Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


План самообразования "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Принято

На педагогическом совете

Протокол №__

от _______________

Утверждаю

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

(2020-2021 УЧ. ГОД)

Воспитатель:

О.Н. Мурашкина

2020г.

Содержание:

Актуальность

3

Перспективное планирование на 2020-2021 уч. год

5

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

9

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду

12

Список литературы

13

Конспекты занятий

14

Консультация для родителей

29

Отчет

Актуальность

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное  и познавательное развитие детей. Документ гласит, что содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических  и эстетических качеств. Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств», так как ранее принятые ФГТ были направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка дошкольного возраста.

Нравственное  воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится  проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.   Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, логично предположить, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с младшего возраста уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребёнок живёт, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Срок реализации: 1 год (2020-2021 учебный год).

Возраст: старшая группа.

Цель: изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Наш дом - Россия»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Патриотизм в саду».

Перспективный план на 2020-2021 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС

2. Данилова, Н. П. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Н. П. Данилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 10-11.

3. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10.

4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г.

5. Попугаева, Л. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Попугаева, И. В. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 484-487.

Работа с детьми

Сентябрь

«Мой любимый детский сад»

1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

2. Беседа «Моя группа, мои друзья».

3.Выставка рисунков «Что я люблю делать в детском саду».

4. Беседа «Что такое доброта?»

5. Чтение РНС «Хаврошечка»; «Лиса и журавль»; «Крылатый, лохматый и масляный»

6. С/р игра «Детский сад».

Выставка рисунков

Октябрь

«Я и моё имя»

1. Беседа «Я и моё имя»

2. Игра «Назови ласково».

3. «Полное» и «неполное» имя.

4. Игра «Кто я?»

5. Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…», «Когда мне плохо…».

6. Чтение «Цветик-семицветик» В. Катаев

Инсценировка рассказа «Цветик-семицветик»

Ноябрь

«Моя семья»

1. Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Выставка семейных фотографий.

3. С/р игра «Семья».

4. Чтение рассказа Н. Носов «Живая шляпа»

Декабрь

«Моя семья»

1. Беседа «Моя семья»

2. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

3. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Вечер в семье».

4. Заучивание стихотворений, потешек, закличек о зиме.

Изготовление игрушек для украшения елки и комнаты

Оформление группы к празднику.

Январь

«Мои друзья»

1. Беседа «Что такое дружба»

2. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3. Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

4. Разучивание стихов о дружбе.

Февраль

«Наши защитники»

2. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Папы – вы наши защитники».

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3. Изготовление подарков для пап.

4. Пение песен, заучивание стихов об армии.

5. С/р игра «Мы солдаты»

Выставка рисунков «Самолеты летят»

Март

«Моя мама»

1. Беседа с детьми о своих мамах «Мамочка моя»

2. Изготовление подарков для мам.

3. Пение песен, чтение стихов о маме.

4. С/р игра «Дочки – матери».

Выставка работ «Красивое платье для мамы» (аппликация)

Апрель

«Моя улица»

1. Беседа «Дом, в котором мы живём».

2. Рассматривание фотографий, слайдов с различными улицами города.

3. Экскурсия по улицам, прилегающих к детскому саду.

Рисование «Моя улица».

Май

«Мой город»

1. Беседа «Мой родной город»

2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы»

3. Рисование «Деревья и кустарники»

4. Конструирование «Дом для куклы»

5. С/р игра «Автобус»

Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм по темам: «Детский сад», ряженье «Мамин сундучок»

Октябрь

Создать условия для заинтересованного участия в выставке «Буква моего имени»

Выставка

Ноябрь

Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья».

Фотоальбом «Моя семья»

Декабрь

Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола

Январь

Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын»

Февраль

Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (папина страничка «Мой папа умеет…»)

Март

Привлечь родителей к сбору фотографий для оформления фотоальбома «Моя семья» (мамина страничка «Самая, самая») и по видам деятельности – варит, стирает, гладит и т.д.

Апрель

Беседы с родителями о любимых игрушках детей

Май

Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы

Самореализация

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника

Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности. В это время складывается детская компетентность.

Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития

личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами, появляются доминирующие ценностные установки, меняется характер взаимоотношений со сверстниками

и взрослыми, способен оценить себя по отношению к окружающему миру

в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Дошкольное детство является особенным по своей сущности и являет

собой сложное психологическое, педагогическое и социально-культурное явление, которое обладает индивидуальностью развития. В этом возрасте закладываются основы таких личностных качеств, как патриотизм, гражданственность, интернационализм. Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ патриотизма как нравственного образования личности. Патриотизм представляет собой модель, из трех компонентов:

• когнитивный,

• эмоциональный

• деятельностный

В свою очередь эти компоненты воплощаются в сфере социума и природы.

Когнитивный компонент заключается в познании дошкольниками доступным их возрасту объемом представлений и понятий о родине. Во многом это возможно благодаря совершенствованию и формированию в этом возрасте приоритетных познавательных процессов психики.

Эмоциональный компонент патриотизма опирается на то, что все стороны жизни ребенка дошкольного возраста выражены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка оказываются материалом для обобщения представлений о Родине и создания на их основе патриотических чувств. Главным качеством для ребенка этого возраста является создание внутренней личностной позиции, он начинает стремиться к «ответственным» поручениям, к «серьезным» занятиям, некоторой самостоятельности, т.е. появляется желание занять новую социальную позицию.

Деятельностный компонент патриотизма подразумевает исполнение эмоционально проникнувших и понятых знаний в деятельности, а также наличие набора нравственно-волевых качеств. В этом возрасте деятельность ребенка уже не относится напрямую с привлекательным предметом, а основываются на представления о нем, о желаемом результате, о реальности его достичь в скором будущем. Появление представлений позволяет дошкольнику отклониться от непосредственной ситуации, у него появляются переживания и волнения, с ней не связанные, и постоянные трудности осознаются не так остро.

Обязательным условием для успешного патриотического воспитания является высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношение старшего поколения к младшему. Они должны основываться на уважении к личности подрастающего ребенка, знании законов психического и физического развития, а так же с любовью к нему.

Деятельность ребенка дошкольного возраста начинает определяться общественными целями. Складывается умение заботиться о родных и близких людях, делать что-то нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к делу, которое ему поручили, бережно относиться к природе и окружающему миру в целом. Так же, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов. На основе этого формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, так как появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности. Следовательно, воспитание патриотизма как интегративного нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение когнитивной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.

Особенностями проявления нравственных и патриотических чувств у дошкольников являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но это возникшее чувство может угаснуть, так как затем на эти впечатления накладываются другие, поэтому психологи отмечают, что необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях. Задачей воспитателя в данном случае является целенаправленная работа по созданию соответствующих воспитательных моментов. Такие задачи решаются во всех формах детской деятельности без исключения: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Также необходимо отметить, что самыми сильнодействующими 18 факторами воспитания являются: мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция, приобщение родителей к жизни своих детей.

Патриотическое воспитание ребенка является сложным педагогическим процессом, базой которого является развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками.

Приоритетным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста оказывается близкая связь с родителями. В наше время эта работа является важной и особенно трудной. Необходима большая аккуратность, такт и терпение, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не всегда считаются важными. Но родителям необходимо стать участниками работы по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время возрос интерес людей к своей родословной.

«В дошкольном возрасте только формируется воля, нравственные идеалы, которые являются важными для патриотического воспитания». Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является сотрудничество с семьей. Необходимо сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Список литературы

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС

2. Данилова, Н. П. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников / Н. П. Данилова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 10-11.

3. Кайдалова С. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе // Евразийский научный журнал, 2016. — № 10.

4. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – М., Сфера, 2010 г.

5. Попугаева, Л. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Попугаева, И. В. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 484-487.

Конспекты занятий

Беседа на тему: «Моя группа, мои друзья»

Цель: Развивать чувство уверенности в самом себе, чувство любви и гордости за свою группу. Учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду. Закрепить знания детей о работе младший воспитатель, повара, музыкального руководителя.Наглядный материал: игрушки (капелька, музыкальные инструменты), картинки с изображением людей разных профессий. Ход беседы:Воспитатель: Ребята, когда вы сегодня проснулись, на улице солнечная погода, у всех было хорошее настроение?    Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад, в нашу группу и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, занимаемся, делимся угощением)Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.)А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее)Смотрите, ребята, в гости к нам пришла капелька.

Да что-то она не веселая. Давайте спросим его, что с ней случилось?Капелька: Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?Воспитатель: У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем ее в свою группу? Посмотри, капелька, какая у нас группа светлая, большая, уютная.Дети, вы любите свою группу? (экскурсия по группе)Давайте познакомим капельку с нашей группой и расскажем, что еще есть в нашем детском саду.Скажите дети, где вы храните свои вещи? (в раздевалке, в шкафчиках)А как вы находите свои шкафчики? (по картинкам)Есть у нас комната, где ребята из грязнуль превращаются в чистюль. Что же это за комната? (умывальная)Давайте покажем ее капельке. Здесь есть домики, только они не для одежды, а для чего? (для полотенец и расчесок)А как вы находите свои полотенца? (по картинкам)Но самая любимая комната это групповая. Почему ее все дети любят? (здесь мы обедаем, играем, спим, занимаемся)Скажите, а у игрушек есть свои домики? Покажите, где живут куклы, машины? А где мы берем овощи и фрукты для кукол?Как вы думаете, капельке понравилось у нас в группе?Игра на музыкальных инструментах. (бубен, колокольчики, погремушки)Давайте капельке расскажем, какие большие комнаты есть у нас в саду и кто в них работает.  Что это у меня на столе? Как они называются? (музыкальные инструменты)А что делают колокольчики? (звенят)А что делают погремушки? (гремят)Что делает бубен, дудочка, барабан? (стучит, барабанит, дудит)Скажите, а где проходят музыкальные занятия? (в музыкальном зале)А мы сейчас здесь с вами поиграем на музыкальных инсрументах.Понравилось тебе капелька, как играли дети?Чтобы вы росли крепкими, сильными и здоровыми, мы занимаемся с вами физкультурой.  А где проходят эти занятия? (в спортивном зале). 

А кто вам приносит витамины, следит за вашим здоровьем, делает прививки? (медсестра).

Посмотрите на картинку. Кто это? (повар)Что делает повар? (готовит еду). А где он это все готовит? (на кухне).Воспитатель: Вот видишь капелька, сколько людей работает в нашем саду. Все они заботятся о здоровье наших ребят, чтобы они росли сильными, здоровыми и умными.Капелька: Дети, а как называется ваш садик? Воспитатель: Тебе понравилось у нас? Будешь приходить к нам в гости?А сейчас давайте все вместе поиграем с пальчиками.Пальчик, пальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил.С этим братцем щи варил.С этим братцем кашу ел.С этим братцем песни пел. (поют песню «Веселых друзей» из музыкального мультфильма)

Беседа на тему: «Что такое доброта?»

Цель: нравственное воспитание детей, формировать умение быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе, развитие связной речи, закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Материал: аудиозаписи песен, сюжетные картинки с изображением поступков, мяч.

Ход беседы:

Беседа начинается с песни Барбарики «Что такое доброта?»

Воспитатель: Что же такое доброта? Сегодня мы с вами поговорим о доброте и вежливых словах.

Послушайте стихотворение М. Лисянского «О доброте»

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем играть в игры.

Первая игра «Злой - добрый» с мячом.

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Обидеть – защитить

Грустный – весёлый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Трусливый – храбрый.

Вторая игра «Найди на картинке хорошие поступки»

На столе выкладываются разные ситуации, дети берут картинки и рассказывают,какие поступки здесь изображены: плохие или хорошие и объясняют это.

Физкультминутка

Здравствуйте, ладошки (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте, ножки (топ, топ, топ)

Здравствуйте, щёчки (плюх, плюх, плюх)

Здравствуйте, зубки (щёлк, щёлк, щёлк)

Здравствуйте, губки (чмок, чмок, чмок)

Здравствуй мой носик (бип, бип, бип)

Воспитатель: Ещё поиграем?

Дети: Да

Воспитатель: Я начну, а вы закончите предложение.

Игра «Доскажи словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…. (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы….. (спасибо).

Мальчик вежливый всегда

Говорит,встречаясь….. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…. (простите, пожалуйста).

На прощанье говорят…. (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю...(пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Воспитатель: Добрым должен быть каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек".

Назовите мне, пожалуйста, волшебные слова, которые вы знаете.

Дети: Здравствуйте, доброе утро, до свидание, добрый вечер, спасибо, пожалуйста и т. д.

Воспитатель: Молодцы, у нас в группе дети все вежливые и добрые.Мы с вами должны запомнить одно правило: Всегда и везде со всеми здороваться, а это значит желать здоровья человеку, даже если вы увидели этого человека в первый раз.

Заканчивается беседа песней Шаинского «От улыбки»

Беседа на тему: «Я и моё имя»

Цель: формировать умение составлять предложения с однородными членами; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; активное использование в речи нового слова (имя); формировать познавательные интересы; воспитывать уважение детей друг к другу; любовь к своему имени; совершенствовать общую моторику: координацию движений и речи.

Материал: Стулья расставлены по количеству детей полукругом; сказочный персонаж «Колобок»; иллюстрации сказочных героев: комар, мышка, лягушка, зайка.

Ход беседы:

Ребята к нам сегодня на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Для начала закрепим правило, которое соблюдается нами на занятии:

«Чтобы разговаривать Надо выговаривать.

Красиво и внятно, Чтоб всем было понятно.

Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим, Потому, что не спешим!»

Ребята, посмотрите внимательно на гостей, не замечаете ли вы среди них особенного гостя - сказочного героя? (Ответы детей)

Этого сказочного героя зовут Колобок

Колобок: Здравствуйте ребята! Верно вы сказали, меня зовут Колобок-это мое имя. Имя есть не только у меня, у сказочных героев, но и у вас есть свое имя, у каждого человека есть имя.

Как вас здесь много! Давайте знакомиться! Сейчас каждый из вас, назовет мне свое имя. А говорить будете так: «Мое имя (Света)» (Дети называют свои имена по цепочке)

Вот мы и познакомились! Какие у вас разные и красивые имена!

Воспитатель: У Колобка много друзей, из разных сказок. Давайте посмотрит на них, и назовем их имена.

Посмотрите на первого сказочного героя. Как ее имя? (ответ детей – муха-горюха)

Как вы думаете, почему ее так назвали? (потому что она горевала, грустила)

Посмотрите на этого сказочного героя. Как же его имя? (его имя комар-пискун)

Ребята как вы думаете почему его так назвали? (потому что он пищит)

Какое имя у следующего героя? (ее имя мышка-норушка)

А почему ее назвали Норушка? (потому что она живет в норке)

Какое имя у следующего героя? (ее имя лягушка- квакушка)

А почему ее назвали Квакушка? (потому что она квакает)

Назовите имя следующего героя. (его имя зайчик- побегайчик)

Почему же зайчика так назвали? (потому что он бегает, прыгает)

Какое имя у следующего героя? (ее имя лиса-краса)

А почему ее назвали так? (потому что она красивая)

Назовите имя следующего героя. (его имя волчок –серый бочок)

Почему же волка так назвали? (потому что у него серый бочок)

Какое имя у следующего героя? (его имя мишка косолапый)

А почему мишку назвали Косолапым? (потому что у него ноги косолапые)

Вот Колобок, ребята знают не только твое имя, но и имена твоих друзей.

А еще мы знаем твою сказку. Ребята, давайте мы расскажем ее Колобку.

Физминутка

Замесила бабушка не булку, не оладушки.

(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево- вправо)

Доставала из печи не пирог, не калачи

(Повороты туловища влево-вправо,руки в стороны)

Как поставила на стол-

(Наклон вперед и руки вытянуть)

Он от бабушки ушел!

(Прыжки на месте)

Кто же бегает без ног?

(Бег на месте)

Ну, конечно, Колобок!

(Хлопки в ладоши)

Понравилась тебе сказка, Колобок?

Колобок: Да, спасибо!

Ребята, знаете ли вы кто вас назвал такими красивыми именами (мама, папа).

Верно. Как только вы родились, они дали вам имя, которое у вас сейчас есть.

А с кем вы живете дома? ( с мамой, папой) – это и называется «семья». Те кто живет с вами, заботится о вас, любит – и есть ваша семья

Пальчиковая игра «Семья»

Поиграем пальчиками в игру «Семья»

Молодцы!

Ребята, скажите, а мама вас называет только по имени? (Ответы детей)

А сейчас по цепочке ответьте, как вас еще называет мама? Послушайте как нужно говорить: «Мама меня называет ….(Сашенька, рыбка и т. д.)» (Дети по цепочке отвечают)

Вот какими разными ласковыми словами вас называет мама.

А знаете ли вы почему мама называет вас ласковыми именами? (ответы детей)

Мама вас так ласково, нежно называет, потому что очень вас любит!

Колобок: Скажите, о чем мы сегодня говорили на занятии? Каждый человек имеет право на то, что бы его называли по имени, что б у него были мама и папа, которые Вас очень любят.

Мне очень понравилось у вас, но пора возвращаться к своим друзьям. До свидания!

Воспитатель: До свидания, колобок.

Беседа на тему: «Моя семья»

Цель: учить отвечать на вопросы; формировать представления о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. 

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Воспитатель: Да, действительно, самые близкие, самые любимые и любящие, самые родные люди - мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

-Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Беседа на тему «Что такое дружба»

Цель беседы: формировать представление у детей о дружеских отношениях.

Задачи: учить детей хорошо относиться друг к другу; развивать речь, внимание; воспитывать симпатию и дружелюбие.

Ход беседы:

Дети сегодня хочу поговорить с вами о дружбе.

Ой кажется кто-то стучится (заношу грусного зайчика)

Посмотрите к нам пришел зайчик, он грустный, давайте поздороваемся и спросим, почему он грустит?

Зайка: Со мной никто не дружит, мне очень грустно одному.

Воспитатель: А почему же с тобой никто не дружит?

Зайка: Я не поделился со своим другом морковкой и он обиделся, теперь не дружит со мной. А ещё он сказал, что друзья так не поступают, а что это такое "друг" я не знаю!

Воспитатель: Зайка ты вовремя пришел, мы как раз с ребятами решили поговорить о дружбе, оставайся с нами послушай, может, что то тебе будет интересно узнать, что такое дружба! Вот послушайте стишок:

Что такое дружба? — Спрашиваем дружно.

Дружбу нужно почитать И друзей всех уважать,

Чтобы с ними мы всегда Были не розлей вода.

Ведь, когда придет беда, Будет друг с тобой всегда.

Он поможет, успокоит, Даст совет, секрет откроет.

Ведь друзья — одна семья. Разлучить друзей нельзя. (Татьяна Львова)

Дети, а вы как думаете, что такое дружба?

Правильно, молодцы! А ещё про дружбу есть много стихов и песен, предлагаю вам послушать песенку о дружбе:

Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий, Верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся, "Не разлить водой!" - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь Друг придет на помощь -

Вот что значит настоящий, Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то В трудную минуту -

Вот что значит настоящий, Верный друг.

Ребята если вы внимательно слушали, то поняли для чего же нужны друзья. У нас в группе все ребята дружат?

Хорошо, я рада, что у нас ребята дружные! Зайка ты понял, что такое дружба?

Зайка: да, спасибо, пойду к своему другу и помирюсь с ним, больше никогда не буду с ним ссориться! (Дети прощаются с зайкой)

Ребята давайте с вами оставим ладошки на этом изображении земли. (дружба на планете)

Беседа на тему: «Папы – Вы наши Защитники»

Цель: Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство  гордости и радости за благородные поступки родного человека; развивать речь, воспитывать желание читать и слушать стихи; играть.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, скоро мы будем отмечать праздник « День Защитника Отечества». Этот праздник  настоящих мужчин, наших защитников.

Как вы думаете, кто такие защитники? (ответы детей)

Правильно, это ваши папы, дедушки, которые в свое время мужественно защищали нашу Родину, служили в армии.

Ребята, посмотрите на плакат, кого вы видите на этих фотографиях? (папы, дедушки)

Дима, покажи фотографию своего папы, как его зовут? (спросить 3-4 детей).

Ребята, у ваших пап разные имена, но у них не только разные имена и фамилии, у них разная внешность. И одеты они в разную одежду, которая называется «военная форма».

Посмотрите, она отличается друг от друга: у Диминого папы морская форма - он служил на флоте. А у папы Дениса форма пограничника – он, служил на границе нашей Родины.

Молодцы, все о папе знаете. Очень вы своих пап любите! А как вы думаете, ваши папы любят вас? (Да)

 А как  вы об этом догадались ? (Они нас обнимают, целуют, играют.)

А в какие игры играют с вами папы? (Футбол, читают книги, играют с машинками.) 

А чем еще интересно заниматься   с папой? (Гулять в парке, кататься на машине, ездить  в цирк и т.д.)

Ребята, какие у вас хорошие папы, они вас очень любят.

А еще у вас есть дедушки. Когда они были молодыми, тоже служили в армии. У кого-то дедушка был танкистом, а у меня - летчиком, он летал на самолете (показ  фото).

А сейчас давайте поиграем в игру «Летчики». Скажите, где летают самолеты? (Высоко в небе.)  Вы будете пилотами самолета.

Игра «Лётчики»:

Расправьте «крылья», заведите «мотор»:«ж – ж - ж», летим…

Самолет летит, самолет гудит:

 «У – у – у – у!» Я лечу в Москву!

Командир – пилот самолет ведет:

 « У – у – у – у!» Я лечу в Москву!    

Воспитатель:

Наши дедушки и папы были сильными и смелыми, они защищали нашу Родину. Сильный человек  - не обидчик, он – защитник. Когда вы подрастете, тоже будете сильными защитниками своей семьи и своей Родины.

Беседа на тему: «Мамочка моя»

Цель: способствовать развитию речи детей и активизации словаря по лексической теме «Семья»; организовать деятельность детей по формированию навыков общения; создать условия для формирования ценностного отношения к семье.

Задачи: Познакомить детей с праздником «8 Марта»; воспитывать доброе, уважительное, внимательное отношение к маме; воспитывать культуру общения и желание работать в коллективе; обогатить и закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы отгадайте про кого оно.

Кто пришёл ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить? Чаю — в чашечку налить?

Кто косички мне заплёл? Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал? Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех?

Дети: Это МАМА!

Воспитатель: А вы знаете ребята, что весной, мы отмечаем праздник – 8 Марта. У каждого из вас есть мама. Она любит вас, заботится о вас. Всегда находится рядом и готова, в любую минуту, прийти к вам на помощь. А вы любите своих мам? Знаете как их зовут?

Игра «Расскажи о своей маме»

У меня есть волшебное сердечко и я хочу послушать – какая она ваша мама? К кому сердечко попадет в руки, тот скажет нам о своей маме

Моя мама милая, а твоя? Передает сердечко первому стоящему ребенку (дети по кругу передают сердечко, рассказывая о своей маме)

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы рассказали о своих мамах.

А вы послушные дети? Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или огорчать ваших мамочек. Сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Радость или огорчение»

Я буду называть поступок: если этот поступок порадует ваших

мам - вы хлопаете в ладоши, если огорчит – топаете ножками.

- Порвали книжку;

- Одеваетесь без помощи взрослых;

- Не захотели мыть руки перед едой;

- Нарисовали и подарили маме красивый рисунок;

- Разбросали по комнате все игрушки;

- Помогли маме помыть посуду;

- Убегали от взрослых;

- Вы съели на завтрак всю кашу;

- Покормили собаку или кошку.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать любимую мамочку. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Физкультминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре, пять, Мамам надо помогать,

Чтобы чистым был наш дом, Веником мы пол метём.

А теперь без суеты Моем тряпкою полы.

Всю посуду перемоем, Стол к обеду мы накроем.

Дружно помогаем маме, Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре – потянулись, Наклонились,

Хорошо мы потрудились.

Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.

А вы помогаете своим мамам? А как вы это делаете?

Молодцы ребята! Надо маме помогать, надо мамочку беречь!

Мама – это радость, мама – это свет,

Мама – это счастье, мамы лучше нет!

Мама – это сказка, мама – это смех,

Мама – это ласка, мама любит всех!

О ком мы сегодня говорили? (о маме)

Кто самый дорогой, нежный, красивый и заботливый человек на свете? (мама)

Беседа на тему: «Дом, в котором мы живем»

Цель: развивать речь; умение сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира.

Задачи: формировать представления детей о частях, из которых состоит дом, материалах, из которых строят дом; воспитывать умение: внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, чувство любви к своей семье; развивать диалогическую речь детей, слуховое и зрительное внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Оборудование: картинки: птица, белка, медведь, лиса; гнездо, дупло, берлога, нора;три дома многоэтажный, двухэтажный, одноэтажный; изображения одноэтажных, двухэтажных и многоэтажных домов на листах для раскрашивания; цветные карандаши.

Ход беседы:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Д/И "Кто где живет?"

А теперь, друзья, предлагаю поиграть.

Воробей живет под крышей,

В теплой норке домик мыши.

У лягушки дом в пруду, домик бабочки в саду.

На картинку посмотрите, кто это, назовите.

Кто это? Где живет птица? (В гнезде) Из чего оно построено? (Из веток, травинок, пуха) Кто построил гнездо? (Птица) Катя посади птицу в гнездо.

Кто это? Где живет белка? (В дупле) Кто построил белке дупло? (Белка его нашла в старом дереве) Яна отнеси белку в дупло.

Кто это? Где живет медведь? (В берлоге) Кто ему построил берлогу? (Медведь нашел ямку, натаскал веток, травы, листьев) Андрей проводи медведя в берлогу.

Кто это? А где живет лиса? (В норе) Кто ей построил нору? (Лиса, вырыла лапками.) Соня покажи лисе где её нора.

Всех зверей мы расселили по домикам.

А теперь приготовьте свои ручки, мы будем строителями.

П/Г«Строим дом»

Целый день тук да тук, (стучим кулачками и ладошками поочерёдно)

Раздается звонкий стук,

Молоточки стучат,

Строим домик для зверят. (ладони - крыша)

Этот домик для лягушки, (загибаем пальчики)

Этот домик для лисички,

Этот домик для мышки,

Этот домик для зайчишки,

Этот домик для волка,

Этот домик для медведя.

Вот какой хороший дом, (ладони -крыша)

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать, ( Сгибать и разгибать пальчики)

Веселиться и плясать.

Зачем нужен дом птицам, лисе, медведю, белке? (Чтобы прятаться от врагов, хранить запасы, отдыхать, спать, прятаться от холода.)

Хорошо, что у всех зверей есть свой дом. А у вас есть свой дом? Из чего сделан ваш дом? (ответы детей) Какой ваш дом? (Большой, маленький, высокий.)- 2-3 ребёнка.

Д/И « Расскажи о своём доме»

Хочу рассказать я о доме своем

Где с мамой и папой мы вместе живем.

(рассматривают домик: стены, крыша, балконы, окна с занавесками)

Из каких частей состоит дом? (ответы детей) Какой дом? (ответы детей)

Лексическое упражнение: «Расскажи о своей семье»

Постучусь - ка в домик я, чья же здесь живет семья?

Вопросы о семье ( опрашиваю несколько детей): С кем ты живешь? Кто чем занимается? Как зовут бабушку, дедушку, сестренку, братика?

Это все наши самые дорогие люди на свете – родные и близкие. Давайте все вместе повторим эти прекрасные слова - родные и близкие.

Физкультминутка «Тили – бом, строим мы красивый дом»

Тили бом – тили бом,

Строим мы красивый дом. (Дети хлопают в ладоши)

Вот такой высокий. (Поднимают руки)

Вот такой широкий (Разводят руки в стороны)

По ступенькам мы шагаем,

Дверь в квартиру открываем. (Шагают на месте)

Живет в доме вся семья –

Мама, папа, брат и я! (Стоя, загибают пальцы на руках)

Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь! (Шагают, руки на поясе)

Как хорошо, что у вас есть любимый дом, дружная и крепкая семья, которая в нем живет, где любят друг друга и во всем помогают.

Как хорошо, что у вас есть любимый дом, дружная и крепкая семья, которая в нем живет, где любят друг друга и во всем помогают. Предлагаю нарисовать дом, в котором вы живёте. Пусть он будет ярким и красивым.

Молодцы! У вас получились замечательные домики. Какие они? Назовите части домика.

Зажжется в каждом доме свет, Там мама варит нам обед.

А папа дарит ей цветы. Живем в том доме я и ты.

Всех обнимаю крепко я, Смотрите: живет здесь дружная семья!

Лучше дома не найдешь, Дом, в котором ты живешь!

Беседа на тему: «Мой родной город»

Цель:Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: Формировать патриотические чувства. Знакомить с достопримечательностями города. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать навыки речевого общения, умения воспринимать на слух читаемый текст. Развивать творческие способности, воображение. Совершенствовать фонематический слух. Совершенствовать умение путём аппликации составлять коллективную композицию. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.Ход беседы:Воспитатель обращает внимание детей на «волшебный клубочек», лежащий на полу.Посмотрите, какой необычный гость. Это клубочек непростой, а волшебный.Я предлагаю взять этот клубочек в руки и передавать друг другу, называя свое имя и фамилию.С помощью клубочка мы сможем передать друг другу хорошее настроение.Игра «Давайте познакомимся»

Дети, каждый из вас называет своё имя и фамилию.Кто же вам дал имя и фамилию? (Ответы: родители, мама, папа)А когда родители дали их вам? (Ответы: когда родились)Правильно. У каждого человека есть день рождения, а у чего ещё может быть день рождения? (Ответы: у книг, машин, городов, посёлков)Свой день рождения есть у книги, игрушки, дома, посёлка, даже у целого города. Им, как и людям дают «имена».У каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Ответы: Россия)А как называют жителей нашей страны? (Россияне)Наша страна самая большая в мире.Много в ней городов, рек, озёр, морей, гор и равнин. Но для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Дети, а вы знаете какое имя у нашей малой родины? (Да)У нас в городе много разных зданий, я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.В этом домике врачи.Ждут людей, чтоб их лечить. Всем они помочь, готовы - Отпускают лишь здоровых. (больница)

Стоит весёлый, светлый дом.Ребят проворных много в нём.Там пишут и считают, Рисуют и читают. (школа) 

Это что за чудный дом?Сто детишек в доме том,Дом детишкам очень рад.Что же это?…(детский сад)

Шумят повсюду поезда,И едут люди кто куда.Со всех сторон, со всех концов,Кто ждёт прибытий поездов.Того мы приглашаем в зал,Что называется…(вокзал)

Если холодильник пуст,Закончились продукты.Ты сюда входи скорее.И бери корзину,Покупай, что повкуснее.В нашем…(магазине) 

Молодцы. Все загадки отгадали. А хотите узнать, что еще есть у нас в городе? (Да)Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной.Физминутка «Мы по улицам шагаем»Мы по городу шагаем.То, что видим, называем. (Идут по кругу.)Светофоры и машины, (Поворачивают голову вправо.)Школы и магазины, (Поворачивают голову влево.)Скверы, улицы, мосты. (Взмахивают сначала правой рукой, затем левой.)И деревья, и кусты! (Поднимают руки вверх, опускают.)Вот мы с вами и прошли по улицам нашего города.Какие вы молодцы, так много знаете о своём городе. Очень хочется рассказать вашим родителям, что вы тоже знаете о нашем городе.

Консультации для родителей

«В семье растет сын»

 «Чтоб стать мужчиной -

мало им родиться»

(М. Львов)

В вашей семье растет сын. Вспомните, как радовались вы, когда он родился. Чувство гордости наполняло сердце каждого отца при появлении сына. Вы ощущали, что родился помощник, союзник, мужчина. Мужскую программу в наших сыновей закладывает природа с самого рождения. Мальчика надо воспитать мужчиной. Это главная задача родителей, и особая роль здесь принадлежит отцу.

Сейчас вы наверняка осознаете, как непросто быть отцом, как трудна, сложна и ответственна эта миссия. Ваши сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то и огорчая, разочаровывая. Мальчишки – особый народ, беспокойный и непоседливый. И чтобы ваш сын вырос настоящим мальчишкой, настоящим мужчиной, нужны огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние.

В повседневном общении с сыном найдется немало поводов для разговора о мужестве, чести, верности, товариществе.

Прочитанная книга, просмотренный фильм дают возможность проявить в присутствии сына свое отношение к жизни. Кто, как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой храбрый человек, а кто – трус, что означают понятия «долг», «справедливость», «смелость».

Размышляйте об историческом и военном прошлом нашей страны, об истории семьи, о Великой Отечественной войне и родственниках, бывших современниками войны, погибших или переживших все тяготы и испытания военного времени. Говорите о сегодняшнем противоречивом времени, о состоянии современной армии и флота, о героях наших дней. Все это станет школой гражданственности для вашего сына.

Убедительно рассказывайте сыновьям о проявлении сильной воли, упорства, настойчивости не только во времена военные, но и в условиях обыденной жизни. Ведь мужество нужно не только на поле брани. Оно необходимо мужчине и в борьбе со своими слабостями и недостатками, оно потребуется ему и в борьбе со злом во всех его проявлениях. Мужчина – всегда защитник. Защитник Родины, защитник слабого, защитник женщины. Культивируйте эту социальную роль в ваших сыновьях. Но что за защитник без силы? Сила поможет мальчикам быть ловкими, смелыми, красивыми, решительными. Воспитывайте сыновей здоровыми, закаляйте, приобщайте к спорту! Помогите им стать такими. Возьмите спорт в союзники. Понимая роль спорта, сами взрослые порой остаются в стороне, одному не хватает времени, другому – терпения, третьему – организованности. А ведь отец может многое: заниматься с сыном утренней гимнастикой, бегать, ходить на лыжах, кататься на велосипедах, плавать и даже построить в квартире простейший домашний стадион, различные сооружения для тренировки. Спортивные и подвижные игры развивают сноровку, ловкость, силу выносливость. Играйте с сыном в мяч, в городки, лапту и другие игры. Посоветуйте вашему ребенку записаться в спортивный клуб или секцию. Будьте сопричастны к успехам сына в физическом развитии, ведите вместе спортивный дневник, замечайте все положительное, преодолевайте вместе трудности.

Исстари ценилось в мужчине стремление к знаниям.

Для сына учеба – это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. Поощряйте познавательные интересы сына, развивайте его любознательность, любовь к книге, побуждайте к самообразованию. Для этого читайте вместе интересные книги, журналы, учите самостоятельно работать со справочником, энциклопедией. Помогите организовать учебный труд дома, оборудовать удобное место для занятий. Создавайте условия для успешной работы: выключайте телевизор, если сын за уроками, не разговаривайте громко. Если необходимо – помогите в выполнении домашних заданий. И не портите отношений с сыновьями из-за оценок. Конечно, четверки и пятерки – это отрада для родительского сердца, но, если сын не радует вас хорошими отметками, надо прежде всего спрятать подальше свое раздражение и терпеливо разобраться, в чем причина учебных неудач. Только при этом нельзя поддаваться искушению обвинить во всем ребенка и махнуть на него рукой. Внушите сыну уверенность в своих силах, убедите его, что все поправимо, и помогите хорошо учиться. Преодоление трудностей в учебе – это тоже проявление сильной воли, упорства и настойчивости. Воспитывайте эти качества в вашем сыне.

Мальчишка, работающий с отцом на даче, помогающий ему в гараже, участвующий в ремонте квартиры, конструирующий, любящий мастерить, взрослеет быстрее и надежнее. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Хорошо, если у сына будут свои трудовые обязанности по дому. Это и подготовка к будущей самостоятельной жизни, и проявление заботы о близких. Внушайте сыну, что любой труд, направленный на общую пользу, благороден. Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо! – и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надежными людьми. А среди привычек человека эта – чуть ли не самая основная. Из трудовых усилий сформируется характер мальчика, мужская твердость, сила воли и многие другие качества, украшающие мужчину. Работа всегда должна быть трудной, но посильной. И тогда у мальчика будет расти уверенность в своих силах, развиваться вкус к труду, желание делать больше и лучше, быть всем нужным. И не говорите при неудачах (а они наверняка неизбежны): «Ах ты, безрукий, не умеха, косолапый! Ну ничего тебе поручить нельзя.». Если мальчику мало что удается, у него развивается ощущение собственной неумелости, и он начинает считать себя бестолковым. Помните народную мудрость: «Если человеку сто раз повторить – свинья, на сто первый он захрюкает». Поэтому только терпение, настойчивость, личный пример, совместная деятельность помогут вам в воспитании сына, а еще похвала, поощрение, прогнозирование успеха сына. И если о нем скажут – трудолюбивый мальчик, расценивайте это как свою родительскую победу.

Именно совместная деятельность рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакт с подростком, способствует заимопониманию и создает эмоциональную и духовную близость.

В мальчиках надо воспитывать и культуру внешнего вида, поведения, общения. Растрепанная голова не украшает подростка. Траурная кайма под ногтями тоже не вызывает сочувствия. Мятая  одежда наводит на мысль, что ее хозяин – человек неаккуратный. Грязные ботинки усугубляют благоприятное впечатление. Не снятая в помещении шапка вызывает прежде всего недоумение: «А имеет ли человек хоть какое-то понятие о культуре?».

Внешность мужчины, умение общаться, культура поведения, великодушие, доброта, отзывчивость, почтение к женщине – это и есть составляющие понятия «благородство». И закладываются они прежде всего в семье.

Не секрет, что сыновья подражают своим отцам в хорошем и в плохом. Подражание дается легко, оно не требует преодоления каких-то препятствий, больших усилий. Срабатывает детское сознание: «Я – как папа!».

К примеру, официальная статистика утверждает: дети курящих родителей, как правило, начинают тянуться к табаку в два раза чаще и много раньше, чем их сверстники из некурящих семей.

Воспитание – трудное дело. Многое приходится осознать, от многого отказаться, если мы хотим вырастить достойного сына. Как заставить, как научить ребят подражать только хорошему и не подражать плохому? Единственный и надежный способ – лишить детей выбора! Держать себя так, чтобы всякое подражание вашему образцу – поведению, манерам, обращению с окружающими и т. д. – было положительным. Да, это трудно, но необходимо, если мы растим настоящего человека. Вы приветливы – и сын приветлив, вы хмуры – и сын напряжен. Вы надежны, добросовестны во всякой работе – и сын незаметно приучается быть сдержанным и деловитым. Вы причесаны, аккуратны, хорошо одеты – и сын стремится к этому. Вы уважаете и почитаете жену, помогаете ей во всем, это же будет делать и сын по отношению к матери. Более того, такие же отношения он будет строить в своей будущей семье. Глядя на сыновей, помните. о зеркале: мы отражаемся в детях.

Уважаемые папы, помните!

Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и личным примером!

Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков.

Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына, где он, несомненно, добьется успеха. Замечайте успех сына, хвалите почаще.

Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это привить, а значит, лучше всего «заразить» своим делом. Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.

Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать подростка по плечу, потолкаться с ним, побороться. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки, увлечения, рыбалка и т. п., дают почувствовать сыну, что он «свой парень».

«Любимая игрушка»

Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно.

Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей.

В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица.

В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами . Игрушка должна быть:

Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)

Эстетичной на вид

Соответствовать возрасту

Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области