Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности речевого развития детей раннего возраста

Осветить вопросы особенностей речевого развития детей раннего возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Особенности речевого развития детей раннего

Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают серединой психического развития человека возраст трех лет.

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми [1].

Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь – искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество – изобретение собственных новых слов для предметов и явлений.

На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов, в том числе адаптация к условиям детского сада. Это влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее.  Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка.

После полутора лет ребёнок становится инициативным. Появляется вопрос: «Это что?» Темп развития речи сразу же возрастает. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а к концу третьего года – от 500 до 1500 слов. На первых порах речь ребёнка мало похожа на речь взрослого. Её называют автономной речью (она появляется после этапа «косноязычия»): ребёнок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Например, «ам-ам» или «ням-ням», «тпруа», «нака», «бяка», «ав-авка». В автономной речи ребёнка присутствуют также искаженные слова, произведенные им самим от настоящих слов: «моко» – молоко, «гова» – голова. Они появляются из-за не развитого в полной мере фонематического слуха и недостаточной звуковой артикуляции. Ребёнок сам может придумывать автономные слова. В общении с взрослыми, когда автономная речь ребёнка не поддерживается, а требуется правильное произношение, ребёнок быстро переходит на этап нормальной речи.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленным ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Эффективность воспитания и обучения детей достигается путём кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятыми сначала взрослыми, а потом и сверстниками.

К трём годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребёнка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речь становится полноценным средством общения. Для речи детей третьего года жизни характерно, во-первых, совершенствование её, особенно во втором полугодии, как деятельности. Это значит, что по своей инициативе и разнообразным поводам ребенок вступает в общение с взрослыми и сверстниками, высказывается по поводу своих действий и наблюдений. Речевая активность, если считать число слов, произнесенных в моменты, наиболее благоприятные для высказываний (например, во время самостоятельной деятельности), у ребёнка двух – двух с половиной лет составляет в среднем 25-28 слов. К трём годам она увеличивается в три раза. Потребность спросить, объяснить, прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь (на протяжении третьего года он увеличивается в пять-шесть раз), усложняет грамматическую форму высказываний. По справедливому утверждению знатока детской речи А. Н. Гвоздева, в высказываниях трехлетнего малыша можно услышать все виды предложений, свойственные нашему языку [5, стр.154]. Словарь, которым пользуются дети третьего года жизни, составляет в среднем 1200-1500 слов. Среди них много существительных (около трети). Чаще всего это обозначения предметов быта, игрушек, что позволяет обогатить игру и практическую деятельность малышей.

Недостаток речевого общения с ребёнком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом. На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая к концу второго года жизни способность к словотворчеству. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двусловной фразы ребёнок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны,

словарного состава, грамматического строя.

Таким образом, мы можем выделить следующие этапы развития речи:

1) слоги (вместо слов);

2) слово-предложение;

3) двухсложные предложения (с акцентом, несогласованные, например «мама сюда»);

4) трёх- и более сложные предложения;

5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области