Психолого-педагогическая коррекция нарушений в развитии у детей с расстройствами аутистического спектра
По данным института коррекционной педагогики РАО, если ребенок с расстройствами аутистического спектра получает комплексную психолого-педагогическую коррекционную помощь, то риск его инвалидизации снижается на 70%. Дети, получающие раннюю комплексную психолого-педагогическую помощь в 60% случаев могут обучаться по программе массовой школы; в 30% по программе вспомогательной школы, и только лишь 8-10% адаптируются в условиях семьи.
Нарушение психического развития при аутизме является первазивным и в зависимости от понимания первичных проблем и характера дизонтогенеза , специалистами выделяют различные аспекты дефицитарности ребенка с аутизмом. В связи с этим коррекционные подходы, разработанные на основе определения тех или иных выделенных проблем, отличаются направленностью усилий и выбором разного психотехнического инструментария.
На сегодняшний день ведущие специалисты в области изучения аутизма признают тот факт, что применяемые традиционные методы коррекции и педагогического воздействия либо не имеют успеха, либо требуют модификации. И вместе с тем, на современном этапе уже практически доказано, что при своевременной и комплексной коррекционно-педагогической помощи у таких детей наблюдается отчетливая положительная динамика, и отсутствие у детей и их семей соответствующей профессиональной помощи является нарушением права ребенка.
В работе с детьми с РАС следует придерживаться единого комплексного подхода, целью которого является общее развитие детей.
В зависимости от ведущей причины усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону либо преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления коррекционно-педагогической и психологических составляющих комплексного лечения.
Основными направлениями и принципами медикаментозного лечения являются:
воздействие на патогенетические механизмы развития заболевания;
активация биологических и психологических возможностей больного
воздействие на коморбидные психические и соматоневрологические расстройства
персонифицированный подход с учетом установленной или предполагаемой этиологии, всех звеньев патогенеза, клинических составляющих заболевания, наличия дополнительных по отношению у аутизму коморбидных расстройств;
комплексное использование медикаментозных и немедикоментозных методов лечения;
мультимодальность с участием в команде специалистов: врачей-психиатров, педиатров, неврологов, психологов, логопедов-дефектологов, педагогов, социальных работников.
Среди применяемых психолого-педагогических подходов к помощи ребенку с аутизмом можно выделить два основных направления. Одно из них представляет поведенческие подходы, нацеленные на формирование у ребенка социально приемлемого поведения. В рамках этих подходов ведется разработка средств приспособления среды к адаптационным возможностям ребенка, а также выработка и закрепление форм поведения, навыков коммуникации и социально- бытовой адаптации, приспосабливающих самого ребенка к его окружению. И то, и другое, несомненно, способствует организации более « нормальной» и благополучной социальной жизни ребенка.
Другое направление нацелено на поиск психологических средств, позволяющих ребенку, при всей исходной дефицитарности, стать более « нормальным» в своем психическом и социальном развитии. Коррекционная помощь при этом должна противостоять искажению становления его психических функций, направлять их развитие для решения реальных жизненных задач, коммуникации и социализации.
Таким образом, методы психолого-педагогической помощи могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций, но все-таки можно выделить общие принципы.
Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У близких ребенка не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей. В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Таким образом, помощь детям при аутизме направлена не только на самого ребенка, но и на родных. Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом , нуждается в психологическом сопровождении, которое направлено на смягчение эмоционального напряжения и тревоги у членов семьи, преодоление необоснованного чувства вины у родителей за развитие болезни ребенка. Родители ребенка с РАС нуждаются в помощи, включающей психотерапевтическую поддержку, обучение навыкам выхода из кризисной ситуации, способам конструктивного взаимодействия всех членов семьи, реализации индивидуальной программы развития ребенка в естественной среде.
На предварительном этапе в коррекционных программах на основе применяемых методов диагностируется запас знаний и поведенческих навыков ребенка специалистами разного профиля. Эта оценка является основой для разработки индивидуального плана психолого-педагогических мероприятий.
Необходимо учитывать, что в большинстве случаев к периоду начала работы с ребенком уровень знаний и характере игровой деятельности отстают примерно на 2-3 возрастных порядка.
На первых этапах работы с ребенком отрабатывается реакция оживления и наблюдения, формируется зрительно-моторный комплекс. Далее в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое , мышечное восприятие. Одновременно вырабатываются связи между определенными частями тела, их словесными обозначениями и видами движений. Все это дает возможность сформировать у ребенка представление о собственном теле. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания ,участия в элементарной целенаправленной деятельности.
Словесные комментарии даются четко и в однообразной форме. Речевые объяснения должны быть всегда простыми, одинаково выраженными, повторяющимися неоднократно, в одной и той же последовательности, голосом разной громкости ( от тихого до громкого) и в разной тональности.
Сугубо педагогические программы направлены на увеличения словарного запаса, обучение счету, определение временных категорий , углубление ориентирования в форме предметов в пространстве.
Любые задачи надо по возможности предлагать в наглядной форме.
Задачей следующих этапов коррекционной работы является постепенное усложнение деятельности с переходом от индивидуальных к групповым занятиям, к сложным играм и упражнениям в группах из 3-5 детей.
Список использованной литературы:
Симашкова Н.В., Макушкин Е.В. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение,наблюдение: Клинические рекомендации ( протокол лечения ). Российское общество психиатров // psychiatry. 2015. 48с
Никольская О.С., Баенская Е.Р. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы : содержание подхода// Детский аутизм: пути понимания и помощи.2014.№ 19
Чуприкова А.П., Хворова А.М Расстройства спектра аутизма. Медицинская и психологическая помощь. Изд. 2-е, доп. Львов: Мс, 2013.272с
Веденина М.Ю. Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом // Детский аутизм: пути понимания и помощи. 2014.№19