Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мотивация, как важнейший компонент структуры учебной деятельности на производстве.

Мотив – это то, что движет человеком, побуждает его к активности, придает его действиям смысл. Мотивация – это процесс стимулирования человека к деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мотивация, как важнейший компонент структуры учебной деятельности на производстве.

Даровских Л.А.

Мотив – это то, что движет  человеком,  побуждает его к активности,  придает его  действиям смысл.  

Мотивация –  это процесс    стимулирования  человека к  деятельности.

Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей.

Трудовая среда (организация) призвана позволить человеку удовлетворить свои потребности путем эффективной работы по достижению целей организации. Эту задачу можно решить, лишь создав устойчивые мотивы трудовой деятельности человека. В психологии получил широкое распространение классический закон Йеркса-Додсона, в котором была установлена прямая зависимость эффективности деятельности от силы мотивации (чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности).

Учебно-производственная деятельность приобретает для учащегося избирательный характер. Он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессиональной деятельностью. С позиции управления профориентацией необходимо способствовать расширению и углублению знаний, умений, связанных с содержательной стороной будущей профессиональной деятельности, с одной стороны, а с другой - осуществлять постоянный контроль за ее развитием. Что же касается деятельности, направленной на формирование общественных отношений, то она у учащегося стабилизируется, приобретает личностный смысл, обеспечивает развитие социальной активности, в том числе и в сфере производительного, общественно значимого труда. Все виды деятельности учащихся взаимосвязаны и при организованном педагогическом воздействии способствуют разрешению противоречий, с которыми сталкивается учащийся в поиске своего призвания. К этим противоречиям относятся: расхождения, обусловленные определением и оценкой учащихся своей жизненной перспективы, между определенными склонностями и представлениями о престиже или неперспективности профессии, между интересами и способностями, профессиональным идеалом и самооценкой, уровнем притязаний и реальными возможностями, особенностями здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Основные признаки профессиональной мотивации - это умение планировать и организовывать свою деятельность; умение преодолевать препятствия, возникающие на пути выполнения профессиональных обязанностей; инициативность; способность к самоконтролю на всех этапах трудовой деятельности; творческое отношение к выполняемой работе.

Под профессиональным интересом понимается устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально - волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию учащегося, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания училища по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса. Профессиональный интерес выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Он непосредственно влияет на успешность овладения специальностью.

Процесс профессионального самоопределения в ранней юности противоречив, сложен и динамичен. Вместе с тем ранний юношеский возраст - это пора активной деятельности. Для этого возраста характерна обостренная чувствительность на отношение к окружающим. В то же время подросток во многом строит свое поведение на основе самооценки и критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Стремление к самоутверждению себя как личности ради товарищей и взрослых - явление положительное и закономерное. Работа педагогического коллектива Орловского СУВУ по комплектованию училища начинается задолго до начала учебного года. Работники училища знакомят вновь поступивших учащихся с профессиями, рассказывают об учебе и жизни училища, для учащихся организуются экскурсии. Здесь их знакомят с его историей и традициями. Ребята присутствуют на занятиях, посещают столовую, им показываю выставку технического творчества. Непосредственное знакомство с училищем помогает учащимся составить собственное мнение об учебном заведении, позволяет им соотнести свои жизненные и профессиональные устремления с возможностями их реализации в училище. Следует отметить, что многие в ответе на анкету указали, что именно знакомство с училищем окончательно определило их профессиональный выбор. Мастера принимают активное участие в подготовке и проведении совместно с учителями и воспитателями разных мероприятий, готовят выставки, демонстрируют подготовленные презентации о жизни и учебе учащихся.

Первые впечатления имеют важное значение для дальнейшей профессиональной ориентации учащегося, определяют самочувствие и позицию в новом коллективе, непосредственно сказываются на процессе формирования у него нового динамического стереотипа, взамен старого созданного на основе прошлого опыта. Начальный период адаптации связан с определенными трудностями: большая нагрузка, оказавшихся в незнакомой среде сверстников и взрослых, незнакомый технический язык первых занятий, неуверенность в себя, боязнь оказаться неспособным к избранной профессии. Все это проявляется в своеобразном психическом состоянии, которое выражается в критическом отношении к новой обстановке, тоске по дому, тяге к уединению.

Хорошие знания мастером индивидуальных особенностей своих воспитанников, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему педагогической работы, направленную на быстрейшую адаптацию учащихся к новым условиям жизни и учебы. Суть этой работы заключается в следующем:

- с первых дней пребывания мастера и преподаватели выясняют жизненные устремления учащихся;

-каждый воспитанник слышит от мастера, слова одобрения, поддержки, благодаря чему у него формируется уверенность в том, что он успешно справиться со своими новыми обязанностями;

-вся система производственно-воспитательной работы направлена на создание социальной значимости избранной профессии, раскрытие профессиональной перспективы, воспитание у них чувства гордости за училище;

- усилия мастера группы концентрируется на формировании и сплочении коллектива, на создании в группе благоприятного микроклимата

Первая индивидуальная беседа мастера с новичком - это начало становления личных взаимоотношений между ним и учащимся. От его доброжелательности и искренности во многом зависит, как сложиться в дальнейшем эти отношения. Установившаяся связь мастер - воспитанник в ходе общения получает свое последующее развитие.

Характер этой связи становиться важнейшим условием успехов или неудач мастера в работе с группой. В беседу включают, как правило, такие вопросы: каков состав семьи, где работают родители. Что привлекает в профессии, чем любит заниматься в свободное от учёбы время, думает ли в будущем продолжать обучение, какие есть просьбы, и т.д.

Беседы, контакты весьма необходимы учащимся. Ведь дружеское общение - одна из важных нравственных потребностей личности в раннем юношеском возрасте. Общение с ними оказывает сильное влияние на учащихся. К первому знакомству с воспитанниками нужно готовиться не менее тщательно и продуманно, чем к первому уроку. Очень важно внимательно встретить новых учащихся, дать им почувствовать, что в училище они не одиноки, что каждый из них в поле зрения мастера, что группа - это их новая семья. Первые месяцы учебы особое внимание должно быть уделено выработке у учащихся навыков правильной организации учебно-производственного труда. Учитывать своеобразие этого периода значит, прежде всего, помогать учащимся полнее раскрыть свои способности и творческие силы, проявить активность, самостоятельность, инициативу, стимулируя тем самым их идейно-нравственный и профессиональный рост.

Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворения которое способствует самоутверждению, укреплению уверенности в том, что избранная профессия имеет большое социальное значение.

Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний, что связано с выработкой новых динамических стереотипов. Развития новых критериев по отношению к учебе, к окружающим сверстникам и взрослым.

Побуждая интерес к знаниям мастер, дает тем самым психологический импульс для укрепления профессионального интереса.

Профессионализация обучения связана с глубокими интеллектуальными и эмоциональными переживаниями учащихся, вызываемыми изменениями, которые возникают и происходят в процессе учебно-производственной деятельности.

Производственное обучение играет решающую роль в подготовке квалифицированного рабочего к реальным условиям трудовой деятельности.

Каковы же пути формирования устойчивого профессионального интереса у учащихся в процессе учебно-производственной деятельности?

- Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения.

- При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

- Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться учащегося в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, учащийся в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

- Рост уверенности в себе, в своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

- Отмечать достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. 

- Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

- Для учащихся важна сама личность мастера (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым мастером, хорошо усваивается).

- Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно. Пробовать изменять методы и приемы обучения.

- По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

- Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

- Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры.  Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

- Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

- Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь мастера.

- Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

- Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

- Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий.

- Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

- Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

- Применение новых информационных технологий.

- Уважение личности каждого ребенка.

Известно, что формирование профессионального интереса протекает эффективно, если совершенная методика обучения сочетается с продуманной системой воспитания на основе комплексного подхода. Нельзя привить человеку устойчивый интерес к профессии, если не воспитывать его сознание, чувства, волю так, чтобы он ощутил себя связанным с профессией всем своим существом.

Урок производственного обучения предоставляет широкие, и благоприятные возможности. Во-первых, при обучении профессии используется действующая техника, машины, оборудование;

во-вторых, занятия в значительной степени индивидуализированы;

в третьих - занятие состоит из нескольких уроков и поэтому не ограничено только учебным временем.

Изучение опыта мастеров Орловского СУВУ показывает, что процесс формирования у учащихся профессионального интереса в ходе практического обучения включает в себя: воспитание любви к технике, бережного отношения к ней, развитие способности чувствовать технику, понимать ее конструктивные особенности; укрепление веры учащихся в свои силы и возможности; воспитание у них чувства профессиональной гордости и рабочей чести.

Характерной особенностью уроков производственного обучения, проводимых мастером является целенаправленная учебно-производственная деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Для этого мастер до мельчайших подробностей продумывает весь ход урока, разрабатывает план урока, готовит необходимые приспособления, проверяет комплектность и исправность технического оборудования для проведения, определяет и конкретизирует деятельность учащихся и свою на каждом этапе урока.

Понятное и доступное объяснение мастера, четкий показ приемов выполнения рабочих операций, посильность задания - все это позволяет учащимся успешно овладеть специальными навыками и умениями, приобретать уверенность в собственных силах и возможностях. Это имеет важное значение для хорошего психического и эмоционального состояния воспитанника.

Весьма ответственный этап в формировании профессионального интереса - переход учащихся от теоретического обучения к результативному труду, когда ему доверяют машину для самостоятельной работы. Такой педагогический подход помогает мастеру, воспитывать интерес к профессии, опираясь на полученные учащимся знания и его возможности

Развитие профессиональных навыков и умений на действующей технике, делает процесс овладения профессией притягательным для подавляющего большинства учащихся. Элемент соревнования, при выполнении учащимся упражнений или учебно-производственных заданий педагогически разумно используемый мастером, вносит в практическую деятельность творческую радость, укрепляет и углубляет интерес к профессии.

Учащиеся с большим энтузиазмом выполняют все поручения и задания по техническому обслуживанию. Эффективно способствуют развитию интереса к профессии проведение смотров - конкурсов на звание «Лучший по профессии», состязания на лучшее проведение различных операций .Составной частью производственного обучения является производственная практика учащихся. В период производственной практики учащиеся овладевают навыками овладения техникой, оборудованием, несет ответственность за результаты своего труда. Именно этот период является решающим этапом в формировании профессионального интереса у учащихся.

Одним из важных условий овладения профессией является наряду с коллективными формами работы индивидуальное выполнение учащимися учебно-производственных заданий. Квалифицированный анализ сделанной учащимся работы служит для него показателем его профессионального роста.

Поэтому в воспитательных целях весьма важно, чтобы анализ был педагогически целенаправленным и доброжелательным. Деловой и тактичный разбор мастером работы учащегося вызывает у последнего реакцию на критические замечания в свой адрес, не озлобляет, а побуждает к настойчивому овладению производственными навыками и умениями.

Проведение индивидуальных занятий, как известно, эффективно, когда мастер работает с двумя учащимися. Опытные мастера стараются так подбирать учащихся. Чтобы один из них, более сильный, активно интересовался профессией. При выполнении задания слабоуспевающий, как правило, ориентируется на сильного. Испытывая затруднения при выполнении рабочих приемов и операций, такие учащиеся стараются равняться по своему более сильному напарнику, прибегают в первую очередь к его помощи, чтобы не обнаружить своего неумения перед мастером. Таким образом, более слабые и менее интересующиеся делом учащиеся в ходе занятий подвергаются двойному влиянию: мастера и своего товарища.

Мастера непрерывно ищут и находят действенные методы и средства активизации профессиональной подготовки учащихся на уроках производственного обучения, развития у них интереса к профессии. В этих целях разрабатываются и применяются карточки на все задания. В них органически соединены теория и практика. Карточки-задания побуждают ребят проверять свои знания, приучают к самоконтролю, указывают им на пробелы, к мастеру, к сильным в учебе товарищам.

Практический показ мастеров приемов выполнения задания в рабочем и замедленном темпе сопровождается исчерпывающим объяснением. Рассказывая и показывая, мастер учит своих воспитанников правильно выполнять трудовые приемы и операции, соблюдать правила техники безопасности. На таких уроках производственного обучения усвоение знаний и выработка профессиональных знаний происходит продуктивно. Учащиеся проявляют подлинную заинтересованность в работе. Результатом творческого отношения мастера к профессиональной подготовке и воспитанию является высокая успеваемость.

Развивая и совершенствуя коллективные формы труда учащихся, формирование у них в значительной степени опосредуется теми отношениями, которые складываются в группе. Влияние ближайшего окружения на учащегося тем сильнее, чем прочнее внутригрупповые связи. Успешное формирование профессионального интереса у подростков находится в прямой зависимости от его позиции в группе. Эта позиция обеспечивает ему эмоциональное благополучие, активность в учебно-производственной деятельности и налагает ответственность за дела группы. Нравственно-психологический микроклимат в учебной группе определяет самочувствие каждого учащегося.

Заставить ребенка учиться невозможно.  Можно  заставить на неделю, месяц, год, но  заставить  увлечься  какой-либо  деятельностью нельзя.  Источником активности  человека являются его  потребности. 

Список использованной литературы

1. М.Я. Любин «Воспитание интереса к профессии у учащихся « М «Высшая школа» 1985г

2. Активные формы учебной работы при изучении общеобразовательных дисциплин «Высшая школа«1989год

3. Библиотечка мастера производственного обучения. «высшая школа» 1984год.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области