МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «КОЛОКОЛЬЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проект по использованию современных математических технологий
«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»
Воспитатель: Мансурова Л.Х.
2018-2019 учебный год
Проект по использованию современных математических технологий
«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»
Вид проекта: исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта: сентябрь – май (долгосрочный).
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность. Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически подготовленного к применению новых информационных технологий, является важной и перспективной для развития общества, его промышленности, науки и культуры. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия, которые облегчали жизнь и труд людей. Пожалуй, самая важная наука – математика. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. В силу этих и многих других причин, очевидно, что грамотное развитие математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни, целесообразно и необходимо. Изучение математики – это не только получение новых знаний, это также развитие мыслительных представлений, памяти и внимания. Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, не на формирование первичных счетных навыков, как считают многие родители. Освоение математических представлений, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребёнка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Математическое моделирование позволяет детям усваивать область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Моделирование на плоскостных и пространственных материалах развивает аналитико-синтетические, творческие способности дошкольников, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Доказано, что интенсивное развитие детского интеллекта повышает успешность обучения в школе.
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.
Задачи:
- Формирование представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях, через занимательные математические игры.
- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач, способности к моделированию и конструированию;
- Способствование проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями.
- Способствование индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности, развитию активности и инициативности детей. Развитие координации движений глаз и мелкой моторики рук.
- Воспитание самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.
- Создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике.
Решение данных задач позволит детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики, геометрии и информатики.
Система занятий предусматривает:
- сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;
- взаимосвязь математического моделирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой), изобразительной деятельностью, развитием речи, конструированием, музыкой;
- использование перед началом каждого занятия пальчиковой гимнастики;
- реализацию для детей определённых эмоциональных условий (создание атмосферы принятия ребёнка, обеспечения ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, признание его права на самостоятельность, выбор);
-использование приёмов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребёнка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех);
- развитие сотрудничества с родителями.
Содержание проекта:
Нами было предположено, что в процессе использования развивающих математических игр и применения моделирования в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. на познавательную деятельность в целом.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- создание развивающей среды в группе;
- подбор материала для продуктивной деятельности;
- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;
- создание сборника консультаций на темы: «Моделирование в развитии математических представлений дошкольников», «Использование метода моделирования на занятиях по ФЭМП»;
- разработка конспектов и мероприятий.
В процессе работы над проектом использовались:
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности.
Методы обучения:
- практические;
- наглядные;
- словесные.
Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
Реализация проекта основана на следующих принципах:
- учет возрастных особенностей;
- индивидуальный подход (в группе 26 детей, работать с подгруппами по 5-6 детей, что позволяет больше времени уделять индивидуальной работе);
- преемственность взаимодействия ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В работе над проектом использовались следующие формы и методы представления занимательного материала:
- Совместная игра воспитателя с ребенком;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Организованная образовательная деятельность.
Ожидаемые результаты:
- организация занятий по математическому моделированию способствует развитию наглядно-образного мышления, совершенствованию логико-математических представлений детей, активному усвоению ими математической терминологии, представлений о соотношении частей и целого, теоретико-множественном смысле материалов для моделирования, операциях классификации и сериации;
- дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- повышение интереса к решению логических задач;
- дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;
- дети проявляют интерес к экспериментированию;
- активно включаются в игры;
-активизация интереса родителей к использованию математического моделирования.
2 этап – основной
Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Основные направления работы:
- изучение специальной научно-методической и психолого-педагогической литературу по использованию математических игр и моделирования в дошкольном возрасте;
- подготовка методического материала, плана работы;
- разработка картотеки занимательных математических игр;
- организация развивающей, познавательной, предметной среды;
- знакомство детей с математическими играми, правилами; использование развивающих математических игр на занятиях, на прогулках (подвижные игры), игровой и свободной деятельности;
- организация и проведение систем занятий, которая позволяет расширять математические представления у детей через различные виды деятельности в целостном восприятии окружающего;
- применение игровых обучающих ситуаций, самостоятельной и продуктивной деятельности детей;
- использование в работе всех видов моделирования: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, плоскостное моделирование;
- создание математического уголка и создание совместно с детьми книжки-самоделки «Геометрия для малышей»;
- привлечение родителей (анкетирование, консультации).
3 этап – заключительный
- Проведение итогового мероприятия.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту
«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»
Мероприятия | Сроки проведения |
Рассматривание с детьми простых схем для построек, побуждать детей пытаться пользоваться схемой во время строительных игр. | сентябрь |
Игра «Слепи фигурку из песка» | сентябрь |
Логико-математические игры с блоками Дьенеша | сентябрь |
Логико-математические игры с блоками Дьенеша | сентябрь |
Д/и «Сложи квадрат» | октябрь |
Развивающие игры «Фигурки из палочек» | октябрь |
Игры со счетными палочками Игра «Построй домик» | октябрь |
Организованная образовательная деятельность по художественному развитию (аппликация) «Составь узор из осенних листьев на квадрате» | октябрь |
Д/и «Колумбово яйцо» | ноябрь |
Д/и «Колумбово яйцо» | ноябрь |
Организованная образовательная деятельность по художественному развитию (аппликация на круге) «Придумай узор из геометрических фигур» | ноябрь |
Дидактическая игра «Сделай картинку» | ноябрь |
Дидактическая игра «Повтори по образцу картинку» | декабрь |
Мозаика «Составь картинку» | декабрь |
Игра «Танграм» | декабрь |
Игра «Танграм» | декабрь |
Д/и «Геометрическая мозаика» | январь |
Палочки Кюизенера | январь |
Палочки Кюизенера | январь |
Организованная образовательная деятельность «Задачи от фиксиков» | январь |
Игра «Построй высокий и низкий замок» | февраль |
Подвижная игра «Найди свой домик» | февраль |
Опыты со снегом | |
Подвижная игра «Третий лишний» | февраль |
Организованная образовательная деятельность «В стране геометрических фигур» | февраль |
Игры со счетными палочками «Конструируем из палочек» | март |
Игра «Нарисуй на манной крупе узоры» | март |
Игра «Рисуем геометрические фигуры на манной крупе» | март |
Организованная образовательная деятельность «Путешествие Буратино» | март |
Игра «Найди пару» | апрель |
Игра «Сделай картинку из камней» | апрель |
Игра «Танграм» | апрель |
Организованная образовательная деятельность «В гости к циферке» | апрель |
Плоскостное моделирование «Сложи картинку по образцу» | май |
Игра «Собери цветок» | май |
Игра Колумбово яйцо» | май |
Итоговая организованная образовательная деятельность «Космическое путешествие» | май |