по условию, т.е. сумма членов с нечётными номерами составляет больше половины всей суммы Значит, этот случай не подходит.

n=2k+1 (нечётное количество членов)

Количество членов с чётными номерами равно

Разность каждой прогрессии 2d.

Тогда

Подставим в условие

Ответ : 25

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области