Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ "СУНТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ"

МБОУ «Сунтарская гимназия» Современной школе сегодня нужны профессионально компетентные, самостоятельно мыслящие педагоги, способные к реализации гуманистических ценностей на практике. В результате различных социально-педагогических опросов, анализ школьной практики можно сделать вывод, что несмотря на высокие показатели готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ "СУНТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ"

Филиппов Алексей Андреевич

Учитель физической культуры и ОБЖ

МБОУ «Сунтарская гимназия»

Современной школе сегодня нужны профессионально компетентные, самостоятельно мыслящие педагоги, способные к реализации гуманистических ценностей на практике. В результате различных социально-педагогических опросов, анализ школьной практики можно сделать вывод, что несмотря на высокие показатели готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

По мнению В.А. Сластенина, профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию, и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой:

адаптация к профессиональной деятельности: её содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности;

адаптация к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам;

адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессиональному статусу (воспитатель детского сада, учитель и пр.);

адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям и т.п. в трудовом коллективе;

адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста.

Профессиональная адаптация молодого педагога - это непрерывно продолжающийся, постоянный идущий процесс, имеющий свою динамику и особенности. Её результативный показатель зависит от различных случаев. Основную роль играет система ценностей личности специалиста, определяющая его ориентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководителям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. Эти отношения могут оказаться как позитивными, так и негативными.

Для молодых педагогов, которые желают узнать свой адаптационный уровень, предлагаю типологию социогенов личности, которую разработал психолог М. Е. Литвак

Следует сказать, что педагогическая деятельность обогащена напряженными ситуациями и различными факторами, которые требуют повышенного эмоционального реагирования. По степени напряженности нагрузка учителя значительно больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Причины нагрузки педагогической деятельности вызваны различными обстоятельствами: затруднительные, тяжелыми условия деятельности (загруженность рабочего дня, столкновение с новыми, трудными ситуациями, повышенные интеллектуальные нагрузки и т.д.), особенности личности, которые провоцируют чрезмерную чувствительность человека к определенным профессиональным трудностям, т.е. личностные (мотивационные, эмоциональные, социальные и др.) характеристики.

Профессиональный долг вызывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный стресс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

Эмоциональные реакции личности могут быть адекватными, т.е. соответствующими общепринятым правилам поведения и нормам физического и психического здоровья, и неадекватными, т.е. не соответствующими, не соизмеримыми с величиной и характером внешних воздействий, выходящими за пределы общепринятых норм. Неадекватные эмоциональные реакции возникают в ситуациях повышенной напряженности (усталость, болезнь), при неудачах в делах или личной жизни, межличностных конфликтах. Самые сильные, трудноуправляемые, наиболее «строптивые» эмоции – аффекты, страхи, страсти, обида, зависть, стрессы.

Надо отметить, что «эффективные» учителя по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на успеваемость учащихся. Учителя, которые внутренне себя принимают с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Учителя, обладающие позитивным само восприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними на уроке.

Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что многие специалисты, окончившие вузы и начинающие свою профессиональную деятельность сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптацией на рабочем месте. Эта проблема особенно актуальна для выпускников педагогических вузов, многие из которых не проходят период адаптации и оставляют данный вид профессиональной деятельности. Все это неизбежно приводит к тому, что количество молодых специалистов в школах сокращается,

и их места занимают люди без педагогического образования, что значительно сказывается на качестве преподавания предметов и академических результатах учеников.

Объектом исследования является методическая работа с молодыми педагогами в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования – организация методической работы с молодыми педагогами в общеобразовательном учреждении.

Цель работы – разработка проекта «Школа молодого педагога» в общеобразовательном учреждении.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

Изучить теоретические основы системы организации методической работы с молодыми педагогами в общеобразовательном учреждении;

Проанализировать на основе полученных сведений существующее состояние системы методической работы с молодыми педагогами МБОУ «Сунтарская гимназия»;

Разработать систему мероприятий по методической работе с молодыми педагогами.

Гипотеза исследования: разработка проекта «Школа молодого педагога» будет успешной, если:

- изучить систему организации методической работы с молодыми педагогами в общеобразовательном учреждении;

- провести диагностику проблем в деятельности молодых педагогов;

- разработать систему мероприятий по методической работе с молодыми педагогами.

В ходе выполнения дипломного проекта, нами разработаны мероприятия по совершенствованию управления организацией – муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Сунтарская гимназия», реализация которых на практике позволит повысить эффективность управления организацией в целом.

Так, нами разработан проект «Школа молодого учителя», которой предусмотрены, пять основных направлений, по которым будет вестись системная работа:

1.Работа по ознакомлению с нормативно-правовым обеспечением учебно-воспитательного процесса;

2.Ознакомление с инновационными педагогическими технологиями;

3.Психологическая помощь, сопровождение, а также обучение психологическим основам обучения и воспитания;

4.Мероприятийная работа (коллективные творческие дела, досуговая деятельность);

5.Подготовка к аттестации молодых педагогов образовательной организации.

По этим направлениям разработан примерный план деятельности на год. Мы уверены, что применение данных мероприятий на практике, позволит существенно повлиять на текучесть молодых кадров, повышение эффективности деятельности образовательной организации.

Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в общеобразовательном учреждении, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.

Приложение 1

Сферы отношений, ориентаций личности по М.Е. Литваку

(Может быть как положительным (+), так и отрицательным (-))

Сфера отношений (+) или (-)

1. «Я» - отношение к себе.

2. «Вы» - отношение к непосредственному социальному окружению: другим членам коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам.

3. «Они» - отношение к людям вообще, к новым контактам, связям, взаимоотношениям с новыми людьми.

4. «Труд» - отношение к предметной профессиональной деятельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней.

Исходя из данных характеристик, наиболее адаптивной и психически устойчивой является личность, имеющая социоген: «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд+». Достаточно успешно адаптируются к профессии, овладевают ею и совершенствуются в ней люди с типом социогена: «Я+», «Вы-», «Они+», «Труд+» (условно называемые высокомерными творцами). Личность с социогеном «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд-» способна успешно овладевать профессией и адаптироваться к ней. Но её ориентация «Труд-» создаёт в этом большие затруднения, поскольку у этих людей слабо выражена мотивация к деятельности и нужны большие волевые усилия. Такая ориентация может быть связана с разочарованием в профессии или являться следствием негативного отношения к трудовой деятельности вообще. Специалисты с социогеном «Я+», «Вы-», «Они+», «Труд-» (высокомерные бездельники) создают много проблем. У них возникают наибольшие трудности в профессиональной адаптации, в становлении личности специалиста.

Есть специалисты с типом социогена «Я-», «Вы+», «Они+», «Труд+». Это люди старательные, успешно выполняющие свои профессиональные обязанности и имеющие достаточно высокие результаты в труде. Их психологическая адаптация к профессии проходит достаточно успешно. Однако их заниженная самооценка ведёт к неуверенности в себе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области