Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер-класс для педагогов "Этапы росписи тарелочки методом «Мазок с тенью» «Цветочек- Агашка» и разными орнаментами окантовками или бордюрами."

Цель создавать условия для усовершенствования знаний и навыков педагогов в гжельской росписи . Задачи познакомить педагогов с элементами росписи Гжель и помочь приобрести практические знания по подаче материала по данной теме детям. - развивать художественный вкус, творческое воображение -формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на красоту произведений народного искусства.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РМО воспитателей детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам народного декоративного искусства»

Мастер- класс «Элементы гжельской росписи»

Тема: «Роспись гжельских изделий»

МДОУ «ЦРР- детский сад № 7 «Аленушка»

Воспитатель: Костина С.А.

22 ноября 2019 г.

Мастер- класс для педагогов на РМО.

Цель: создавать условия для усовершенствования знаний и навыков педагогов в гжельской росписи .

Задачи: познакомить педагогов с элементами росписи Гжель и помочь приобрести практические знания по подаче материала по данной теме детям.

- развивать художественный вкус, творческое воображение;

-формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на красоту произведений народного искусства.

Материалы: раздаточные: шаблоны тарелочек из бумаги, 2 кисти ( толстая и тонкая) , 2 крышечки с краской синего и белого цветов, палитра, баночка с водой. Салфетка, подставки для кистей, листочек бумаги для черновых мазков.

Демонстрационные:примеры росписи: Гжель, Дымковская и Хохлома; картинка со Снегурочкой, этапы росписи тарелочки методом «Мазок с тенью» «Цветочек- Агашка» и разными орнаментами( окантовками или бордюрами).

Предварительная работа:

1.Изучение литературы по данной теме.

2.Подбор изделий гжельских мастеров, наглядных пособий, репродукций, открыток и фотографий, альбомов.

3.Роспись изделий для образца.

4.Выбор гимнастики для пальцев .

5.Подготовка раздаточного материала.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие.

Ход мастер –класса.

Уважаемые коллеги, Гжель - село, название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. И сегодня я предлагаю вам превратится в детей подготовительной к школе группы и попробовать себя в роли Гжельских мастеров или как можно еще сказать Гжельских Умельцев .

Но для начала давайте потренируемся. В гжельской росписи очень часто используются различные орнаменты: прямые линии различной толщины и, точки и сеточки. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать тонкую кисть. Попробуйте получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами в нашей палитре и нанося узор на черновой листочек.

Поучимся проводить прямые и параллельные линии (Можно под разным наклоном), точки, кружочки, повторяя и дорисовывая свои узоры. Важно формировать у детей умение рисовать кончиком кисти и держать кисть тремя пальцами перпендикулярно листку бумаги. Лист бумаги можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.

Обязательно нужно познакомить детей с традиционным элементом гжельской росписи- капелькой, он лежит в основе многих гжельских узоров и мотивов. Капелькой можно изобразить разнообразные листочки, лепестки цветочков. Очень красиво смотрится капелька с двух сторон от тоненького стебелька, особенно если размер капелек меняется от больших у основания, до маленьких на верхушке. Кисть смачиваем водой и набираем на неё краску. Затем прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведем кисть вниз, чуть-чуть её приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку.

Главной особенностью Гжельской росписи по праву можно считать Мазок с тенью. Он представляет особую трудность и при его освоении требуется особый навык. который мы сейчас и потренируем. Мазок с тенью – это особый , тональный мазок, на котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку. Очень важным условием является распределение краски на кисти- с одной стороны темной, с противоположной светлой( голубой, белой). Кисть аккуратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным ( в большинстве случаев –дугообразным ) движением руки наносится соответствующая линия.

Ну а теперь , когда мы с вами потренировались приступим непосредственно к выполнению мастер класса.

Ход мастер- класса:

Воспиттаель с детьми стоит в кругу.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто скажет так о себе:

Я так не зря, друзья, зовусь,

Мне вьюга не страшна.

Я злой метели не боюсь,

Я даже с ней дружна.

Мороз – мне дедушка родной,

Снежинки мне родны.

Ведь мы на полюсе живем,

А там снега да льды.

(Снегурочка)

А Снегурочка прислала нам загадку: (появляется изображение или картинки с разными росписями) Посмотрите внимательно на картинки, вы узнали эти росписи?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте назовем их

Дети: Хохломская роспись, Гжельская , Дымковская, Городецкая.

Воспитатель: А как вы думаете, какая роспись более подходит к расцветке наряда снегурочки?

Дети: Гжельская.

Воспитатель: Почему именно она, а не дымковская например?

Дети: Потому что в гжельской росписи используются холодные цвета, синий, голубой, белый- похожие на снег и лед. А в дымковской росписи присутствует много цветов теплых оттенков.

Воспитатель: Действительно вы правы, для наряда снегурочки больше подходит гжельская, и я знаю один секрет- Снегурочка давно мечтает получить в подарок посуду расписанную гжельскими мастерами. А как мы сможем ей помочь?

Дети: Мы нарисуем гжельскую посуду.

Воспитатель: Да давайте мы с вами сегодня на время станем гжельскими мастерами и начнем изготовление посуды для Снегурочки. Сегодня это будет тарелочка. Примерно такая. (Показываю образец)

Анализ готового изделия.

Воспитатель: Посмотрите, как сочетается белое с синим. Мы видим в узорах переходы от темного к светло-синему, то, что видят мастера Гжели. А где такое сочетание мы можем увидеть в природе? (Тени от деревьев на снегу, морозные узоры, небо, льдинки, сосульки.)

Правильно. Ощущение особой нежности, чистоты и тихой радости от глубины синего, изменчивого цвета хранят гжельские узоры.

– Как вы думаете, где может быть использовано это изделие? ( Можно украсить такой тарелочкой комнату, или же кушать из нее)

– А вспомните, из какого материала выполняются Гжельские изделия ? ( Из глины)

-Что же изображали мастера Гжели на своей посуде? (Цветы и травы, птиц и животных, предметы архитектуры)

– Что будем делать сначала перед началом работы? (Сначала мы разведем краску для получения оттенков)

- Как мы будем смешивать цвета? ( В палитру помещаем небольшое количество белой краски, а уже в белую добавляем немного синей)

– Какой узор ее украшает нашу тарелочку? ( Гжельская роза- агашка) Где она находится? ( в Центре тарелочки) Посмотрите внимательно на доске размещен алгоритм выполнения цветка.

А что находится по краям? ( Бордюры или акантовка) А какие узоры мы можем использовать для украшения бордюра? (Короткие полосы, дуги, “птичьи лапки”, точки, сеточку, “капельки”, различные сочетания)Какую кисть нам нужно взять для выполнения бордюра?( Тонкую) Почему? ( потому что по краям мало места и если мы будем использовать толстую кисть все смажется)

– Положите перед собой наши тарелочки. Перед работой разомнем наши ручки пальчикоой гимнатикой.

Наши синие цветки распускают лепестки.(

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Завтра утром все цветки

Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: ну, гжельские художники, можете приступим к работе.

Под музыкальное сопровождение дети совместно с воспитателем начинают рисовать.

Воспитатель: Какой прием используем для изображения лепестков? (“Мазок с тенью”, размывание цвета.) Что нужно чтобы получить такое размывание цвета? ( Набрать на одной стороне кисти светлый оттенок, а с другой темный. При нанесении мазка кисть прикладываем к бумаге а затем закругляем, как бы рисуем дугу, поворачиваем ее то в одну, то в другую сторону.)

– Середину цветка пока оставим пустой. Проводим два первых округлых мазка. Затем присоединяем еще два наклонных мазка с левой и правой стороны. Последняя пара лепестков как бы поддерживает предыдущие (средние лепестки). Затем пишем стебель с листочками. Завершают работу тонкие линии завитков, усиков и штрихов прожилок, которые сразу придают росписи легкость и завершенность.

– Какие же элементы узора гжельской росписи вы можете использовать для украшения розы?

(Мазок, сеточка, точки, завитки, дуги, “капельки”, “птичьи лапки”.)

- Украсьте свою гжельскую розу разнообразными узорами, какими вы захотите, воплотите свои идеи при оформлении бордюров.

Или же так?

Самостоятельная работа участников.

Работаем над главными деталями рисунка;

в) дугообразно пишем кистью верхний лепесток, не отрывая руки от бумаги;

г) дугообразно пишем нижний лепесток;

д) приписываем лепесток слева и лепесток справа, затем пишем два нижних лепестка, и два поменьше в завершение;

- сначала пишем круг, затем приписываем ряд (слева и права) лепестков, второй ряд - приписываем лепестки слева и справа, затем пишем два нижних лепестка поменьше, в завершение;

Работаем кистью-дописываем синей и голубой гуашью детали цветка – это тычинки, стебель и листья (голубой цвет получаем на палитре при помощи красок синей и белой);

Дополняем рисунок на тарелке: пишем орнамент по кругу нашей тарелочки

– Какой главный цветок гжельской росписи?

– Какие приемы кистевой росписи мы использовали сегодня ?

– Какова палитра гжельской росписи?

– На следующем уроке мы продолжим изготовление сервиза для Снегурочки и ее многочисленных друзей.

– Доставило ли вам радость наше занятие? Мне тоже очень понравились ваши работы. И я думаю Снегурочка очень обрадуется нашим подаркам!

Я вас благодарю за хорошую работу, и на память о нашем уроке можете взять свои работы.

Или так?

Затем дети выставляют свои работы на вертикальную полку и рассматривают вместе с воспитателем.

Воспитатель:

Вы не просто детвора,

Вы ребята – мастера.

Взяли кисти, краски взяли,

И узор нарисовали

Ярко-синий, голубой.

Узор гжельский, вот какой!

- Скажите, кому тяжело было расписывать заготовку?

- У кого получилась самая нарядная работа?

- Кто правильно расположил рисунок на своём изделии? А кто нет?

- Покажите самую аккуратную работу.

Спасибо за хорошо выполненное задание!

Используемая литература: Н. С. Сурьянова «Синие цветы Гжели», В. Н. Крупин «Дымка», К. Назаров «Городецкие узоры», О. Хренова «Городец»; стихи В. Василенко, В. Фофанов.

Методические рекомендации для педагогов:

oПрежде чем начинать занятия по гжельской росписи нужно подготовить детей: приобрести беличьи кисти, пописать ими различные линии, волнушки, кружки.

oЖелательно чтобы были подлинные изделия гжельских мастеров( или их иллюстрации), дети должны внимательно их рассмотреть и понять их неповторимость и ценность.

oОбязательно научить правильной организации рабочего места для росписи.

oСравнить цветы гжельской посуды с настоящими цветами. Пусть дети сами увидят красоту природы и ее воплощение в сюжетах росписи на изделиях.

oХорошо провести упражнения с кистью, для того чтобы рука ребенка привыкла к правильному положению при росписи.

oРекомендую при выполнении упражнений по росписи, давать небольшие творческие задания: при изучении «точек и линий» - написать «сеточку», при изучении «бордюров» - придумать свой вариант и т. д.

oПосле изучения приемов росписи рекомендую детей научить стилизации растений, дать им творческое задание: выбрать любимое растение и стилизовать его в элементы гжельской росписи.

oОбратите внимание на то, что гжельские мастера используют для своих композиций не только цветы, но и другие сюжеты. Одним из главных мотивов гжельского народного промысла является птица. Здесь нужно рассказать детям о роли птиц в русской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

oКогда идет освоение гжельского письма – мазка с тенями, можно рассказать детям, что гжельские мастера очень часто используют посуду для того, чтобы писать настоящие картины на излюбленные темы. А любят они изображать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения: здания, мосты, дворцы, избы, храмы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области