Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Моя малая Родина"

Познакомить детей с родным районом, селом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Орленок»

Утверждаю

заведующий филиала

детский сад "Солнышко"

Г.Д.Завьялова

Краткосрочный проект: «Моя малая Родина»

для старшей разновозрастной группы

воспитатель:

Тельминова Г.И.

Топольное, 2020

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках ФГОС ДО  у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

1.      Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

2.      Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

3.      Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 5-7 лет,  определяется, как потребность,  участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села,  Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Продолжительность проекта: краткосрочный (01.10. 2020. – 16. 10.2020.)

Тип проекта: информационно – познавательный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-7лет.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным селом, с историей родного края, его достопримечательностями.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе, крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу. В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.

Цель проекта: Познакомить детей с родным районом, селом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с родным селом (история, достопримечательности).

3. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Формировать первичные представления о своей стране, о своем селе.

5. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе и её обитателям, к родному селу.

Планируемые  результаты проекта:

 1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, край,  некоторые достопримечательности.

2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду.

3. Дети знают символику государственную и Алтайского края: флаг, герб, гимн.

Ход работы над проектом.

I этап: подготовительный

1.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.

2. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

3. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике

4. Сбор иллюстративного материала

5. Разработка конспектов занятий

II этап: основной

Основной этап работы:

Название мероприятий

Тема

Работа с детьми

ООД

Беседа «Мой Алтай»

Беседа «История села Топольного»

Беседа «Животные Алтайского края»

Занятие « Моё село»

Занятие « Наедине с Красной книгой»

Прослушивание аудиозаписей:

«Если с другом вышел в путь»

«От улыбки»

«Гимн России»

Игры

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин», «Почта», «Дом», «Дочки-матери»

Настольные игры: Лото «Народные промыслы», познавательная игра «Животные и растения края», развивающая игра «Жители планеты Земля»,

Подвижные игры: «Совушка –сова », «Будь внимательным», «Охотник и зайцы», «Ждут нас быстрые ракеты».

Дидактические игры:

«Герб», «Флаг России», «Назови улицы нашего села», «Расскажи, где ты живёшь», Интеллектуальная игра «Люби и знай свой Алтай».

Знакомство

с литературой

А. А. Азаров «Садик», Н.Носов «Заплатка», С. Михалков «Моя улица», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама». Рассматривание иллюстраций книги « Солонешенский район. Очерки истории и культуры»

Целевые прогулки, экскурсии

«К русской берёзке», « На берег Ануя –батюшки»

«К памятнику воинам, павшим в ВОВ».

Работа

с родителями

Анкетирование родителей по теме:

«Патриотическое воспитание ребёнка»

Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Работа с

педагогами

Консультация для воспитателей:

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Заключительный этап:

1.Изготовление альбома «Животные обитающие на территории Солонешенского района»

2. Альбом «Моё Топольное».

Итог проекта:   

В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике края, достопримечательностях, проникнутся красотой природы тогда  можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

III этап: заключительный.

Обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что село Топольное очень красивое место. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дом культуры.

Дети сделали вывод, что село наше нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов, регионов.

Оформили альбом «Моё Топольное», альбом «Животные обитающие на территории Солонешенского района».

Результат работы:

• Обогащенные знания детей об истории села и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

• Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

• Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Приложение 1. Беседа « Мой Алтай»

Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на глобусе, карте России, его соседями (Казахстан, Новосибирская область, Кемеровская область, Монголия, Китай), познакомить с легендой Алтая. Воспитывать любовь к родному месту, желание узнавать о нем новое и беречь его.

Активизировать в речи детей слова: Алтай, Алтайский край, Сибирь.

Ход беседы:

- Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш дом - планета земля. Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, это наша Родина.

Необъятны ее просторы (Находим на глобусе Россию). Вот сколько места занимает Россия на глобусе.

- А теперь посмотрите на карту России. (Показываю, где расположена Сибирь на карте). Это Сибирь. А на юге Сибири - Алтай, земля, где нам выпало счастье родиться. (Показываю расположение Алтайского края).

- Вокруг Алтайского края расположены другие страны. Это Монголия, Казахстан, Китай; области Новосибирская и Кемеровская. Там тоже живут замечательные люди.

Чтение стихотворения:

Есть на карте России

От Москвы вдалеке

Уголочек, с названьем красивым

Мой Алтай…»

- А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось это слово - Алтай!

Откуда такое слово - Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай - это золотой край.

На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко - золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке - пригоршня орешков. Не простые они, а золотые.

В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» - золотой корень.

Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками». Вот сколько тайн скрывает Алтай!

Рассматривание иллюстрации об Алтайском крае.

Чтение стихотворения «Алтайский край».

Вот что сегодня вы узнали об удивительном родном уголочке - Алтайском крае.

Приложение 2. Материал к беседе « История села Топольного»

Цель: Формирование представлений о своем селе.

Село Топольное находится в Солонешенском районе Алтайского края, административный центр Тополинского сельсовета.Это одно из трех наиболее крупных сел района. Через село проходит автомобильная трасса Бийск - Усть-Кан. Село расположено у подножия Бащелакского хребта, непосредственно у горы Будачиха - это древний потухший вулкан, высота которого составляет более 1949 м. Также рядом расположен Бащелакский государственный заказник. В 4 км от села Топольное в среднем течении реки Ануй находится природно-исторический памятник, не имеющий аналогов на территории России - Денисова пещера. В 16 км - пещера им.Окладникова. Недалеко пещера Искра и Сибирячихинская пещера. В 2 км восточнее села расположена туристическая база "Лесная сказка". В 3 км от села Топольное находится урочище "Аската". В 7 км находится река Шинок, приток реки Ануй, которая уникальна своими водопадами

Село основано в 1737 году, уже в 1742 году в нём насчитывалось 88 человек мужского пола и 78 — женского. К 1858 году мужское население села увеличилось до 246 человек. В 1882 году в селе было 115 дворов, а к 1893 году число хозяйств увеличилось до 141, население составило 464 мужчины и 311 женщин.

В 1917 году в селе насчитывалось уже 277 хозяйств, а население составляло 2333 человека, 76 % которых составляли старожилы. В селе жили выходцы 11 губерний России: Воронежской, Тамбовской, Полтавской, Оренбургской, Рязанской, Вятской, Пензенской, 67 % переселенцев были выходцами из Томской губернии

Памятники

На сельском кладбище находится могила красногвардейцев-суховцев, погибших в ходе боев в августе 1918 года. Обелиск и постамент изготовлены из белой жести на металлическом постаменте.

В селе имеется муниципальная средняя общеобразовательная школа

Климат района резко-континентальный. Средняя температура января составляет -18,3°, июля - + 17,9°. Растительный и животный мир очень разнообразен. Из деревьев встречаются кедр, пихта, сосна, тополь, ель, но преобладают лиственница и береза.

По проекту "Зеленый дом", направленному на развитие сельского туризма, в селе Топольное оборудованы для проживания 10 домиков. Село Топольное - прекрасное, тихое, красивое место, для тех, кто устал от городской суеты и шума.

Приложение 3. Конспект « Моё село»

Цели: Формирование представлений о своем селе. 

Образовательная: закрепить знания детей о родном селе;

Развивающая: развивать воображение, фантазию во время занятия;

Воспитательная: формирование любви к малой Родине.

Материал: иллюстрации и фотографии с изображением улиц, памятников родного села, вырезки из газет.

Ход занятия:

Воспитатель:

Почему Я люблю свой деревню?

Удивительно сказочный край

Где луна на макушке у ёлок,

Где поверьте, поистине рай.

Небо, воздух, скалистые горы,

Звонкий ключ родниковых вод,

Безграничны лесные просторы

И запас драгоценных пород!

Здесь семья, и друзья, и работа

Привилегий достаточно здесь.

Здесь еще не больная природа

И живая энергия есть.

Всё рассказывать – это поверьте

Не короткая тема, друзья.

Будьте вместе, в прекрасное верьте,

Только искренне верьте, как Я.

Пенье птиц вдохновит на рассвете

И согреет багровый закат

И улыбку подарят Вам дети.

Каждый будет по-своему рад

Почему я люблю свою деревню?

Потому, что он нравится мне.

Потому, что он мой, он мне дорог.

Нет другого такого нигде!

- У нас сегодня занятие, посвящено нашему родному краю. Интересно! Как называется село, в которой вы живете?

– Топольное!

– А район?

– Солонешенский район!

У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Я родилась в Топольном и очень люблю свое село. Раньше оно было маленьким, а потом выросло и поменяло свой облик. (Дети рассматривают фотографии)

-Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце…

-Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

-Вначале занятия я расскажу вам немного о природе и о том, как её нужно охранять.

-У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

-Давайте отдадимся на милость природы. Давайте попробуем, а? Ей ведь обидно, мы даже в летний, легкий дождик прыгаем под зонт. А кто из нас в последний раз сидел в лесу на зеленой траве. В лес идешь как на свалку, консервные банки валяются, по берегам рек и прудов автомобили моют, бутылки разложены.

-А давайте доверчиво войдем в лес и побродим. И пусть льет дождь и промочит нас насквозь, а солнце затем высушит. И пройдем мы мимо маленькой ёлочки и не тронем её, повезет, увидим зайчонка, подойдем к пруду, повезет, увидим рыбку. Давайте говорить с природой на одном языке. Давайте попробуем, а?

-Ребята – в лесу на лугу, у реки – мы гости. Так давайте сделаем все возможное, чтобы после нашего ухода ручей остался прозрачным, лес – здоровым и зеленым, трава пушистой, а наша совесть - чистой!

-Ребята, мы живём в деревне, где текут реки и речушки, обширные леса. Все это богатство просит нашей помощи. И это в наших силах. Мы можем и должны беречь и охранять нашу природу. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш посёлок ухоженным и красивым.

-Помни!

Пришел в лес, будь в нем хозяином и защитником. Не руби живые деревья, не включай громко музыку. Для разведения костров пользуйся сухостоем и валежником. Не разжигай костер вблизи деревьев, не оставляй его без присмотра. Погасив за собой костер, заложи кострище дерном. Не используй нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не врубай топор в дерево, храни его в чехле или клади на хворост. Не оставляй на месте бивака мусор, его надо сжечь, консервные закопать после пережигания.

А сейчас давайте немного отдохнём, и поиграем.

Физкультминутка:

Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте,

За природой наблюдали. Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели Встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели. вверх и посмотреть вверх.

Чудеса у нас на свете Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали Встать на носочках, руки на поясе,

Великанами мы стали. спина прямая, тянемся вверх.

Бабочки летали, Бег на месте, плавно махая руками.

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши,

Ногами топаем. Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли Дети присаживаются на свои места

И немножечко устали. И слушают пение птиц.

-Ребята, я хочу предложить вам небольшую игру, которая поможет нам повторить и запомнить растения и животных нашего родного края.

-У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.

Игра “Животные и растения края”

Участники игры должны прочитать названия растений и животных.

Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.

клмнбокмнсбь

крвкомрлемке

елоиесоа

крнкянбионаа

жоилжьиехеа

(Ответы: лось, волк, лиса, рябина, ольха.)

Ребята, скоро вы станете взрослыми, разъедетесь по разным городам. Многие из вас уедут из этой деревни! Кто-то просто приедет в гости, а кто-то не захочет уезжать из родных мест и найдёт свое призвание здесь, в нашей маленькой деревне. Что же здесь все-таки нас держит? Какие глубокие корни связывают нас с этой землей? Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

1. Всякому мила своя сторона.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4. На чужой стороне и весна не красна.

5. Дома и стены помогают.

6. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

7. В гостях хорошо, а дома лучше.

8. Где родился, там и пригодился.

В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.

А давайте немного пофантазируем. Пройдет много лет, станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашей деревне, каким хотите увидеть его в будущем?

Ответы детей.

Подводим итоги нашего занятия.

– Я думаю, что задачи занятия мы выполнили.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ.

Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,

Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую нас много, а она одна.

Приложение4Конспект « Наедине с Красной Книгой»

Цель: воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю дли жизни; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Ход занятия:

- Ребята, на Земле много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день . Каких?

- Есть животные, которые обитают в лесах родного края. Какие?

- Есть, животные, обитающие в дальних странах. Какие?

- Есть, животные, которых можно увидеть только в зоопарке. Каких?

- Но есть животные такие, которых на Земле осталось очень мало. Их так и называют редкие животные.

- Почему их называют редкими? (Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т.д.)

- Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает очень жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают, потому что, у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни.

(Д. Родович)

-Скажите дети, а могут ли защитить себя беззащитные растения и животные? (ответы детей) Вот поэтому и придумали учёные Красную книгу! Для того, чтобы охранять и беречь редких животных и растения. Ребята, а вы знаете, почему именно «красную» книгу решили издать учёные, а ни зелёную, синею и т. д. (предположение детей). А потому, что ребята, красный цвет – это цвет опасности, предостережения.

А сейчас мои хорошие я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка .

Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём, вот выходим мы на луг (ходьба)

Тысяча цветов вокруг. Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер (потягивания, руки в стороны)

И направо и налево (наклоны, коснуться левой, стопы правой рукой и наоборот)

К небу ручки потянули, позвоночник растянули (потягивание вверх руками)

Отдохнуть мы все успели. И на место снова сели. (дети садятся)

Ребята, а как вы думаете, от нас с вами зависит красота природы? (ответы детей) Как мы ей можем помочь, быть всегда красивой? (ответы детей) А ведь наша жизнь, жизнь человека очень тесно связана с растениями и животными. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно - болеет другое - умирает третье.

- В нашем Алтайском крае также есть своя Красная книга. И мы должны ее хорошо знать. Сейчас я хочу показать вам презентацию « Красная книга Алтая». Итог: наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? О чём ещё вам бы хотелось услышать? Спасибо вам ! Я надеюсь, этой полезной информацией, которую вы сегодня узнали, поделитесь со своими друзьями и родными.

Давайте вместе Землю украшать, сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать, И относится с нежностью как к чуду!

Приложени 5. Конспект беседы с детьми на тему «Животные Алтайского края »

Цель: закрепить знания детей о животных родного Алтайского края, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных; воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Методы: словесный, наглядный, игровой.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных.

Ход беседы:

Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением животных (соболь, лиса, волк, медведь, заяц, лось, рысь, белка, пищуха, крокодил).

- Ребята, посмотрите внимательно на животных и догадайтесь, кто здесь лишний. (Крокодил.)

- Почему крокодил лишний? (Потому, что он живет в жарких странах.)

- Правильно, ребята! На иллюстрациях изображены животные, которые живут в нашем Алтайском крае, а крокодил живет в дальних жарких странах и в нашей местности никогда не встречается.

- Давайте назовем тех животных, которых мы можем встретить в наших лесах. (Дети называют животных.)

- Если посмотреть на наш Алтайский край свысока, например, пролетая на самолете, то мы увидим сплошное зеленое море лесов, степей, лугов, полей. Наши алтайские леса удивляют своим разнообразием. Встречаются у нас сосновые боры, березовые рощи, смешанные леса, заболоченные и поросшие ольхой низины и многое другое.

- такое богатство растительности дает обильный корм различным животным. Какие они все разные по внешнему виду, по месту обитания, по образу жизни! Лоси и косули, кабаны и волки, лисы и ондатры, зайцы и ежи, хорьки и суслики, белки и тушканчики и, конечно же гордость алтайской тайги – соболь.

Живет в основном на земле, держится в зарослях, но умеет отлично лазить по деревьям за добычей. Соболь почти не ходит, а быстро бегает и ловко перемещается прыжками. Лапы внизу расширены, что позволяет легко ходить по рыхлому снегу и не проваливаться.

Животное небольшое, приземистое, с короткими лапами, чуть больше полуметра. Но при этом выглядит стройно и изящно. Пушистый хвост примерно . Окраска меха – всех оттенков желто-коричневого и черного цвета. По ней даже называют зверьков по-разному.

Любит лакомиться птичьими яйцами, да и на самих птиц, чаще глухарей, не боится нападать. Сидит ночью глухарь под снегом, и ни сном, ни духом не чует, что крадется уже сверху его враг – соболь.

Ест соболь и растительную пищу – это разные плоды, кедровые орехи. Зимой выкапывает из-под снега оставшиеся ягоды. Кормится в любое время суток, но чаще утром или вечером.

Из-за постоянного истребления соболей в природе осталось очень мало. Сейчас на всей территории Сибири создается ряд заповедников и введен запрет на ловлю этого ценного зверя.

- Кроме соболей, в лесах алтайского края обитают около 90 видов зверей.

- Нередко встречаются в наших лесах рыси. Как настоящая кошка, рысь отличается от остальных хищников отличным умением лазать по деревьям. Среди веток она чувствует себя комфортнее, чем на земле. Кошка-рысь по размерам тела напоминает большую собаку. Туловище короткое, плотное, хвост с обрубленным концом. Лапы очень сильные. Голова украшена красивыми ушками треугольной формы, на кончиках которых есть кисточки.

На Алтае рысь обитает практически во всех лесах.Рыси охотятся в основном в ночное и сумеречное время, также рано утром. Охотится рысь двумя способами - она либо скрадывает добычу и бросается на нее с близкого расстояния, либо нападает из засады.

- Ребята, а эти животные вам хорошо знакомы. Многие из вас видели их в лесу, расскажите про них. (Дети рассказывают про белку и ежа, отвечая на вопросы воспитателя.)

Где обитают эти животные?

В какое время суток охотятся, добывают себе пищу?

Чем питаются?

Какие враги им угрожают?

Как приспосабливаются к изменениям погоды в разное время года?

Часто бывает, что в лесу звери собираются в одно и то же место все вместе.

Работники леса раскладывают солонцы – необходимую для зверей соль. Ее смешивают с глиной, чтобы он не так быстро размокала под дождем, и большими комьями кладут на видных, приметных местах, часто по дороге на водопой.

-вот послушайте наблюдение :

Возле глыбы соли собрались зайцы, заиграли, пока один не испугался чего то и прыснул в лес. Тогда и остальные зайцы прислушались и тоже убежали.

К пеньку подошла лиса и, приподнявшись на задние лапы, стала лизать соль. Тут затрещали сучья в лесной чаще. И лиса так повела хвостом, что на земле зашелестели опавшие листья.

Из густого осинника на поляну вышли лоси. Три лосихи и два лосенка пошли лизать соль, а самец стал чесаться о ствол дикой яблони. С яблони посыпались перезревшие, тронутые морозом плоды…

- Жизнь леса – это жизнь как бы одной огромной семьи, где существуют свои порядки и законы. Все лесные жители строго подчиняются им, потому что они зависят друг от друга и жить друг без друга не могут. Они связаны между собой как бы цепочкой.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, каких животных им пришлось увидеть в наших алтайских лесах и рассказать об этих незабываемых встречах всем ребятам.

Приложение 6. Игра « Люби и знай свой Алтай»

Цель: Создание условий для систематизации знаний у детей о родном крае – Алтай.

Правила игры: Дошкольники делятся на две команды. На обдумывание вопроса командам будет отводиться по 30 секунд. За каждый правильный ответ команды получают по 1 фишке. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Воспитатель: Россия – это наша Родина. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина – край, под названием Алтай. Мы, жители Алтая, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие Алтаю.

В игре участвуют 2 команды – поэтому предлагаю разделиться и придумать название. Правила игры - не подсказывать, команды могут советоваться для принятия решения. Если ответа нет, то команда соперник может дать свой ответ при помощи звукового сигнала (колокольчика). Еще будут предложены варианты ответа. Будьте внимательны! Начинаем игру

I задание. «Большая карта»

Цель: закрепление умения выбора из предложенных вариантов ответа.

1. Про какую страну так говорят:

Если долго-долго-долгоВ самолёте нам лететь,Если долго-долго-долгоНа страну эту смотреть,То увидим мы тогдаИ леса, и города,Океанские просторы,Ленты рек, озёра, горы…Мы увидим даль без края,Тайгу, где идёт зима,И поймём тогда, какая,Наша Родина большая,Необъятная страна. ( Китай, Россию, Америку)

2. Задание капитанам: кто знает больше поговорок и пословиц о столице нашей Родины –  Москве.

Москва слезам не верит. Москва не сразу строилась.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Москва всем городам – мать.

Москва людна и хлебна.

Видна из кремля вся российская земля.

Москва – горбатая старушка.

Москва – сердце России.

 Москва матушка – золотые маковки.

3. Как называется край, в котором мы живём? (Приморский, Алтайский, Краснодарский).

4. Назовите город, который является столицей нашего края. (Новосибирск, Барнаул, Томск).

5. Как называется район, в котором вы проживаете? (Мамонтовский, Усть-Канский, Солонешенский).

6. Назовите две главные реки Алтайского края (Амур и Волга, Лена и Енисей, Катунь и Бия).

Подсчитываются фишки.

Ритмическая игра «Белый шаман».

Цель: развитие ритмического слуха у детей.

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры. (2-3 раза)

II задание. «Культпоход»

1. Как называют правителя государства в России? (Король, царь, президент).

2. Назовите главную площадь в столице нашей Родины? (Площадь влюблённых, Трубная площадь, Красная площадь).

3. Как называются леса Алтая? (Тундра, тайга, пустыня).

4. Какое животное не меняет шубу 2 раза в год? (Заяц, белка, медведь)

5. Назовите птицу, которая имеет отношение к дереву. (Берёзовка, кедровка, куропатка).

6. Какое дерево не растёт в Алтаском крае? (Сосна, берёза, пальма).

7. Что теряет лось каждую зиму? (Копыта, рога, шерсть).

III задание.«Собери целое из частей»

Цель: развитие умения из отдельных частей составить целое.

В этом задании командам необходимо собрать из отдельных частей в единую картину герб (каждой команде).

– Подошла к концу наша игра. Подводятся итоги игры, все вместе подсчитываются количество фишек, заработанные каждой командой в течение всей игры.

Приложение 7.

Анкета для родителей

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

воспитание любви к Родине;     

воспитание уважения к старшему поколению;     

воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

знание истории своей страны;

другое -_____________________________________________________

затрудняюсь ответить.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

да;

нет; 

затрудняюсь ответить.

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

прививать детям уважение  к людям своей страны;

познакомить с обычаями и традициями своего народа;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять представления о родной земле, её столице, городах;  

ознакомление с историческим прошлым России;

воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой малой Родины, традициями, памятными датами?

да;  

нет;

затрудняюсь ответить.

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 8. Консультация для родителей

«Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Вопрос воспитания у детей любви к родному селу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций.

Отец и мать – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему селу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

С чего необходимо начинать? Конечно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.

Очень полезно рассматривать с детьми семейные альбомы. Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто – мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.

Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.

Ребёнку необходимо знать свой домашний адрес, телефон.

Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш двор – это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка? Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес? Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?

Многие родители интересуются, чем ребёнок занимался в детском саду, какие у него успехи, как он себя вёл. А какие чувства испытывает ребёнок к детскому саду? (что нравится, чем хотел бы поделиться с друзьями, что рассказать, какое общее дело делали и т.д.) Очень хорошо, когда родители внушают ребёнку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой детский сад, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам д/сада.

А знает ли ребёнок, в каком селе он живёт? А насколько вы знаете историю своего села?

Основная цель - пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям, истории.

Знакомство с селом в детском саду осуществляется через разные формы работы с детьми: дидактические игры, занятия и викторины, выставки. Однако этого мало. Здесь нам нужна ваша помощь. Просим вас, гуляя по улицам обращать внимание на красоту домов и зданий, на архитектурные памятники, особенности природы, на то, как люди украшают родное село (клумбы с цветами, фасады зданий, магазинов), заботятся о его привлекательности и чистоте.

Где вы бываете с ребёнком в свободное время? Знакомите ли с достопримечательности? Уважаемые родители! Помните, что знакомство с родным краем: - расширяется кругозор детей, - формируется интерес к прошлому и настоящему, - развивает воображение и фантазию, - приобщает к культуре, - развивает потребность в самостоятельном освоении окружающего мира, - развивает познавательную активность. Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном. В рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.

Приложение 9 Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Этапы патриотического воспитания дошкольников: предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу( городу);

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшое село неповторимо. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родное село. Надо показать ребенку. Что родное село интересно своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном селе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и село в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и село, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами и сёлами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изо- деятельностью (например, "Моё село", "Столица нашей Родины — Москва").

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" ( в прошлоесела, города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь

Приложение 10 Целевая прогулка к Памятнику Воинам ВеликойОтечественной Войны

Цель: Показать детям, где в нашем селе находится памятник «Воинам Великой Отечественной войны». Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени. Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому, формировать представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Активизация словаря:памятник, отечество, патриотизм, ветеран.

Ход прогулки:

Воспитатель и дети подходят к памятнику.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?

Дети: К памятнику войнам погибшим.

Воспитатель: Правильно. В нашем селе на территории дома культуры. Воздвигнут памятник «Воинам Великой Отечественной Войны».

Воспитатель: Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.

Воспитатель: Да, этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее.

Воспитатель: 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В тот далёкий летний день люди занимались обычными делами. 22 июня самая короткая ночь в году. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и весёлой музыкой. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали о будущем. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война. 22 июня напоминает нам обо всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.

Художественное слово:

« Ночь перед войной»

Раскрыты были окна школы,

Сирень цвела,

Звенел над садом смех весёлый,

Светлела мгла.

Уже порозовели дали и гладь реки,

И радостно рассвет встречали Выпускники.

Улыбки, светлые одежды,

Кругом цветы.

Прекрасны юности надежды- Любовь, мечты.

Казалось, что волною льётся Бал выпускной,

Но кто мог знать,

Что мир взорвётся.В ту ночь войной?

(О. Волков)

Стелются тёмные тучи,

Молнии с неба снуют,

В облаке пыли летучей Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразится

Смелых Отчизна зовёт.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

( А. Сурков)

Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей).

-Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.

Воспитатель: Как он о них помнит?

(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на памятнике, есть надписи. Там написаны фамилии и имена тех солдат, которые ушли на войну из нашего села и не вернулись.

Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?

Дети: Ветераны.

Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. 9 мая у нас в селе на площади каждый год проходит «Бессмертный полк» посвященный победе в Великой Отечественной войне. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.

Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.

Дети: Нет ничего краше, чем Родина наша.

Жить - Родине служить.

Родина - мать, умей за неё постоять.

Смелость города берёт.

Воспитатель: В мае 1945 года немецкие главнокомандующие подписали соглашение о своём поражении в войне. Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло 20 миллионов людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей.

Заключительная часть: Сегодня ребята мы с вами узнали, что в нашем селе есть памятник, посвящённый «Воинам Великой Отечественной войны». О том, когда началась война и какой ценой досталась нашему народу Победа.

Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке. Дети задают вопросы делятся своими впечатлениями, фотографируются на память и возвращаются в детский сад.

Приложение 11

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области