ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
• Математика, 3 класс, к УМК М. И. Моро
• Тема урока: «Тысяча»
• Цель:создание условий для формирования представлений о новой счетной единице – тысяче; формирование умений образовывать числа из сотен, десятков, единиц, называть эти числа.
• Тип урока: «открытие» нового знания
• Задачи:
- обучающие:
образовывать и читать числа в пределах 1000
-развивающие:
развивать мышление, логику, наблюдательность, интерес к математике, речь учащихся, умение делать выводы.
-воспитательные:
воспитывать аккуратность и точность при выполнении различных учебных заданий.
• Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
• Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная
групповая
индивидуально-обособленная
• Средства обучения (для учителя, для учащихся):
1.Учебник М.И.Моро и др. 2015г. «Просвещение»
2. Карточки для самостоятельной работы.
3. Таблица разрядов и классов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Планируемые результаты | |
1.Самоопределение к деятельности | Словесное приветствие. | - Здравствуйте ребята, обратите внимание на свои рабочие столы, все ли есть на партах для успешного прохождения урока? Начинается урок. Он пойдет ребятам в прок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: понимать значение знаний для человека; проявлять интерес к изучаемому предмету; желать учиться. Регулятивные: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность, овладение волевой саморегуляцией. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку. Создать позитивное настроение. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Практический: минутка чистописания. Устный счёт: фронтальный опрос. | Минутка чистописания - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. - У вас в тетрадях прописано число 10. Вам следует увеличить каждое последующее число на 10 и записать результаты. (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90) Устный счёт На доске ряд чисел. Прочитайте его 20, 30, 40, 47, 50, 60 Какое число в ряду лишнее? Почему? (Лишнее число 47.) Остальные числа круглые.Каждое следующее число на сколько больше предыдущего? (Каждое следующее число больше предыдущего на 10Продолжите ряд чисел.Дети: 70, 80, 90, 100- Назовите самое маленькое двузначное число? (10)- Самое большое двузначное. (99) - Какое число при счёте следует после 99? (100) - Существуют ли числа после числа 100? - Какое число образуется из сотен? - Проверьте свои предположения. - Прочитайте на с.41 учебника название нового материала. | Самостоятельно выполняют письмо по образцу- записывать числа в тетрадь. Выполняют устный счёт. Дают ответы на вопросы учителя. Проверяют свои предположения. | Личностные:проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание цифры 10. Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи и с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии. Развивать речь детей. Актуализировать знания детей о нумерации от 1 до 1000 |
3. Постановка учебной задачи | Формулирование темы и целей урока (фронтально) Изучение новой темы. Работа с учебником. | Давайте прочитаем название раздела. (Числа от 1 до 1000.Нумерация) - читают дети. - Что узнаем? (Узнаем название числовых разрядов.) - Чему будем учиться? (Будем учиться образовывать, читать, записывать, сравнивать трёхзначные числа; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых). - И так, тема нашего урока: "Устная нумерация чисел в пределах 1000". - Задача урока: будем учиться образовывать из сотен 1000. | Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; определяют и формулируют цель деятельности на уроке; отличают верно выполненное задание от неверно выполненного. Познавательные: находят ответы на вопросы, делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: принимают другие мнения и высказывания, уважительно относятся к ним; доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи; высказывают свою точку зрения и стараются ее обосновать, приводя аргументы; слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, готовы изменить свою точку зрения. | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Самостоятельная работа в тетрадях. Устный счёт. | Работа в парах. - Сейчас мы проведем исследование, как из сотен образуется тысяча. - Работаете с карточками на ваших партах. - Задания к работе в парах. 1.Прочитать название сотен. 2.Прочитать название сотен друг другу. 3.Найти это кол-во на рисунке. Таким образом тысяча образуется из (сотен) - Показываю карточки: 3 сот, 7 сот., 5 сот., 1 сот., 8 сот., 2 сот.) дети называют число. - 1000 - это число 2 класса (класс тысяч). На доску вывешивается таблица разрядов и классов. - Начнём с №1 на стр.42. - Решение записывается в тетрадь, один ученик выходит к доске. (8сот.+1сот.=9сот.; 9сот.-6сот.=3сот.; 3сот.х3=9сот.; 8сот.:4=2сот.; 1 тыс.-1сот.=9сот.; 1 тыс.-5сот.=5сот.) Физкультминутка. | Строят грамматические рассуждения Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Регулятивные: контроль (самопроверка знания, выполненного самостоятельного); выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; делают выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе обсуждения). Познавательные: находят ответы, ориентируясь в своей системе знаний, отличают новое от уже известного; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме. | Научиться самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезы. Научиться преодолеть возникшее затруднение с помощью нового способа действий. |
5.Первичное закрепление во внешней речи | Задания на новый способ действия. Разбор измерительных единиц. | - Выполнение с комментированием. № 2 (№2) 1) Прибавляй к 96 по 1 до ста (97, 98, 99, 100); 2)Прибавляй к 200 по 100 до тысячи (300, 400, 500, 600, 700, 800, 900, 1000); 3) Вычитай из 200 по 10 до ста (190, 180, 170, 160, 150, 140, 130, 120, 110, 100); 4) Вычитай из 900 по 100 до нуля (800, 700, 600, 500, 400, 300, 200, 100, 0). №3 Работа в парах. Сколько копеек в 1 р.? (100) в 3 р.? (300) в 4 р.? (400) в 5 р.? (500). Сколько см. В 1 м.? (100) в 2 м.? (200) в 3 м.? (300) в 10 м.? (1000)) | Выполняют задания С комментированием во внешней речи | Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Развивать речь детей. Обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельное выполнение задания. | У вас на партах карточки с заданиями Вычислите. 1тыс.- 3сот. 8сот.: 2 1сот.х 6 9сот.- 7сот. Самопроверка по образцу | Выполняют задания по карточкам на новый способ действий. Производят самоконтроль по образцу. | Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь, высказывания. | Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Решение задачи. Повторение и закрепление изученного. | Работа по учебнику. С. 42 № 5 - Прочитайте. 1 раз - по себя. 2 раз - вслух. 3 раз - условие, вопрос. - Что известно? - Что значит 3 набора по 12 листов? - Что неизвестно? (ответы детей) – Составим краткую запись. Цв.- ?, 3 н. по 12 л. Бел.-50 л. В. - ? л. - Запишите решение задачи по действиям. 1) 12*3=36 (л.) цв.бум. 2) 36+50=86 (л.) Ответ: 86 листов. | Дают ответы на вопросы. Строят грамматическое рассуждение. Выполняют задание. | Регулятивные: проверяют результаты вычислений; адекватно воспринимают указания на ошибки и исправляют найденные ошибки. Познавательные: анализируют условие задачи (выделяют числовые данные и цель – что известно, что требуется найти); самостоятельно выполняют вычисления. Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной форме. | Повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса. |
7.Итоги урока. Рефлексия. | Опрос – итог. Беседа. | «Проверь себя» учебник с. 42 Подведение итогов: Как мы сегодня получили одну тысячу? Сколько сотен в одной тысяче? (10 сотен.) Сколько единиц в 1 тысяче? (1000 единиц.) Сколько десятков? (100 десятков.) Какое задание показалось вам интересным? Какое трудным? А какие хорошие дела мы делали на уроке? (Помогали друг другу, …) Оценивание учащихся. - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - На что вам нужно обратить внимание? - Чьи ответы вам понравились больше всего? - Какую оценку можно поставить за общую работу класса? - Достигли мы поставленной цели? - Какое задание на уроке вам больше всего понравилось? - А теперь запишите домашнее задание. С.42 №6, по желанию №7.письменно в тетрадях. | Отвечать на вопросы. -Обобщать изученное.-соотнести цель и результаты деятельности на уроке - записать домашнее задание | Личностные:формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,формирование границ собственного «знания « и «незнания». Регулятивные:восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. Познавательные:построение речевого высказывания в устной и письменной форме,анализ,синтез,установление причинно-следственных связей. | Осознание метода преодоления затруднений и самооценка результатов своей коррекционной деятельности. |