Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика работы с нормативно-правовыми документами

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методика работы с нормативно-правовыми документами

ОБПОУ

«Курский автотехнический колледж»

Преподаватель права

Иванова И.Л.

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Большое место в этом процессе занимает работа студентов с источниками знаний, прежде всего, с текстовыми документами.

Слово «документ» является общеупотребительным, а потому студенты, как правило, уже знакомы с его значением. Оно происходит от латинского слова «documentium» и означает « материальный носитель какой либо информации», предназначенной для передачи.

На занятиях по правовым основам деятельности аварийно-спасательных формирований и правовым основам профессиональной деятельности обучение работе с документами осуществляется поэтапно. Если студенты еще ни разу не сталкивались с ними, преподаватель подробно объясняет, как можно организовать работу, на что обратить внимание в первую очередь, затем студенты под руководством педагога работают с документом самостоятельно, и, наконец, они приучаются к самостоятельной творческой работе с документами, выполняя задания.

Выделяют такие этапы работы с документом:

1. Преподаватель дает образец разбора документа.

2. Студенты анализируют документ под руководством преподавателя.

3. Работают под руководством преподавателя и самостоятельно.

4. Самостоятельно изучают документ.

Студенты могут самостоятельно сформулировать вопросы к документу, найти его составляющие части и т. д.

Документ, который используется на занятии, должен быть доступен обучаемым по содержанию и объему. Он должен быть интересным с позиции познания права, информативным, а также типичным, распространенным в практике.

Я использую задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у студентов умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме. Такое проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания обучающихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Посредством документа у студентов формируется интерес к изучаемому предмету, а преподаватель выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.

Среди множества приемов работы с текстовыми документами можно выделить следующие:

чтение и анализ;

выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

коллективный разбор текста;

формулирование вопросов к тексту;

обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;

выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

анализ аргументации авторов;

нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

формулирование обобщенных выводов;

выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;

подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Самостоятельная работа студентов с документом успешна , если в ее основе лежит конкретная программа действий студента, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности студента к работе с текстами.

Например: на уроках «Правовые основы деятельности аварийно-спасательных формирований»при изучении темы «Правовой статус спасателей. Социальная поддержка спасателей и членов их семей.», студентам предлагается ,опираясь на ФЗ № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

1. Найти и записать определения понятий:

1) Аварийно-спасательная служба

2) Аварийно-спасательное формирование

3) Спасатель

4) Аварийно-спасательные работы

5) Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций

6) Статус спасателей

7)Аварийно-спасательные средства

2. Заполнить таблицу: «Права и обязанности спасателя»

3. Опираясь на ФЗ № 151 гл.3 ответить на вопросы:

1) Укажите причину, по которой спасатель подлежит обязательному социальному страховании.

2) Как вы считаете, почему есть запрет на общение спасателя со СМИ без разрешения руководства?

3) Сколько экземпляров трудового контракта имеют одинаковую юридическую силу?

При работе с документами использую различные приемы заполнения таблиц:

1.заполнение пропусков в уже заполненной таблице по материалам текста

2.Построение таблицы по образцу (заполнен только1 столбец и первая строка).

При работе с документом, важно чтобы студент не просто прочел текст и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения. Для этого перед началом работы с источником необходимо поставить определенные задачи так, чтобы обучающиеся прочитали источник “вдоль и поперек” несколько раз и, наконец, чтобы они сами поставили вопросы к источнику. (5 вопросов к документу). Этот прием наиболее актуален при изучении нормативно-правовых актов по дисциплине «Право».

Работа с документом приближает студентов к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет студентам выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме, лучше запомнить материал и ориентироваться в нем. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность преподавателя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.

Литература:

Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/federalnye-zakony/836

2. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] /

С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2017. – 224 с.

3. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е. А. Певцова:

Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2014. – 400 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 14.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области