Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


конспект урока литературы " Навеки двадцатилетняя" по повести Н. Журавлёва " После боя вернусь"

публикация материала

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока литературы в 9 классе Учитель: Чупракова Т.Ю.ОУ: МБОУ «Верхнетоемская СОШ»

Тема урока: « Навеки двадцатилетняя» ( по повести Н.А. Журавлева « После боя вернусь…»).

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.

Планируемые результаты в ходе урока:Личностные: формировать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию, формировать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое Отечества, а также воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма. Регулятивные: формировать операциональный опыт: планирование алгоритма ответа, работа в группе и самостоятельно; реализация учебной задачи; планирование необходимых действий, операций, действий по алгоритму.Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в учебных пособиях; уметь работать с текстом художественного произведения, анализировать художественный текст, выделять ключевые образы, идеи, выявлять причинно - следственные связи, синквейн как интерпретация текста.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач, задаёт вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, учиться подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесный: сообщения учащихся; эвристические методы: аналитическая беседа, работа с текстом, метод синквейна

Оборудование: ноутбук ( 5 штук), мультимедийный проектор, интерактивная доска, интернет, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, книги Н.А. Журавлева « После боя вернусь…», Н. Журавлева, П. Молчанова

« Подснежники на минном поле»

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация, видеоряд с хроникой о ВОВ, портрет писателя Н. Журавлева

Ход урока

Нет, это не заслуга, а удача - Быть девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы горько было б мне!..

Ю. Друнина

Организационный момент

Актуализация знаний

А) Вступительное слово учителя на фоне видеоряда « Война. Народ. Победа»:

- Великая Отечественная война. Без малого 80 лет минуло с той страшной годины. Но в сердцах наших хранится память о войне…Трудное, порой мучительное, но святое чувство. Иной раз кажется, что это чувство не так остро, но подходит День Победы или юбилей военных лет, и снова в наших душах вспыхивает боль об отцах, дедах и старших братьях и сестрах, не доживших до Победы. А рядом с этой болью – гордость, огромная гордость за нашу Родину, сломавшую хребет фашизму. Женщина на войне – это особая страница человеческого мужества. Героическая жертвенность, выносливость и оптимизм санитарок, связисток, разведчиц не укладываются в общепринятую схему солдатского долга. Какие произведения вы помните, посвященные теме женского подвига огненных лет? ( Ребята называют произведения: Б.Васильев « А зори здесь тихие…» ( Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Евгения Комелькова, Рита Осянина, Галя Четвертак), А. Фадеев « Молодая гвардия» ( Любовь Шевцова, Ульяна Громова), Ю. Друнина « Нет, это не заслуга…» и, конечно, Н. Журавлев « После боя вернусь…».)Учитель: - К уроку вы прочитали повесть « После боя вернусь…» Н.А. Журавлева. Какое открытие о Великой Отечественной войне вы сделали для себя?( Дети отвечают, что впервые встретились с подвигом девушек – снайперов на войне, задумались о роли снайперов во время войны )3. ЦелеполаганиеУчитель:- Давайте определим тему сегодняшнего урока и цель ( дети отвечают, что мы будем анализировать произведение « После боя вернусь…», цель - раскрыть образ девушки – снайпера на примере Розы Шаниной и узнать, каков вклад девушек -снайперов в Победу)Учитель: - Каким образом мы будем это делать, что для этого необходимо?( ответы детей: работа с текстом, дополнительно найти информацию, воспользовавшись интернет – ресурсами)Учитель: - Итак, тема урока ( на слайде появляется ) « Навеки двадцатилетняя», эпиграфом будут строки Ю. Друниной ( на слайде).

4. Работа по теме урокаа) Слово о писателеУчитель:- Но прежде, чем приступить к анализу, давайте познакомимся с личностью автора повести Н. А. Журавлевым. ( выступление учащегося, которому было дано индивидуальное задание, параллельно -- показ презентации[см. Приложение 1])

Б) Словарная работаВыяснение значения слова «снайпер» ( по словарю С.И. Ожегова)В) Алгоритм анализа повести (выбор ключевых вопросов, соответствующих эпизодов с записью в тетрадь и оформлением на интерактивной доске совместно с учителем)Г) Работа в творческих группах ( 4 группы по 4 – 5 человек)

1, 2 группы: Образ главного героя1) внутренние монологи героя как показатель высоких нравственных качеств 2) анализ дневниковых записей Розы

Алгоритм: цитаты - анализ -вывод

Цель создания дневника: « Буду записывать для себя все, что увижу в людях доброе. Пусть дневник станет для меня самоучителем жизни, советчиком моим…» ( с. 17)

Темы:

Мужество ( стр. 21), Родина

«Для каждого человека наступает неизбежный час, когда он должен осознать свое единственное место в общей судьбе Отечества ( стр. 21)

выступление на Слете снайперов и военкоров ( анализ 10 главы)

« А какой твой вклад в Победу?» ( глава 16)

4) Смысл жизни ( вывод: в уничтожении фашистов)

5) Слава

« Слава для меня – это слишком много» ( глава 19)- реакция Розы на письма, общероссийскую известность: «не в славе счастье, а чтобы делать общее дело наравне со всеми»

6) Счастье (глава 1)

Итог работы: выступление групп

3 группа: Поэтика повести

1) История создания повести

2) Смысл названия повести3) Идея произведения

4) Роль снайперов в ВОВ: поединок с гитлеровским снайпером – асом ( анализ глав 13,14)

5) Психологический аспект поколения « навеки двадцатилетние»: преодоление закона « Не убий» ( Анализ эпизода «Открытие снайперского счета)

- Анализ эпизода « Интервью корреспондентам « Огонька» ( 15 глава )Вывод: причина добровольного выбора стать снайпером – в собственноручном уничтожении фашистов, профессия снайпера – ничем не отличается от других

4 группа: Работа с историческими документами, интернет - ресурсами ( документальная повесть П. Молчанова, Н. Журавлева « Подснежники на минном поле», Википедия)

- выявить ключевые моменты: биографические сведения, фотодокументы, наградные листы; провести сравнение с тестом повести

Итог работы: выступление группы

(см. Приложение 2)

Д) Представление групповых исследовательских работ учащихся( с параллельной тезисной записью сообщений в виде таблицы ( в тетради и интерактивной доске) и выводом по каждой микротеме)

5. Рефлексия ( синквейн как письменная форма рефлексии)

Слова учителя: - Давайте подведем итог проделанной работе: составим синквейн по одному из ключевых понятий произведения

( работа в парах)

Возможные варианты ответов учащихся:

Патриотизм

Пламенный, самоотверженный, безграничный

Объединяет, воодушевляет, делает мужественным

« За спиной у нас - Россия, Родина значит»

Сила духа

Счастье

Общее, поднимающее на борьбу

Приносить пользу людям, стране, сделать счастливыми всех, одержать победу

«Счастье - тогда счастье, когда счастливы все»

Мир

Война

Страшная, освободительная

Калечит, несет потери, проявлять героизм

« Война - проверка человеческого духа»

Риск, кровь, гибель близких

1. Роза Шанина

2. Волевая, решительная3. Бороться, приносить пользу, отдать жизнь за Победу4. « Ради жизни на Земле»5. Гордость архангельского Севера

6. Минута молчанияУчитель:-Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда – то,А превратились в белых журавлей… - Объявляется минута молчания

7. Итог урока: возвращение к эпиграфу, выставление оценок за работу на уроке - учащиеся делают вывод, что эпиграф как нельзя отражает смысл подвига девушек в шинели, Р. Шаниной, ее видение долга перед страной, когда у каждого был выбор: « я или Родина».

8. Домашнее задание: (творческая форма) написать эссе: письмо герою ВОВ или подготовить сообщение о своем прадеде « Мой дед уходил на войну, за Родину шёл воевать».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области