Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект по использованию современных математических технологий «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №10 «КОЛОКОЛЬЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Проект по использованию современных математических технологий

«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»

Воспитатель: Мансурова Л.Х.

2018-2019 учебный год

Проект по использованию современных математических технологий

«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: сентябрь – май (долгосрочный).

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Охватываемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность. Идея воспитания поколения, с ранних лет психологически подготовленного к применению новых информационных технологий, является важной и перспективной для развития общества, его промышленности, науки и культуры. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия, которые облегчали жизнь и труд людей. Пожалуй, самая важная наука – математика. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. В силу этих и многих других причин, очевидно, что грамотное развитие математических представлений человека, начиная с ранних лет его жизни, целесообразно и необходимо. Изучение математики – это не только получение новых знаний, это также развитие мыслительных представлений, памяти и внимания. Часто развитие математических представлений у детей дошкольного возраста связывают с подготовкой к обучению в школе. Однако математическое образование в дошкольном возрасте, бесспорно, не на формирование первичных счетных навыков, как считают многие родители. Освоение математических представлений, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребёнка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Математическое моделирование позволяет детям усваивать область математических отношений на уровне таких важных понятий, как число, величина, форма, количество, порядок, классификация, сериация. Моделирование на плоскостных и пространственных материалах развивает аналитико-синтетические, творческие способности дошкольников, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Доказано, что интенсивное развитие детского интеллекта повышает успешность обучения в школе.

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.

Задачи:

- Формирование представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях, через занимательные математические игры.

- Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).

- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач, способности к моделированию и конструированию;

- Способствование проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, стремлению к развитию игры и поиску результата оригинальными действиями.

- Способствование индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности, развитию активности и инициативности детей. Развитие координации движений глаз и мелкой моторики рук.

- Воспитание самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей.

- Создание условия для формирования у детей осознанного интереса к математике.

Решение данных задач позволит детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики, геометрии и информатики.

Система занятий предусматривает:

- сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовать содержательное общение детей;

- взаимосвязь математического моделирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой), изобразительной деятельностью, развитием речи, конструированием, музыкой;

- использование перед началом каждого занятия пальчиковой гимнастики;

- реализацию для детей определённых эмоциональных условий (создание атмосферы принятия ребёнка, обеспечения ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, признание его права на самостоятельность, выбор);

-использование приёмов и методов общепедагогического влияния (поощрение достижений ребёнка, подтверждение его уникальности, закрепление веры в успех);

- развитие сотрудничества с родителями.

Содержание проекта:

Нами было предположено, что в процессе использования развивающих математических игр и применения моделирования в различных видах деятельности, будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. на познавательную деятельность в целом.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме;

- создание развивающей среды в группе;

- подбор материала для продуктивной деятельности;

- составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП;

- создание сборника консультаций на темы: «Моделирование в развитии математических представлений дошкольников», «Использование метода моделирования на занятиях по ФЭМП»;

- разработка конспектов и мероприятий.

В процессе работы над проектом использовались:

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности.

Методы обучения:

- практические;

- наглядные;

- словесные.

Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).

Реализация проекта основана на следующих принципах:

- учет возрастных особенностей;

- индивидуальный подход (в группе 26 детей, работать с подгруппами по 5-6 детей, что позволяет больше времени уделять индивидуальной работе);

- преемственность взаимодействия ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В работе над проектом использовались следующие формы и методы представления занимательного материала:

- Совместная игра воспитателя с ребенком;

- Самостоятельная деятельность детей;

- Организованная образовательная деятельность.

Ожидаемые результаты:

- организация занятий по математическому моделированию способствует развитию наглядно-образного мышления, совершенствованию логико-математических представлений детей, активному усвоению ими математической терминологии, представлений о соотношении частей и целого, теоретико-множественном смысле материалов для моделирования, операциях классификации и сериации;

- дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

- повышение интереса к решению логических задач;

- дети соотносят схематическое изображение с реальными предметами;

- дети проявляют интерес к экспериментированию;

- активно включаются в игры;

-активизация интереса родителей к использованию математического моделирования.

2 этап – основной

Очевидно, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Основные направления работы:

- изучение специальной научно-методической и психолого-педагогической литературу по использованию математических игр и моделирования в дошкольном возрасте;

- подготовка методического материала, плана работы;

- разработка картотеки занимательных математических игр;

- организация развивающей, познавательной, предметной среды;

- знакомство детей с математическими играми, правилами; использование развивающих математических игр на занятиях, на прогулках (подвижные игры), игровой и свободной деятельности;

- организация и проведение систем занятий, которая позволяет расширять математические представления у детей через различные виды деятельности в целостном восприятии окружающего;

- применение игровых обучающих ситуаций, самостоятельной и продуктивной деятельности детей;

- использование в работе всех видов моделирования: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, плоскостное моделирование;

- создание математического уголка и создание совместно с детьми книжки-самоделки «Геометрия для малышей»;

- привлечение родителей (анкетирование, консультации).

3 этап – заключительный

- Проведение итогового мероприятия.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

«Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений»

Мероприятия

Сроки проведения

Рассматривание с детьми простых схем для построек, побуждать детей пытаться пользоваться схемой во время строительных игр.

сентябрь

Игра «Слепи фигурку из песка»

сентябрь

Логико-математические игры с блоками Дьенеша

сентябрь

Логико-математические игры с блоками Дьенеша

сентябрь

Д/и «Сложи квадрат»

октябрь

Развивающие игры «Фигурки из палочек»

октябрь

Игры со счетными палочками

Игра «Построй домик»

октябрь

Организованная образовательная деятельность по художественному развитию (аппликация) «Составь узор из осенних листьев на квадрате»

октябрь

Д/и «Колумбово яйцо»

ноябрь

Д/и «Колумбово яйцо»

ноябрь

Организованная образовательная деятельность по художественному развитию (аппликация на круге)

«Придумай узор из геометрических фигур» 

ноябрь

Дидактическая игра «Сделай картинку»

ноябрь

Дидактическая игра «Повтори по образцу картинку»

декабрь

Мозаика «Составь картинку»

декабрь

Игра «Танграм»

декабрь

Игра «Танграм»

декабрь

Д/и «Геометрическая мозаика»

январь

Палочки Кюизенера

январь

Палочки Кюизенера

январь

Организованная образовательная деятельность «Задачи от фиксиков»

январь

Игра «Построй высокий и низкий замок»

февраль

Подвижная игра «Найди свой домик»

февраль

Опыты со снегом

Подвижная игра «Третий лишний»

февраль

Организованная образовательная деятельность «В стране геометрических фигур»

февраль

Игры со счетными палочками

«Конструируем из палочек»

март

Игра «Нарисуй на манной крупе узоры»

март

Игра «Рисуем геометрические фигуры на манной крупе»

март

Организованная образовательная деятельность «Путешествие Буратино»

март

Игра «Найди пару»

апрель

Игра «Сделай картинку из камней»

апрель

Игра «Танграм»

апрель

Организованная образовательная деятельность «В гости к циферке»

апрель

Плоскостное моделирование «Сложи картинку по образцу»

май

Игра «Собери цветок»

май

Игра Колумбово яйцо»

май

Итоговая организованная

образовательная деятельность

«Космическое путешествие»

май

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области