Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебного – воспитательного процесса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».

Научные современные исследования показывают, что талант и одаренность закладываются еще в дошкольном возрасте. В каждом ребенке есть талант, но добьется он успеха или нет, во многом будет зависеть от того, как он использует свою одаренность.

Детство – очень важный период в жизни каждого человека. И от того, как прошло детство в решающей степени, зависит каким станет сегодняшний малыш.

Дошкольный возраст – это время, когда начинают формироваться художественно-творческие способности, которые составляют основу для становления личности ребенка. Возраст с 3 до 7 лет является самым лучшим периодом для развития творческих способностей, детям доступны почти все виды художественно-творческой деятельности, а главным является рисование.

Рисование имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка, и играет огромную роль в психическом развитии. Именно художественное творчество является важным средством познания ребенком окружающей действительности и положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка,

Актуальность и перспективность заключается в том, что современное общество нуждается в творческой личности.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели ДО, и ставит перед собой цель развитие личности дошкольника, его творческих способностей.

Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает у ребенка радостное настроение, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает положительные эмоции. В процессе рисования дети рассуждают, делают выводы обогащают свой словарный запас. Это очень важно для наших детей и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии. Нетрадиционные техники рисования – это развитие творчества ребенка, его воображения, проявление самостоятельности и инициативы.Если ребенок владеет разными техниками и способами изображения предметов окружающего мира, он получает возможность выбора.

Цель: Формирование развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования.

Для реализации своей педагогической идеи, развития творчества и знаний детей, я поставила перед собой следующие задачи:

Образовательные: Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;Учить детей использовать в рисовании разные материалы и технику, соединять в одном рисунке выразительный образ. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Развивающие:Развивать детское творчество, эстетические чувства, формы, цвет, композицию, Развивать творческую активность детей, желание рисовать, испытывать радость и удовольствие от своей работы. Воспитательные:Воспитывать дружеские взаимоотношения,умение работать в коллективе, индивидуально, доводить начатое дело до конца.

Оздоровительные:

Укреплять здоровье детей, использую, здоровье-сберегающие технологии;

Благотворно и положительно влиять на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

В основе моей педагогической работы я применяю принципы, которые направляю на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей:

- принцип поэтапности (переходим от простого к сложному)

- принцип наглядности (развиваю у детей образную память)

- принцип индивидуализации (учитываю темперамент, характер ребенка)

- принцип сравнения (ищем новые варианты, новые техники и материалы)

- принцип связи с реальной жизнью

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея моего опыта разработана на основе ФГОС, которая направлена на создание условий для нетрадиционной техники рисования.

Новизна опыта работы:

На занятиях по изобразительной деятельности педагоги очень редко используют нетрадиционные техники и материалы. А ведь это очень нравится детям, восхищает и удивляет их! Поэтому новизна моего педагогического опыта заключается в том, чтобы сочетать эти приемы обучения

Детям очень нравится рисовать необычными материалами, это позволяет им ощутить радость и незабываемые положительные эмоции. Гуляя осенью с ребенком в парке, можно собрать множество листьев с разных деревьев, которые отличаются по форме, окраске и размеру. Если использовать технику печати листьями, то можно создать целые картины – букеты из разноцветных листьев, насекомые, животные, деревья, и т.д.

Технология опыта:

Принципы, которые я применяю при обучении детей нетрадиционным техникам рисования

- рисуем сначала отдельные предметы, затем переходим к сюжетным эпизодам;

- применяем сначала наиболее простые виды нетрадиционной техники к более сложным;

- сначала метод подражания, затем самостоятельное выполнение замысла;

- сначала индивидуальная работа, затем коллективное изображение сюжетов;

применение нескольких видов нетрадиционных техник рисования.

Существует очень много различных техник нетрадиционного рисования, которые позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

В своей работе я использую такие нетрадиционные техники рисования:

рисование пальчиками

рисование всей ладошкой

рисование ватными палочками

рисование струей воздуха (раздувание краски)

рисование мятой бумагой

печатание овощными печатками ( морковью, картофелем)

кляксография

рисование методом тычка

Объект исследования. Большое внимание уделяю детям старшего дошкольного возраста, их художественно - творческой деятельности в виде рисования.

Предмет исследования: приобщаю детей к художественному творчеству средствами нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Гипотеза исследования: дети, которые усвоили технику нетрадиционного рисования эстетически воспринимают окружающий мир и передают его в рисунках. Для своих занятий я готовлю множество разнообразных материалов и даю детям возможность выбора средств изображения. Игра, является основным видом деятельности. Сюрпризный момент – любимый герой из сказки или мультфильма, который приходит в гости детям.

Прежде чем развить у детей творческое воображение, я учу их неоднозначно воспринимать окружающие их предметы. Особое значение в этом имеет изобразительная деятельность. Ребенок, используя нетрадиционные техники рисования, создает свой образ, который он выражает в силу своих творческих способностей.

Я постепенно, не спеша ввожу детей в мир воображения. Ставлю перед детьми цель на оригинальную, творческую изобразительную деятельность.

Педагог в совместной деятельности с ребенком должен быть самым творческим участником и дать понять детям, что одни и те же задачи и проблемы можно решить несколькими путями .

Распределение техники по возрастным группам;

С детьми младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись, это один из видов нетрадиционных техник рисования, который представляет собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- отпечатки-картинки

- масляная пастель + акварель

- отпечатки листьев

- рисунки из ладошки

- рисование ватными палочками

- волшебные ниточки

- монотипия (предметная и пейзажная)

Детей старшего дошкольного возраста я обучала более сложным нетрадиционным изобразительным техникам:

- рисование мыльными пузырями

- рисование мятой бумагой

- рисование по-мокрому

- рисование солью, манкой, песком

- кляксография с трубочкой

- пластилинография

- граттаж (цветной и простой)

- фроттаж (теснение)

- набрызг краской

- расчесывание краски

- старый образ-новое содержание

Дети, которые используют технику нетрадиционного рисования, проявляют больше самостоятельности, творчества, инициативы, они через рисунок передают свое отношение к окружающему миру, а организация творческих выставок повышает авторитет ребенка.

Многие педагоги утверждают, что все дети талантливы, нужно вовремя заметить и почувствовать эти таланты и направить их в нужное русло. Чем больше ребенок видит и слышит, тем увереннее он реализует свой замысел.

В своей работе я стремлюсь обеспечить воспитанников качественным, универсальным образованием, высоким уровнем культуры, в том числе культуры нетрадиционной техники рисования. При использовании нетрадиционных техник дети дошкольного возраста правильно составляют сложный сюжетный рисунок.

Конспект ОД включает в себя следующее содержание техники нетрадиционного рисования:

Беседы с детьми.

Совместные наблюдения.

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, изображений.

Чтение художественных произведений.

Задания по тестам.

Темы окружающей нас действительности.

Литературные темы (которые включают в себя сказки, стихотворения, малые фольклорные жанры, рассказы, загадки, потешки).

Теоретическая база опыта.

По развитию нетрадиционных техник рисования в своей работе я использую следующие источники

«Мы в Мордовии живем» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования. Авторы: О.В.Бурляева, Л.П.Карпушина и др.

«Детство» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Научные редакторы: Т.И.Бабаева, А.Г. Гогобиридзе, З.А.Михайлова.

О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

Е.Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».           

Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на

Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

На занятиях по нетрадиционному рисованию я использую следующие методы и приемы:

- Создаю игровую ситуацию.

-Придумываю интересные путешествия (На занятиях дети любят путешествовать. Путешествия могут быть разными: сказочными или воображаемыми)

-Применяю художественное слово. (Дети любят сказки, только благодаря сказке ребенок познает мир всем сердцем и умом).

-Создаю эмоциональный настрой. (На занятиях я использую музыкальные произведения. Я заметила, когда играет музыка детям становится комфортнее и уютнее).

- Показываю готовый образец.

-Использую движения своей руки.

-  Сравниваю две техники рисования.

-Представляю детям самим выбрать материал для рисования (краски, бумага и т.д.).

Анализ результативности:

Во время обучения и развития нетрадиционных техник рисования, мои дети научились узнавать, что такое радость и разочарование своего создания. Ведь творческий процесс – это исследования, которые дети научились смело открывать и постепенно насыщаться своей деятельностью. И мы когда были маленькими, тоже испытывали огромную радость от рисования, которую сейчас забыли.

Таким образом, я считаю, что результат моей работы заключается не только в процессе развития дошкольника во всех его видах деятельности, но и сохранении навыков и умений, которые он совершенствует в будущем.

В результате своей проделанной работы я заметила, что дети стали больше интересоваться нетрадиционными техниками рисования. Они стали по-другому смотреть на окружающий мир, находят разные оттенки, проявляют творческий интерес и любознательность. Создают и воплощают новые идеи, проявляют свое творчество, мастерство и безграничную фантазию.

Детские рисунки стали намного интереснее, содержательнее, а замысел богаче. Их шедевры дышат, живут, улыбаются, и каждый рисунок кажется творческим произведением искусства. Ребята чувствуют себя более уверенными и преодолели боязнь чистого листа бумаги и чувствуют себя маленькими художниками.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области