Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Специфика проведения уроков физической культуры в контексте дистанционного обучения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Специфика проведения уроков физической культуры в контексте дистанционного обучения

Физическая культура является важной составляющей общеобразовательного процесса в современной школе. Уровень физической активности детей, с одной стороны, сказывается на их соматическом здоровье, с другой стороны, влияет на поведение и когнитивные способности учащихся. Поэтому можно сказать, что тема данной статьи очень актуальна.

Целью статьи является изучение специфики проведения уроков физической культуры во время пандемии в формате дистанционного обучения.

Некоторые дети и родители воспринимают физическую культуры как несущественный предмет, который можно легко и безболезненно исключить из школьной программы. Однако не все понимают, что физическая активность напрямую влияет на здоровье учащихся, учебный процесс и усвоение материала по другим предметам.

Как показывают исследования, уровень физической активности населения сильно снизился во время пандемии COVID-19 [3, C 159-160]. Это не удивительно, поскольку ограничения на перемещения, режим самоизоляции и страх заражения сильно изменили привычный образ жизни населения РФ.

Если для взрослых людей двигательная активность – это, прежде всего, поддержание здоровья на приемлемом уровне, то для школьников – это база гармоничного интеллектуального, физического и эмоционального развития. Дети, сидящие дома практически без движения в течении продолжительного периода времени, демонстрируют снижение успеваемости, возрастание агрессии, склонность к депрессиям, общую аппатичность и низкую мотивацию к учёба [3]. Поэтому физическая культура – важная часть учебного процесса, даже если занятия проходят он-лайн.

Возникает множество трудностей при организации он-лайн обучения. Учитель при проведении дистанционных занятий может столкнуться с такими вопросами:

технические неполадки;

поддержание мотивации учеников;

сложность с оцениванием выполняемых заданий;

проблемы с организацией пространства, в котором можно заниматься физической культурой (решение этой проблемы ложиться на плечи учеников и их родителей);

сложности с контролем соблюдения техники безопасности во время урока;

необходимость сильно видоизменения программы занятий [5, C. 32].

На последнем пункте остановимся подробнее, т.к. он крайне важен. Физическая культура преподалагает огромный спектр навыков и активностей. Среди них:

командные виды спорта;

эстафеты;

занятия в бассейне;

метание мяча с разбега;

опорный прыжок через козла;

ходьба на лыжах;

подтягивание;

лазание по канату;

бег на разные дистанции;

челночный бег и др.

Всё это нельзя реализовать на практике в контексте он-лайн обучения. Поэтому педагогу приходиться импровизировать и сильно перестраивать план занятий. Перед началом нового учебного года появился ряд рекомендаций о том, как учителю физкультуры проводить занятия при удалённом обучении. Подобные рекомендации выпустили, к примеру, Московский городской университет МГПУ [1], группа компаний «Просвещение» [5] и др.

Однако подобные рекомендации носят лишь общий харатктер. В каждом конкретном случае преподаватель сам решает какие виды физической активности подойдут для он-лайн урока. Это зависит от:

возраста детей;

их общей физической подготовки;

тематики занятия;

имеющегося спортивного инвентаря и др.

К вопросу спортивного инвентаря зачастую тоже приходится подходить достаточно гибко. Иногда домашняя утварь с успехом может его заменить. К примеру, гимнастическую палку можно заменить на рукоятку от швабры, гантели могут быть заменены на упаковки крупы и т.д. [1, 4] Подобные замены не всегда возможны и часто выглядят комично, но они позволяют адаптировать учебный процесс к домашним условиям и не требуют от родителей учащихся дополнительных трат материальных ресурсов.

Несмотря на то, что спектр активностей при домашнем обучении сильно снижается, он всё ещё остаётся достаточным для того, чтобы обеспечить детям полноценную физическую нагрузку на разные группы мышц. Так, к примеру, невозможно организовать полноценное занятие по футбулу в условиях карантина. Но отработать отдельные элементы работы с мячом вполне можно и дома.

Кроме того, особое значения при он-лайн обучении приобретают такие активности как:

йога для детей;

растяжки;

гимнастика для глаз;

комплекс упражнений на развитие силовых навыков и др.

Ещё одна сложность, с которой сталкиваются преподаватели физкультуры, это ощущение «вечного открытого урока». Когда занятие проходит в школе, то учитель строит свои взаимоотношения с классом напрямую, без вмешатльства других взрослых. При проведении он-лайн урока родители могут наблюдать за происходящим, комментировать, выдвигать оценочные суждения. Это сильно усложняет работу учителя, особенно если последний не слишком опытный.

Однако гораздо сложно работать в том случае, если к уроку присоединилсь младший брат или сестра учащегося. При он-лайн обучении такой вариант развития событий тоже надо предусмотреть. В таком случае младшего члена семьи следует оставить в покое и дать понаблюдать. А если получиться, то можно включить и его в работу

Подводя итог, можно сказать, что пандемия ставит серьёзные вызовы перед всей образовательной системой в целом, и перед преподавателями физической кульутуры в частности. От того, насколько все участники процесса смогут принять этот вызов, зависит уровень образования сегодняшних учеников и их здоровье.

Списко использованной литературы

Дистанционная физкультура – не миф, а реальность // Официальный сайт МГПУ - - Доступ 22.10.2020

Ковалёва Н.И. Дистанционное обучение в работе учителя физической культуры // Материалы XXV международной коференции «Применение новых технологий в образовании» - Троицк, 2014 -

Коваль Л.Н., Журавлёва Ю.И., Катренко М.В. и др. Физическая активность на фоне пандемии // Синтез науки и современности в решении глобальных проблем современности. – Уфа, 2020 – С. 159-163

Смагин Н.И. Дистанционное обучение физической культуре во время эпидемиологического карантина // Материалы XII научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования» - Краснодар, 2020 – С. 31 - 35

Спортивные каникулы. Как организовать занятия физкультурой в домашних условиях // Официальный сайт Группы компаний «Просвещение» - - Доступ 22.10.2020

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области