Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема опыта « МУЛЬТТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель исследования определить эффективность использования приемов мульттерапии в системе работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «общение»», «коммуникация», «коммуникативные навыки», «мульттерапия». 2. Подобрать психодиагностический материал для проведения эмпирического исследования. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков старших дошкольников с помощью мульттерапии. 3. Дать методические рекомендации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования Сахалинской области

Институт развития образования Сахалинской области

Кафедра дошкольной педагогике

Мульттерапия как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор опыта: Логинова Юлия Владимировна

Воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка

Детский сад №14 «Рябинка» Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1:Информация об опыте………………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью мульттерапии

1.1. Понятие «коммуникативные навыки»………………….………………….9

1.2. Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте……………………………………………………………14

1.3. Факторы, влияющие на развитие коммуникативных навыков дошкольников…………………………………………………………………....19

1.4. Роль мульттерапии в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………………...……………24

Список использованной литературы…………………….…….30

Приложение…………………………………………………………………33

Раздел 1. Информация об опыте.

Автор опыта - Логинова Юлия Владимировна.

Место работы – МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад№14 «Рябинка» г. Южно-Сахалинск.

Педагогический стаж -10 лет.

Специальность –воспитатель, контактный телефон 89242813370, 23-13-93.

Тема опыта: « Мульттерапия как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно-развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень коммуникативности, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.

Сегодня как для педагогов, так и для родителей становится очевидным, что дошкольники все чаще сталкиваются с трудностями в отношениях с ровесниками. Это проявляется в том, что ребенок не знает, как найти правильный подход к собеседнику, не умеет устанавливать, развивать и поддерживать контакты с людьми. Следовательно, развивать коммуникативные навыки надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально-коммуникативное развитие выделяется как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса. Согласно ФГОС социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [63, п.2.6].

Многие исследования показывают, что от степени сформированности коммуникативной компетентности дошкольников зависит психическое здоровье ребенка. Также это оказывает влияние практически на все аспекты деятельности. Именно от сформированности коммуникативной компетентности, в первую очередь, зависит соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального образования. Коммуникация – это наиважнейшее направление в социальном и личностном развитии любого ребенка.

Вопросам коммуникативного развития уделялось особое внимание таких ученых как А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. В работах этих авторов проанализированы подходы к пониманию сущности, содержания, структуры коммуникации. Доказано, что в процессе взаимодействия дети способны постепенно усвоить конкретные коммуникативные навыки, необходимые для организации полноценного процесса общения. Уже с момента рождения ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях [5, с. 169].

Согласно взглядам отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формируется личность его в целом [10, с. 68].

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьезные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

Таким образом, анализ исследований показывает, что проблеме общения детей дошкольного возраста и условия его развития, достаточно подробно изучены в современной психологии и педагогике. Однако в дошкольных образовательных учреждений встречаются дети, испытывающие трудности в коммуникации с взрослыми и сверстниками.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, опыт работы специалистов, психологов в качестве средства формирования коммуникативных навыков дошкольников нами была выбрана мульттерапия.

Мульттерапия – это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально  развиваться, учит общаться со сверстниками и с взрослыми. Этот инновационный метод основан на совместной работе детей и взрослых, в результате которой создается мультфильм [42, с. 16].

Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы выпускной квалификационной работы «Мульттерапия, как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» и способствовала определению параметров для проведения исследования.

Объект исследования: личность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: определить эффективность использования приемов мульттерапии в системе работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия «общение»», «коммуникация», «коммуникативные навыки», «мульттерапия».

Подобрать психодиагностический материал для проведения эмпирического исследования. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных навыков старших дошкольников с помощью мульттерапии.

Дать методические рекомендации.

Новизна исследовательской работы - в теоретической значимости, которая состоит в анализе научной литературы и систематизации материала по влиянию мульттерапии на коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Теоретический метод: анализ литературы по теме исследования;

2. Эмпирические методы:

- метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой;

- диагностическая методика Тиуновой Е.Н на выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников.

3. Метод количественного и качественного анализа результатов исследования констатирующего и контрольного экспериментов.

Исследование проводилось в МАДОУ№14 «Рябинка» гю Южно- Сахалинск, Сахалинской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники контрольной групп «Вишенки», в количестве 16 человек и экспериментальной группы «Гномики» - 18 человек.

Исследование было организовано в виде классического эксперимента и проходило в три этапа.

На первом констатирующем этапе (сентябрь - октябрь2019г.) нами была проведена оценка форсированности у старших дошкольников уровня развития коммуникативных навыков (экспериментальная и контрольная группы);

На втором формирующем этапе исследования (ноябрь 2019 - декабрь 2019г.) - разработка, апробация и внедрение в работу программы по развитию коммуникативных навыков с помощью средств мульттерапии для детей экспериментальной группы;

На третьем контрольном этапе (декабрь –февраль2020г.) – повторная диагностика сформированности у старших дошкольников уровня развития коммуникативных навыков (экспериментальная группа).

Г

1.1. Понятие «коммуникативные навыки»

Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации.

Обладание коммуникативными навыками позволяет ребёнку конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников [24, с. 58]. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

Также старший дошкольный возраст – это своеобразный "мостик" между детским садом и школой, период, когда ребёнок, интуитивно сам или с подачи взрослого, встаёт перед более высокими требованиями к особенностям и возможностям собственной коммуникации.

Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой, что, нередко, создаёт обманчивую видимость сформированности коммуникативных навыков. Данное обстоятельство объясняется смешением понятий «коммуникация» и «общение» как на теоретическом уровне, так и в реальной практике, что становится причиной неполноценного планирования педагогической деятельности в области коммуникативного развития дошкольников, а, следовательно, отсутствия своевременной коррекции пробелов данного развития в конкретном детском коллективе [26, с. 193].

Вникая в суть понятий, мы отмечаем большую смысловую разницу между «общением» и «коммуникацией».

Итак, общение представляет собой «взаимодействие двух и ли более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение является необходимым условием развития и формирования личностей и групп [23, с. 97].

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов и психологов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурии, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Общение, при соблюдении ряда условий, может выступать как сторона совместной деятельности и тогда оно преобразуется в коммуникацию.

Коммуникация – это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств» [37, с. 48].

Понятия «общение» и «коммуникация» не равны между собой и данное неравенство можно обозначить так: не всякое общение является коммуникацией, но любая коммуникация между людьми строится на общении. Сторонники данной позиции, в частности практикующий психолог Н.С. Козлов, говорят о том, что «бытовое – это чаще общение, профессиональное – чаще коммуникация; бесцельное и без правил – чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) – чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников» [29, с. 36]. 

В кратком психологическом словаре коммуникация представлена как «смысловой аспект социального взаимодействия» [28, с. 62], и, если общение – это социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения.

Понимая разницу между коммуникацией и общением, мы задаёмся вопросом: каким образом непринуждённое общение детей превратить в коммуникацию? И, более того, как научить ребят самостоятельно выходить из общения на уровень коммуникации? Ответ кроется в понимании того, что обмен знаниями, идеями, чувствами говорит об организации деятельности. При этом коммуникация выступает, с одной стороны, как средство организации общения, с другой, как продукт этой организации.Организация любой деятельности, в том числе коммуникативной, требует от дошкольников определённых умений.

Если умение – это «способность выполнять какое-либо действие по определённым правилам (при этом действие ещё не достигло автоматизированности)» [34, с. 153], то навык  – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля» [23, с. 90], другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма.

И в этой связи коммуникативные навыки следует понимать, как доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Именно автоматизм отличает коммуникативные навыки от коммуникативных умений. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации [8, с. 203].

Таким образом, коммуникативные умения и навыки – это элементарные единицы коммуникативного развития, основание заявленной компетенции.

Проанализировав исследования М.И. Лисиной, Смирновой Е.О, С.Л Рубинштейна которые изучали понятие «навык», мы пришли к выводу, что все они отмечают, что навык – это автоматизированный компонент сознательного действия человека, который укрепляется в результате упражнения и тренировки способов действия [53, с. 455].

Проанализировав определения феномена «навык» и «умение» мы можем сделать вывод, что между этими терминами есть много общего, но все же это самостоятельный феномен. Если умение – это способность человека управлять процессом коммуникации в условиях решения коммуникативных задач, которым присущи такие свойства, как целеустремленность, динамичность, эффективность, интегрированность, иерархичность; тогда навыком необходимо считать способность выполнять самостоятельные действия в системе коммуникативной деятельности, которая стала условием осуществления процесса коммуникации благодаря таким качествам, как автоматичность, гибкость, устойчивость, относительная сложность.

От навыков в собственном смысле слова надо отличатьпривычки. Как и навыки, привычки являются автоматическими действиями: в этом их общность. Различие между ними заключается в том что, навык – это лишь умение, способность произвести то или иное действие без особого контроля сознания; привычка же включает потребность произвести соответствующее действие [53, с. 457].

В отечественной педагогике и психологии существует большая терминологическая вариативность относительно таких явлений, как «общение», «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки», «коммуникативный потенциал». Зарубежные исследователи традиционно оперируют более широким понятием «социально-психологическая компетентность».

На наш взгляд, достаточно трудно выделить принципиальные различия в трактовках данных понятий авторами. Многие исследователи выделяют одинаковые структурные компоненты данных характеристик личности. Коммуникативные навыки чаще всего рассматривается, как навыки общения, в основе которых лежит процесс передачи информации. (А.А. Бодалев, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.).

Мы считаем наиболее приемлемой, и с точки зрения понимания, и с точки зрения применения, является теория Л.С. Выготского. Он представлял процесс развития коммуникации в виде движения от зоны актуального (к ней относились те знания и умения, которые ребёнок мог продемонстрировать самостоятельно, без помощи взрослого) к зоне ближайшего развития (спектру тех знаний и умений, которые ребёнок способен освоить на данном этапе, но только с помощью взрослого). Данное движение не аморфно, оно направлено к зоне «возможного развития» - тому потенциалу, который способен накопить ребёнок благодаря целенаправленному и постоянному движению по спирали развития. Спираль развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста также представляет собой движение от зоны актуального к зоне их возможного развития. И если актуальное развитие – это начало, отправная точка, навык коммуникации, демонстрируемый ребёнком без вмешательства взрослого, то зона возможного развития – это те самые «целевые ориентиры», которые ребёнок при правильном педагогическом сопровождении и создании оптимальных условий способен продемонстрировать на выходе из детского сада. Следовательно, основная работа педагога строится в зоне ближайшего развития коммуникации [11, с. 362].

Таким образом, подводя итоги по данному параграфу, мы делаем выводы: навыки и умения формируются в деятельности, а коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в процессе коммуникативной деятельности.

Эффективность коммуникации, а именно сформированность коммуникативных навыков у ребенка, определяется совокупностью следующих параметров [5, с. 149]:

- способностью понимать и использовать движения тела в процессе коммуникативной ситуации (язык тела, мимика и т.д.);

- умением понимать и умение использовать жесты в соответствии с их значением;

- наличием коммуникативной помощи, включая объекты, о которых идет речь, фотографии, картинки с изображением различных объектов, событий, символы и тому подобное;

- способностью слушать собеседника.

Итак, завершая этап дошкольного образования, воспитанник должен быть: инициативным и самостоятельным в общении, уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства, быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться,

учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться

успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания [63, с. 15].

Овладение коммуникативными навыками способствует реализации общественно значимой функции как дошкольного, так и школьного обучения - формирование способности активно общаться в процессе самостоятельной деятельности.

1.2. Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст имеет важное значение для психического развития ребенка, так как именно в этот период происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов [7, с. 157].

Отечественные ученые, как Л.С. Выготский [13, с. 267] и А.В. Запорожец [21, с. 108] неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, которая подчинена социальным нормам и требованиям.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [63, п. 4.6], были выделены следующие компоненты коммуникативных способностей характерных для детей старшего дошкольного возраста:

- самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении;

- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- положительное отношение к себе, миру, к разным видам труда, к другим людям, обладание чувством собственного достоинства;

- активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, разрешение конфликтных ситуаций;

- хорошее владение устной речью;

- способность выражать свои чувства, желания, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания;

- развитие крупной и мелкой моторики.

А.В. Запорожец отмечал, что дети в старшем дошкольном возрасте уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся понять суть вещей и взаимосвязь различных явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, новых способов обобщения, которое происходит на основе развернутой предметной деятельности дошкольника[21, с. 92].

В трудах Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной прослеживается мнение о том, что способность ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Согласно концепции М.И. Лисиной, к 7 годам у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения с взрослым, которая характеризуется тем, что общение развертывается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира [37, с. 68]. Личностные мотивы при данной форме общения являются ведущими.

В старшем дошкольном возрасте взрослый для ребенка является источником знания и собеседником, который способен удовлетворить его растущие познавательные потребности [16, с. 192].

Л.А. Венгер занималась исследованием различных схем поведения дошкольника в отношении близких и незнакомых взрослых. По результатам его исследования было выявлено, что в начале седьмого года жизни дети начинают различать свое поведение в ситуациях, связанных с близким и посторонним взрослым [9, с. 364].

Л.Н. Галигузова и Е.О. Смирнова отмечают, что социальная ситуация развития старшего дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реально окружающих ребенка взрослых появляется еще и « идеальный» взрослый [58, с. 169]. Он считается «идеальным» потому, что существует только в сознании ребенка в виде идеи, а не как реальный и конкретный человек; а также, он воплощает в себе образ какой- либо общественной функции: взрослый - папа, доктор, продавец, шофер и т.д. Важно отметить, что этот идеальный взрослый не только представляется или мыслится ребенком, но и является мотивом действий дошкольника. Дошкольник хочет быть похожим на этого идеальный взрослый. Главная потребность ребенка - быть членом взрослого общества, жить и чувствовать себя вместе с взрослыми [57, с. 58]. Противоречие социальной ситуации развития дошкольника заключается в том, что происходит несоответствие между его стремлением походить на взрослого и невозможностью реализовать это стремление в действительности. В период старшего дошкольного возраста ребенок активно взаимодействует и со сверстниками. Ж. Пиаже в своих работах обращал внимание на сверстника, как важного фактора и необходимого условия социального и психологического развития ребенка [49, с. 309].

К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям. В поведении и отношениях таких детей наблюдается открытость и доверие . Дошкольники стремятся поделиться своими мыслями, предпочтениями, планами со сверстником. Демонстрируемое поведение свидетельствует о том, что именно в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать коммуникативные навыки детей и способствовать образованию условий для их межличностного общения и взаимодействия [50, с. 82].

В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью [22, с. 67].

Также, важно отметить, что в дошкольном возрасте интенсивно растет словарный состав речи. И.В. Шаповаленко выделяет основные направления речевого развития: - расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи; - появление феномена детского словотворчества, которое служит формированию когнитивных и языковых структур; - уменьшение эгоцентризма в детской речи; - развитие фонематического слуха; - развитие функций речи [66, с. 92].

Таким образом, речь является одной из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными способностями, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение. Поэтому, именно сформированная коммуникация является основным направлением социально-личностного развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. Следует подчеркнуть, что целенаправленное развитие коммуникативных способностей детей может происходить в их повседневной деятельности, при помощи дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр. Кроме того, коммуникативными умениями ребенок овладевает, общаясь с взрослыми и сверстниками [40, с. 53].

Таким образом, в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга формы общения детей со сверстниками: эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Возрастает отдаленность общения от других типов взаимодействия дошкольника с детьми, направленность его активности только на сверстника как субъекта, внеситуативность общения, чувствительность к воздействиям ровесника, гибкость в контактах с ним и значимость общения с равным партнером среди других видов взаимодействия с ним.

Отмечаются также параметры коммуникативной деятельности дошкольников: социальная чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональное отношение.

Есть также ряд особенностей контактов со сверстниками в дошкольном возрасте:

- яркая эмоциональная насыщенность;

- нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов;

- преобладание инициативных высказываний над ответными;

- богатство назначения и функций общения.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен сознательно управлять своим коммуникативным поведением, что характеризуется: заинтересованным, положительным отношением к приобретаемым способностям; практическим, творческим применением коммуникативных действий в общении.

1.3. Факторы, влияющие на развитие коммуникативных навыков дошкольников

Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Часто дети не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) всё это входит в коммуникативную компетентность. Она не возникает на пустом месте, а формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Ведь общение – обязательный атрибут развития любой человеческой личности [38, с. 146].

У детей дошкольного возраста опыт общения небольшой. Тем не менее, проявляется он у всех и по-разному.

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

- желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно;

- способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения;

- эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно;

- умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном [33, с. 86].

1. Итак, первый фактор – это хороший пример контакта в семье.

Семья – наиболее значимая для детей социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

- подавать позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы;

- разговаривать с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет»;

- читать ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавать как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?»;

- поощрять общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;

- не стремиться выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дать ребенку возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.

- мягко объяснять, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо [33, с. 168].

По своей структуре коммуникативные умения у детей основаны на элементарных умениях, которые ребенок многократно повторяет и постепенно все это преобразуется в навыки. Закрепить и многократно повторить свои умения ребенок может в игре.

2. Второй фактор – это игра.

Игра даёт возможность закрепить свои умения вести беседу, договариваться, развивать сюжет игр. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации. Совместная игровая деятельность развивает умения общаться. Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии. В игре дошкольники отображают свои представления об окружающем мире [27, с. 292].

Успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое руководство со стороны взрослых. Важное условие в этом деле – эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, настроением должен вызвать у ребенка положительное отношение к игре.

Отличительной особенность сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в смысловом поле. В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности, требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития.

Подвижные игры помогают детям легко заучить множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти. Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были достигнуты определенным сигналом. В подобных играх не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления частей речи дикции. Подвижные игры развивают произвольность внимания [20, с. 38].

Игры – воспитывают такие качества как стремление к борьбе, к лидерству. Игры командами приучают детей сотрудничать, согласовывать действия, проявлять доброжелательность, совестливость, взаимопомощь к сверстникам. После игр детям хочется поделиться своими впечатлениями: рассказать, изобразить, показать. Большое влияние на развитие коммуникативных навыков у детей оказывают игры, содержанием инсценирования какого-либо сюжета, игры – драматизации. Подобные игры также формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слова с движением.

3. На особенности развития коммуникативных навыков влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка – третий фактор [13, с. 349].

Для сангвиников характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не отличается постоянством в своих привязанностях.

Холерики: энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагополучных условиях дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны, агрессивны.

Флегматики: характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.

Меланхолики: характеризуются низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.

1.4. Роль мульттерапии в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности. Учитывая необходимость разработки и внедрения в практику эффективных форм работы с детьми, можем предложить в качестве одного из наиболее адекватных и оптимальных инновационных инструментов реабилитации, воспитания, развития и творческой инициации российских детей в XXI веке – анимационное творчество, или как метод – мульттерапию. Преимуществами метода являются его новизна, универсальность, доступность, привлекательность.

Мульттерапия– одно из новых направлений в развивающей работе с детьми, это эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка [42, с 6].

Мультипликация– это коллективное творчество, восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное состояние, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. Мультипликация, как вид детского современного искусства, очень актуален. Любой вид искусства является сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического [42, с. 9].

Мультипликация является эффективным средством воспитания и образования детей в том случае, если соблюдается ряд условий:

- плюрализм мнений. Ни в коем случае нельзя навязывать свое мнение, все решения принимаются коллективно на основе диалога;

- фиксирование и учёт пожеланий детей;

- добровольность. Ни в коем случае не заставлять ребенка участвовать в процессе против его воли;

- грамотная организация совместной партнёрской деятельности детей в микрогруппах.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Это замечательно представлено и доказано в трудах таких психологов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др. Мультипликация, как ни один вид искусства, не была так близка к игре. Интерес детей к мультфильмам безграничен. Это можно объяснить образностью, предметностью, метафоричностью, символичностью данного вида искусства, где имеет место быть связь образа, слова и символа, ролевая яркость, увлеченность [43, с. 2].

Включение в занятия мультипликационных фильмов делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей. Детям нравятся мультфильмы, так как это их возрастная особенность. Используя фрагменты мультфильмов на определенном этапе занятия, мы совмещаем интересное с полезным.

Дошкольным возрастом считается возраст от трех до шести лет. Этот возраст является очень важным в развитии ребенка, так как именно в нем закладываются основные механизмы сознания, взглядов, черт характера, например, таких как дружелюбие, коммуникабельность, отзывчивость и многие другие. Сформировавшиеся в данном возрасте психические свойства сопровождают человека в течение всей его жизни. Вопрос о влиянии мультипликации на формирование дружелюбия и коммуникабельности, несомненно, является актуальным на данный момент, т. к. в настоящее время телевидение стало частью нашей жизни, делая своими «заложниками» не только детей, но и взрослых.

Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме донести информацию до воспитанников. Многие мультфильмы оказывают положительное влияние на психику детей. Они показывают примеры дружбы и доброты, не раздражают и не возбуждают детскую психику. В дошкольном возрасте дети очень часто копируют любимых персонажей, и таким образом проявляют дружелюбие, общительность, желание заводить всё больше новых друзей. С помощью мультфильмов ребенок учится анализировать хорошие и плохие поступки, узнает новое и интересное для себя, учится дружить и общаться. Существует много мультфильмов, которые учат детей находить друзей, уступать слабым, находить компромиссы, любить окружающий мир. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия [43, с. 13].

Но для того чтобы с помощью мультфильмов воспитать в детях дружелюбие и коммуникативные навыки, необходимо:

- очень тщательно относиться к тому, сколько времени проводит за просмотром мультфильмов ребенок. Оптимальная продолжительность просмотра — 30 минут;

- важно следить за тем, что смотрит ребенок. Необходимо тщательно изучить просматриваемые ребенком мультфильмы. Они не должны содержать сцен насилия, жестокости и агрессии. Мультфильмы должны нести исключительно добрый сюжет. Чаще это русские и советские мультфильмы;

- после просмотра мультипликации необходимо поговорить с ребенком о том, что он увидел, какие впечатления получил. Необходимо вместе с ребенком анализировать просмотренный мультфильм, выяснить, что в нем хорошего, а что плохого, с кого из героев стоит брать пример, а с кого нет.

Детство характеризуется периодом, когда активно развивается личность человека. Ребенок быстро растет, при этом необходимо, чтобы его развитие было всесторонним и реализующим интеллектуальную и эмоциональную, духовную и физическую, ассоциативную и художественную формы становления личности. Приобщение ребенка к созданию мультфильма позволяет находить решение широкому кругу задач.

Искусство анимации выступает как совокупность разнообразных видов деятельности, формирующих всестороннюю и гармонично развитую личность.

Анимация – удивительный инструмент, который дает возможность раскрыть творческие способности ребенка, помочь в преодолении страхов и приобретении уверенности в своих силах. Через совместное создание мультфильмов дети понимают и оживляют свои представления о мире, о дружбе, научаются взаимодействовать друг с другом и с взрослыми, приобретают умения видеть необычное в простых вещах и событиях.

Мульттерапия аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития старших дошкольников. Развивающие мероприятия по мульттерапии имеют бесспорные преимущества. Во-первых, этот метод решает вопрос мотивации детей. Мультипликация с ранних лет становится для детей входной дверью в мир искусства, ценностей, символов, сегодня уже все значительнее убирая на второй план литературу, и даже игру. Создавая мультфильм, получая результаты деятельности, поднимают самосознание ребенка, его значимость. Даже отрицательные герои мультфильмов, имеют детские черты и поэтому не вызывают абсолютного негатива, а наоборот – им сопереживают. Мультфильмы, обычно, заканчиваются на позитивной ноте. Они формируют положительный эмоциональный настрой. Важно здесь то, что ребенку не говорится, как нужно делать, а повышают его личную инициативу и фантазию [43, с. 18].

Задача педагога – суметь обратить идеи ребенка в русло создания позитивного продукта. Здесь нет ничего неверного, превалирует принцип безоценочного принятия всего того, что идет от ребенка. Главная изюминка мульттерапии – это оживление персонажей мультфильма. Олицетворение свойственно детскому разуму, но всегда видится ребенком как волшебство и порождает искреннее восхищение у детей, и взрослых, делающих первые штрихи в анимации.

Значимой психологической ценностью мульттерапии является работа в коллективе. У каждого ребенка своя роль: у кого режиссер, у кого сценарист, у кого художник и актер озвучивания, у кого композитор, у кого оператор и монтажер. Это все, как в большом коллективе, который работает на результат. Простая жизнь, где от стараний одного зависит общее благополучие. И ребенок начинает воспринимать себя как человек, от которого зависит то, что получится в целом.

По сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми, мульттерапия имеет явные преимущества:

- решает проблему мотивации детей. Мультфильмы интересны всем детям. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг, как у детей, так и у взрослых, делающих первые шаги в анимации;

- включает в себя занятия различными видами творческой деятельности – художественной, литературной, музыкальной, занятия актёрским мастерством, на которых детям предоставляется возможность познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом, не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, не ограничивать себя в выборе чего-то одного;

- отличается достаточно быстрым получением готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок, который кажется ребенку некрасивым, при появлении его на экране, включенным в общий контекст, начинает восприниматься ребенком совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

Создание мультфильма – является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка. Это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как инициативность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т. д. [42, с. 15].

Список использованной литературы

1. Андреева И.В. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие / И.В. Андреева, Л.А. Балобанова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2001. – 96 с.

2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание, 2005 – 234 с.

3. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии, 1996. – 156 с.

4. Богуш А.М., Гавриш Н.В. Методика ознакомления детей с окружающей средой в детском саду. – М.: Издательский Дом «Слово», 2008. – 408 с.

5. Бодалев А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во Института практической психологии. – Воронеж: Н.П.О. Модек, 2004. – 351 с.

6. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 126с.

7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2006. – 286 с.

8. Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности. Труды училища / Г.С. Васильев. – Свердловск, 2010. – 134 с.

9. Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание, 2004. – № 13. – 424 с.

10. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. / Б.С. волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 273 с.

11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.

12. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – 364 с.

13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с.

14. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. – 2000. – 145 с.

15. Детская психология: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.

16. Деятельность и взаимоотношения детей дошкольного возраста / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 2007. – 216 с.

17. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 2003. – 194 с.

18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.

19. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и № 2002 «Дошкольное воспитание» / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978. – 416 с.

20. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.

21. Запорожец А.В. избранные психологические труды. – Т.1. / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1996. – 149 с.

22. Кабардов М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Способности и склонности. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.

23. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: 2008. – 450 с.

24. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис. канд. психол. наук / А.А. Кидрон. – Л.: 1981. – 235 с.

25. Клюева Н.В. Общение: Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

26. Клюева Н. В. Общение: Дети 5-12 лет / Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. – Ярославль: Академия развитие: Академия Холдинг, 2001. – 148 с.

27. Клименкова О.В. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, – 2002. – №4. – 1224 с.

28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. зеведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

29. Козлов Н. И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 480 с.

30. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: 2011. – 217 с.

31. Коммуникативная компетентность – главная цель речевого развития дошкольников // Библиотечка воспитателя детского сада // 2012. – №7. – 23 с.

32. Кравцова Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – 156 с.

33. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232 с.

34. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М., Погольша. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

35. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Класс, 2007. – 467 с.

36. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.

Протокол наблюдения

по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Объект: коммуникативный навыки старшего дошкольного возраста

Цель наблюдения: выявить взаимодействие детей в естественных условиях

Продолжительность наблюдения: 01.12.2017-02.12.2017

Время: 1000 – 1200

Таблица 1

№ п/п

Критерии оценки параметров

1

Инициативность

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

- средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

- ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия

2

Чувствительность к воздействиям сверстника

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия

3

Преобладающий эмоциональный фон

- негативный; 

- нейтрально-деловой; 

- позитивный

Диагностическая методика выявления уровня коммуникативных навыков у старших дошкольников (Е.В. Тиунова)

В качестве критериев оценки уровня развития коммуникативных навыков использованы такие качества как:

Желание вступать в контакт;

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Каждый критерий оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые определяются баллами.

«Желание вступить в контакт»:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

«Умение организовать общение»:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

«Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими»:

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составлен список вопросов, бесед, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Почему?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Почему?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15-18 баллов

Средний уровень – 10-14 баллов

Низкий уровень – 6-9 баллов

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области