Перспективное планирование. Социально – коммуникативное развитие Старший возраст | ||||||
месяц | неделя | Тема периода | Тема НОД | Программное содержание | Оборудование | Работа с родителями |
Сентябрь | 2,4 | Мой дом, мой город | Малая Родина | Знакомить детей с ближайшим окружением. Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, его прошлом и настоящем, о людях города. Формировать представления детей о факторах, обеспечивающих здоровье человека. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «город», продолжать развивать умение применять в своей речи образные выражения. Продолжать формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. | Почтовый ящик, письмо, картинки с изображением города, набор фотографий о городе, карточки с изображением профессий, , опорные картинки для беседы, карта области, плакаты с изображением достопримечательностей, знаменитых людей города, схемы-рисунки, изображающие административные здания, магазины, почту, другие объекты города. | Продолжать знакомить детей с загадками и стихотворениями о городе. Чтение художественной литературы. |
Мой город | Расширять представления детей о родном городе; -Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города; -Учить детей рисовать большой дом, деревья передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. -Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. -Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее. | Фото-стенд «Мой любимый город», альбомные листы для рисования, восковые карандаши . | Экскурсия по городу, заучивание стихотворений о городе, рассматривание фотоальбома «Природа нашего города», беседы о городе Новый-Уренгой, выходы на природу с детьми | |||
Октябрь | 2,4 | Я в мире человек | Я расту | Упражнять в подборе предметных картинок к стихотворению. Развивать внимание, мышление. Развивать умение по схеме выкладывать развитие человека. Воспитывать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам. Обучение эффективным способом общения. | Незнайка, можно использовать куклу; Альбом с фотографиями детей; предметные картинки с изображением младенца, дошкольника, школьника (мальчика и девочки), взрослых (женщины и мужчины); игрушки. | Игра «Что и для кого?». Чтение стихотворений Е. Благининой, А. Барто о младенцах, дошколятах, школьниках. |
Семья и семейные традиции | Расширять и совершенствовать знания детей о родственных отношениях в семье. Активизировать словарный запас, уточнить значение слов «родственники», «традиция», «ритуалы» Воспитывать любовь и уважение к членам семьи Развивать интереса к семейным традициям, реликвиям. | Мультимедийная установка, ноутбук с компьютерной презентацией «Семейные традиции», семейные фото детей, копилка семейных традиций, сундук со старинными вещами, листы бумаги, цветные карандаши. | беседы с детьми на тему «Моя Семья», «Моя мама», «Семейные праздники», рассматривание семейных фотографий, сюжетно- ролевые игры «Семья», «Идем в гости», чтение художественной литературы о семье. | |||
Ноябрь | 2,4 | Знакомство с народной культурой | Народная игрушка | Формировать способности чувствовать, понимать, оценивать любить искусство и наслаждаться им. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров. | Игрушки: дымковские, каргопольские, филимоновские | Беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, расписывание глиняных игрушек под дымку, филимоновскую, каргопольскую. |
Путешествие на ярмарку народных промыслов | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам. | Элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя) изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки. иллюстрации с изображением ярмарки атрибуты необходимые для игр; различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины | Во время прогулки рисование на снегу элементов росписи; Беседы с детьми о русских народных традициях; | |||
Декабрь | 2,4 | Новый год у ворот | Новогодние традиции | Формировать представления о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение; систематизировать знания детей о празднование Нового года в разных странах; формировать мышление, воображение, связную речь. | Презентация «Новогодние традиции», «В гости к Деду Морозу» Раздаточный материал: снежинка, вырезанная из бумаги, привязанная к картонной рукавички. | Беседы о новогодних традициях в семье, игра «Новый год», «Наряди елку», «Подбери слово» |
Семейный отдых зимой | Рассмотреть роль семейного досуга в жизни детей и их родителей. Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание продолжать традиции своей семьи. Формировать у детей отношение к семье, как одной из главных социокультурных ценностей. Формировать мотивацию на добрые дела, жить в мире, дружбе и согласии. Воспитывать доброжелательное отношение к своему дому, к своей семье. | Интерактивная доска для просмотра фотографий, корзина, солнышки. | Зимние виды спорта – беседы с детьми | |||
Январь | 2,4 | Зимние забавы | Знакомство с театром | Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого дошкольника обращаться к театру, как источнику особой радости, эмоциональных переживаний. Познакомить с понятием «мимика», «жесты». Знакомить детей с правилами поведения в театре. Развивать пантомимические навыки, воображение. Воспитывать культуру поведения в театре. | Карточки с эмоциями. Подборка иллюстраций: оперный театр, театр, драматический, декораций. Несколько видов афиш. Театральная касса. Раздаточный материал: билеты на каждого ребенка | Чтение сказок, заучивание стихов, скороговорок |
Здоровье — главная ценность человеческой жизни | Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям и занятиям спорт Повторить и закрепить знания о чистоте тела, о порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас. Обратить внимание на то, что порядок и чистота способствуют крепкому здоровью. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни. Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе. | Макет «Паровозика» из мягкого модуля, карта – схема путешествия по стране «Здоровье», мешочки с песком, картинки с изображением гигиенических принадлежностей (расческа, ванна, душ, зубная щетка, полотенце, зеркало, мыло), картинки с изображением продуктов питания. | Беседы о гигиене, о здоровом образе жизни, о продуктах питания, о правильном питании; | |||
Февраль | 2,4 | День Защитника Отечества | День защитника Отечества | Закрепить знания об армии, о разных родах войск; воспитание уважительного отношения к защитникам нашей Родины; развивать внимание, активную речь, ловкость, ориентировку в пространстве; развивать представления о разных родах войск, мышление; воображение, наблюдательность, сообразительность; воспитание уважения к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине. | Мольберт, картинки на тему «Военная техника», иллюстрации, фотографии, рисунки детей, ноутбук, 6-8 кеглей, 6 кругов из линолеума, 2 косички – шнура, 2 конверта, костюм для «продавца». | Беседы с детьми, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание иллюстраций и картинок, изготовление совместно с родителями творческих работ, посвященных Дню Защитника Отечества для выставки, просмотр и обсуждение фильмов она военную тематику. |
Мой папа – самый лучший | Уточнить представления о роли отца в семье, формировать представления о папе, как защитнике своей семьи и защитнике Отечества. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины); Учить детей рассказывать о папе, вовлекать в разговор во время рассматривания фотографий; Формирование позитивного эмоционального отношения к папе; Воспитывать доброе отношение к родным и близким. | Фотографии пап с выставки, альбом славы. | Рассказать о роли мужчин в Армии | |||
Март | 2,4 | Сказка в гости к нам пришла | Россия – Родина моя | Закреплять и обобщать знания детей о символах России; Воспитывать патриотические чувства и любви к своей стране у дошкольников. | Экран , проектор, ноутбук , магнитная доска, набор картинок « Народы России», флаг России, герб России, физическая карта России, герб, аудиозаписи песен. | Оформление альбома «Генеалогическое древо моей семьи». Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» |
Сказка в гости к нам пришла | Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам, ключевым словам. Активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие характер героев .Поддерживать интерес к сказкам. Развивать мелкую моторику, через пальчиковую гимнастику. Развивать воображение, память, инициативу. Воспитывать доброту, отзывчивость, желание прийти на помощь. | Картинки-пазлы, мяч, волшебный сундук, предметы-ассоциации со сказками, зёрна риса, фасоль, музыкальное сопровождение. | Чтение сказок о животных, социально-бытовых, волшебных. Рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы, чтение, игры, драматизации по сказкам, рисование сказочных героев | |||
Апрель | 2,4 | Весна -красна | Профессия бурильщик | Рассказывать детям о профессии бурильщика, о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказать о личностных и деловых качествах человека-труженика. Прививать чувство благодарности к человеку за его труд. Закреплять навыки коллективной работы, сооружать постройку. Развивать воображение и мышление, умение строить постройку узнаваемой. | Проектор, ноутбук, экран, глобус, карта России, 2 схемы буровых, красивая коробка с набором схем, магнитный конструктор. Интернет – ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=Cesi7wW_vc8 Социальный видеоролик «Вырубка лесов, берегите лес!» | Беседы о профессиях. Чтение произведений художественной литературы для детей о профессиях: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «Мамы всякие нужны», «Дядя Степа – милиционер», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», Е. Каргинова «Я рабочим стать хочу». |
Все профессии нужны, все профессии важны | Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; вызвать интерес к труду взрослых разных профессий; сформировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, врача, продавца, художника и учителя. Способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; формировать потребность у детей отвечать полными распространенными предложениями. Вызвать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно; создать условия для доброго отношения к людям разных профессий. | Картинки с изображениями людей разных профессий (использовала слайды) Фрукты и овощи для повара Поварской колпак, шапочка для доктора Инструменты для парикмахера и врача Краски и кисти Продукты и товары для магазина Чудесный мешочек с инструментами и принадлежностями разных профессий Аудиозаписи для муз сопровождения игр и рисования автопортретов. | Знакомство с различными профессиями, чтение стихов и художественной литературы, беседы о том, кем работают родители. | |||
Май | 2,4 | День Победы | Моя семья и родственники | Помогать ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи; вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями; расширять словарный запас (род, родословная, генеалогическое древо, семья). | Семейные фотографии (дети приносят фото заранее); подобранные загадки, «Мое генеалогическое дерево» (воспитателя); цветные карандаши; компьютер, музыкальный центр. | Предложить родителям совместно с детьми составить «Генеалогическое дерево» |
Военная техника- защитница и помощница солдата | Расширять представления детей о российской армии, о военной технике, родах войск, о людях, которые служат в различных войсках. Обогащать и активизировать словарь по теме «Защитники Отечества». Развивать познавательные процессы. Воспитывать уважение к людям военных профессий. | Иллюстрации: боевая машина пехоты, танки, артиллерийские установки, военные самолёты и вертолёты, военные корабли, катера, подводные лодки. | Семейный просмотр фильма о войне |