Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока на тему "Правление Ивана Грозного"

Цели урока Образовательная цель урока • показать заключительную стадию образования русского централизованного государства охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады. • через исторический материал воспоминания современников, исторические книги, через произведения искусства картины живописи, иконы, скульптурные образы воссоздать эпоху И. Грозного, его характер, показать условия формирования его личности. Воспитательная цель урока • воспитание интереса к истории “государства Российского”, русской культуре и искусству, к истории родного края, формирование кругозора и мировоззрения. Тип урока урок - исследование.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Урок - исследование по теме "Иван Грозный и его эпоха"

Цели урока:

Образовательная цель урока:

показать заключительную стадию образования русского централизованного государства; охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивана Грозного; сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады.

через исторический материал (воспоминания современников, исторические книги), через произведения искусства (картины живописи, иконы, скульптурные образы) воссоздать эпоху И. Грозного, его характер, показать условия формирования его личности.

Воспитательная цель урока:

воспитание интереса к истории “государства Российского”, русской культуре и искусству, к истории родного края, формирование кругозора и мировоззрения.

Тип урока: урок - исследование.

Методы: исследовательский, репродуктивный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование урока: карта Российского государства, картина Васнецова “Иван Грозный”, аудиозапись оперы Николая Андреевича Римского - Корсакова “Псковитянка”, раздаточный материал.

Основные понятия: Избранная Рада, Земский собор.

Дополнительное задание: подготовить стихотворения и доклад по теме урока.

Оформление доски: тема урока; эпиграф к уроку; основные даты - 1547 год - венчание на царство И. Грозного, 1549 год - Земский собор, 1550 год - новый Судебник, 1551 год - Стоглавый собор, 1556 год - военная реформа; основные понятия.

План урока:

1. Иван Васильевич Грозный - первый царь “всея Руси”.

2. Деятельность Избранной Рады. Реформы.

3. Экономическая и социальная жизнь страны в середине XVI века.

Эпиграф:

То за трапезой сидит в златом венце, сидит Грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники. Супротив его все бояре да князья. По бокам его все опричники; и пирует царь во славу божию. В удовольствие свое и веселие. (Из песни Михаила Юрьевича Лермонтова)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Звучит увертюра к опере Н. А. Римского - Корсакова “Псковитянка:

” В это время учитель истории читает текст: “Внезапно быть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли поколебаться; и мнози по окрестным градам начала дивитися таковому страшному грому”.

(Новгородская летопись 1539 года)

Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет царь Иоанн Васильевич Грозный. Мы проводим урок - исследование на тему: “И. Грозный и его эпоха” Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Воспроизвести эпоху И. Грозного, показать условия формирования его личности; охарактеризовать государство, доставшееся в наследство И. Грозному; сформировать представление о первом этапе царствования.)

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат строки из “Песни про купца Калашникова” известного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Кто же он, И. Грозный? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно имя Ивана IV - “царь - псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись, трепетали перед ним. Третьи называли” царём - батюшкой”, они верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг - опричников. По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь, “миролюбитель и рабоубитель”, рассек пополам русскую землю, способствовал наступлению Смуты. Но были и положительные стороны его правления: укрепление государства.

Так что же принесло царствование Ивана IV России? Кто он? Великий патриот земли русской, дипломат, писатель, кровавый тиран, почти сумасшедший, жестокий человек.

II. Заслушивается доклад о детстве и юности Ивана Грозного. (Ответить на вопрос: как воспитание, образование повлияло на формирование личности царя.) В процессе рассказа демонстрируются портреты Василия III, и его жены Елены Глинской.

Вопросы после прослушивания доклада:

Какой предстаёт образ Ивана Грозного? Оправдывает ли он своё прозвание? Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у Ивана в детстве.

III. Работа по картине Васнецова “Иван Грозный”.

Каким на картине предстаёт Иван Грозный (изображён в ореоле величия, суровый, решительный, человек большого ума, полный сил. Об этом свидетельствует его взгляд, облик, одежда).

Что создаёт в картине впечатление величественности? (Зритель смотрит как бы снизу - вверх, фигура царя занимает значительную часть полотна.

IV. Работа с историческими источниками.

Поэты и писатели тоже не остались в стороне от споров. В повести “Князь Серебряный” А.К. Толстого царь предстает как символ злого начала в русской истории, истребитель боярских родов, гонитель и нарушитель древних традиций. В другом произведении Алексея Константиновича Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” автор так характеризует Ивана.

Настал Иван IV. Он третьему был внук; калач на царстве тёртый. И многих жён супруг И. В. Грозный. Ему был имярек за то, что был серьёзный, солидный человек. Приёмами не сладок, но разумом не хром, такой завёл порядок, хоть покати шаром.

Здесь Алексей Константинович Толстой судит Ивана Грозного не с исторической, а с этической стороны. Давайте обратимся к историческим документам.

Учитель вслух читает фрагмент исторического произведения Николая Михайловича Карамзина “История государства Российского”.

“Имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений с необыкновенным даром слова, хвалился милосердием, одаривал достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести. Велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колени, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или карты и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоаново”.

Беседа по прочитанному тексту.

Какое главное свойство натуры Ивана Грозного подчеркнул Николай Карамзин? (Милосердие и жестокость; разум, художественный дар и поступки дикаря, правосудие и расправу над подданными и за заслуги, и за преступления.)

16 января 1547 года Иван IV (ему было 16 лет) пожелал принять царский титул. Почему? Свой ответ обоснуйте, примерами, аргументами.

Провозгласив себя царём, Иван достигал нескольких целей: демонстрировал независимость от Золотой Орды; подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие; венчание на царство означало конец боярского правления.

“Царь” от латинского названия римских и византийских императоров - цезарей. Царь - самодержец становился недосягаем для всех многочисленных князей. Венчание на царство состоялось в Успенском соборе. Шапку Мономаха возложил на голову сам митрополит. Иван Васильевич стал первым в истории Руси “боговенчанным” царём.

Избранная рада приступила к реформам - цель: собирание русских земель вокруг сильной центральной власти. В 1549 году молодой царь собрал представителей всех русских земель, где говорил о злоупотреблениях боярства - это собрание получило название - Земский Собор.

Земский Собор - собрание представителей всех русских земель. Опираясь на вновь созданные органы, были проведены реформы.

Ребята, вы видите, что сегодня необычный урок. Вы сегодня будете представителями Земского Собора, которые собрались обсудить основные положения реформ.

Творческое задание: выявите основные положения Судебника, церковной и военной реформы. Оформите программу реформ Земского собора в виде памфлета.

*Памфлет - художественно - публицистическое произведение, направленное против политического строя России, начала XVI века.

Таким образом, в результате принятия Судебника был увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день; установлены наказания за взятки; ограничены права наместников; боярская дума стало высшим законодательным органом, усилилась зависимость крестьян.

В результате церковной и военной реформы было принято единообразие всех обрядов; улучшились нравы духовенства; был введён единый для всей России список почитаемых святых; было принято уложение о военной службе; возник корпус первого постоянного русского войска - стрельцов; ограничена практика местничества.

Таким образом, реформы носили структурный характер. Они затронули почти все сферы жизни государства. Изменилось многое. В стране сложилась сословно - представительная монархия в виде Земских соборов.

Дети рисуют схему государственного устройства России к концу XVI века в тетради и отвечают на вопросы учителя:

Дайте определение понятию Избранная рада? Какой тип монархии зародился в результате реформ Избранной рады? Кто из людей был ближе всего к царю? Какой вклад в истории России внесла деятельность Избранной рады?

Ответ: это круг приближённых при Иване IV. Сословная монархия. Алексей Адашев. Разработала проект реформ, проводимые в России в середине 1550 - х годов)

С какой целью был созван Земский собор в 1549 году, получивший в истории России название собор примирения? Свой ответ обоснуйте, примерами.

Ответ: для проведения ряда важных реформ и обсуждение боярского произвола.

Другой орган, созданный Иваном IV, назывались приказы. Дайте определение, понятию приказы?

Ответ: это аналог современных министерств.

Все законы, создаваемые царём, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Как он назывался? Что вы о нем знаете? Каким по счету был этот Судебник? А кто был автором первого Судебника? В каком году он был создан?

Ответ: Иван III, дедушка царя. (1497год)

Царь Иван Грозный провёл реформу местного самоуправления: отмена системы кормлений. Что это такое? Дайте определение, понятию кормление.

Ответ: система кормлений предполагала обеспечение местного управления за счет населения.

Таким образом, Иван IV предстал как реформатор. И именно это имел в виду Карамзин, когда писал о нём: “Добрая слава пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств”.

Так кто же он, Иван IV Грозный? Личность неоднозначная, противоречивая, его палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и негативные черты. Мудрые государственные распоряжения, внутренние реформы, великие военные успехи - и одновременно подозрительный и глубоко несчастный человек.

При всех успехах он оставил плохое наследство: хозяйственное разорение; нравственно - духовный упадок народа; пресечение династии Рюриковичей. Все это привело к знаменитому в истории нашего Отечества Смутному времени.

V. Рефлексия: сейчас итоговое задание для класса - составьте исторический портрет Ивана Грозного, как личность и государственного деятеля, используя памятку:

Расскажите об основных этапах жизненного пути исторического деятеля. Определите исторические условия и среду, которые повлияли на его формирование.

Охарактеризуйте черты личности, их зависимость от воспитания и среды. Определите степень соответствия личностных качеств задачам, которые решал исторический деятель. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:

Определите способы и достижения цели, которые использовал исторический деятель. Выявите противоречия в деятельности исторической личности.

Раскройте роль исторического деятеля в истории России.

Выразите своё отношение к данной исторической персоне.

VI. Домашнее задание: написать историческое сочинение на тему: “Моё отношение к Ивану Грозному”. Для этого можно воспользоваться памяткой “Характеристика исторического деятеля”, дополнительной литературой об Иване IV.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области