Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Оксиды и водородные соединения неметаллов".

дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя технологию критического мышления создать условия для формирования критического стиля мышления в процессе обучения химии, развития умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения развития навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией образовательные – создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы создать условия учащимся для обобщения знаний о водородных соединениях неметаллов, оксидах и гидроксидах неметаллов показать взаимосвязь строения веществ и их свойств развивающие – помочь самореализоваться учащимся на уроке средствами предмета развивать память, умение анализировать, сравнивать, обобщать развитие у учащихся потребности в самостоятельном познании окружающего мира и способности использования химических знаний в реальной жизни воспитательные – самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие способности принимать решение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

КОНСПЕКТ УРОКА В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ОКСИДЫ И ВОДОРОДНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ НЕМЕТАЛЛОВ».

Зайцева С.Ф. , учитель химии

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Цели урока:

дидактические – создать условия для усвоения нового учебного материала, используя технологию критического мышления; создать условия для формирования критического стиля мышления в процессе обучения химии, развития умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

развития навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

образовательные – создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы; создать условия учащимся для обобщения знаний о водородных соединениях неметаллов, оксидах и гидроксидах неметаллов; показать взаимосвязь строения веществ и их свойств;

развивающие – помочь самореализоваться учащимся на уроке; средствами предмета развивать память, умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие у учащихся потребности в самостоятельном познании окружающего мира и способности использования химических знаний в реальной жизни;

воспитательные – самосовершенствование личностных качеств ученика и развитие способности принимать решение.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому,

И я научусь…

древняя китайская мудрость

Ход урока.

Организационный момент (3 мин)

Актуализация учебного материла.

Буквенный тест

Задание: выберите букву, соответствующую правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие на сегодняшний урок.

1.Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

У) в главных подгруппах;

Ф) в побочных подгруппах;

Х) в главных и побочных подгруппах?

2.Какая электронная формула отражает строение атома неметалла:

Г)…2s1

Д) …3s23p5

E) …4s2 ?

3.Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние:

А) азот

Б) хлор

В) сера?

4. Молекула аллотропного видоизменения кислорода – озона:

Х) одноатомна

Ц) полимерна

Ч) трехатомна

5. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов:

Ж) ковалентная полярная

З) ионная

И) ковалентная неполярная?

6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

А) молекулярная

Б) ионная

В) атомная?

7. Какую степень окисления имеет азот в соединении HNO3:

П) +3

Р) +5

С) -3?

8. Какой из перечисленных элементов обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:

А) кислород

Б) хлор

В) сера?

9. Как изменяется химическая активность неметаллов в периоде:

А) уменьшается

Б) увеличивается

В) не изменяется?

10.Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S – HCl :

Н) ослабевают

О) усиливаются

П) не изменяются?

11.Какой из перечисленных оксидов обладает наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

Р) SiO2

C) P2O5

T) Cl2O7?

12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

Е) HClO4

Ж) H2SO4

З) H3PO4?

13.С каким настроением Вы пришли на урок:

!) хорошим

.) плохим

?) отвратительным?

Ответ: УДАЧИ В РАБОТЕ!

1. Стадия вызова

1. Собственно вызов.

Прием “Покопаемся в памяти”

- Какая тема? (назовите ее);

- Что вы уже знаете об этом?

- Почему вам это нужно знать?

Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала прочитать названия веществ, записать их формулы.

аммиак – …. , бромоводород – …. , вода – …., силан – …. , йодоводород – …, кварц – …. , «лисий хвост» – …. , метан – …. сернистый газ – …. , серный ангидрид – …. , сероводород – …. , угарный газ – …. , углекислый газ – …. , фтороводород – …. , фосфин – …. , хлороводород – …. .

Какова же тема урока?

Предлагаю вам сформулировать в цели урока.

2.Актуализация имеющихся знаний об оксидах и водородных соединениях. (5 мин)

1. Оксидами называют ............................................. .

2. Подчеркните и назовите оксиды неметаллов:

SO2, Na2SO4, CO2, KOH, P2O5, ZnO, NO, HNO3.

3. Известны ли: а) основные оксиды (им соответствуют основания) неметаллов; б) амфотерные оксиды неметаллов?

………………………………………………………………………………………

4. Сколько различных оксидов у азота? Приведите их химические формулы. Какие из них несолеобразующие? …………………………………………………………………………………………………………

5. Напишите по одной формуле оксидов неметаллов 3-го периода таблицы Д.И.Менделеева и назовите эти оксиды.

…………………………………………………………………………………………………………

6. Как изменяются кислотные свойства высших оксидов неметаллов в 3-м периоде и в V группе периодической системы Д.И.Менделеева?

…………………………………………………………………………………………………………

7. С веществами каких классов реагируют кислотные оксиды? Составьте уравнения реакций по следующим схемам:

SO3 + H2O = ………………………………………….. ,

SO2 + NaOH = ……………………………………….. ,

P2O5 + CaO = …………………………………………. .

8. Напишите формулы исходных веществ, из которых получают следующие оксиды, и расставьте коэффициенты:

…………………………………………. = 2Р2О5,

…………………………………………. = СО2 + 2SO2 + 2H2O,

…………………………………………. = 2SO2 + O2,

…………………………………………. = 2PbO + 4NO2 + O2.

9. Приведите общие формулы вида RaHв водородных соединений неметаллов IV–VII групп.

10. Как изменяется прочность связи элемент–водород у неметаллов в группах таблицы Д.И.Менделеева сверху вниз?

…………………………………………………………………………………………………

Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы. На доске составляется опорный конспект темы в виде грозди или цветка. В центре грозди или цветка - тема урока «оксиды неметаллов», вокруг-приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а дополняют друг друга. (3 мин).

2. Стадия осмысления новой информации.

1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст (приложение) и выполнить задание:

изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки. Используется приём «пометки на полях». (5 мин)

+ уже знал

v новая информация,

! очень ценная информация,

? не очень понятно,

- думал иначе

1 группа изучает материал учебника параграф 19 стр. _________

2 группа изучает материал учебника параграф 19 стр. _________

3 группа изучает материал учебника параграф 19 стр. _________

4 группа изучает материал учебника параграф 19 стр. _________

Обсуждение в группах. (5 мин).

Продолжаем работать с кластером. Дополняем новой информацией. Выступление по одному человеку от группы.

Кислородные и водородные соединения неметаллов. Краткая характеристика их свойств.

С кислородом неметаллы образуют кислотные оксиды. В одних оксидах они проявляют максимальную степень окисления, равную номеру группы (например, SO2, N2O5), а других – более низкую (например, SO2, N2O3). Кислотным оксидам соответствуют кислоты, причем из двух кислородных кислот одного неметалла сильнее та, в которой он проявляет более высокую степень окисления. Например, азотная кислота HNO3 сильнее азотистой HNO2, а серная кислота H2SO4 сильнее сернистой H2SO3.

Характеристики кислородных соединений неметалов:

Свойства высших оксидов (т.е. оксидов, в состав которых входит элемент данной группы с высшей степенью окисления) в периодах слева направо постепенно изменяются от основных к кислотным.

В группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают. Об этом можно судить по свойствам кислот, соответствующих этим оксидам. Возрастание кислотных свойств высших оксидов соответствующих элементов в периодах слева направо объясняется постепенным возрастанием положительного заряда ионов этих элементов. В главных подгруппах периодической системы химических элементов в направлении сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов уменьшаются. Общие формулы водородных соединений по группам периодической системы химических элементов приведены в таблице №3.

Общие формулы соединений по группам

I II III IV V VI VI

RH RH2 RH3 RH4 RH3 H2R HR

Нелетучие водородные соединения Летучие водородные соединения

С металлами водород образует (за некоторым исключением) нелетучие соединения, которые являются твердыми веществами немолекулярного строения. Поэтому их температуры плавления сравнительно высоки.

С неметаллами водород образует летучие соединения молекулярного строения. В обычных условиях это газы или летучие жидкости.

В периодах слева направо кислотные свойства летучих водородных соединений неметаллов в водных растворах усиливается. Это объясняется тем, что ионы кислорода имеют свободные электронные пары, а ионы водорода – свободную орбиталь, то происходит процесс, котроый выглядит следующим образом:

H2O + HF = H3O+ + F -

Фтороводород в водном растворе отщепляет положительные ионы водорода, т.е. проявляет кислотные свойства. Этому процессу способствует и другое обстоятельство: ион кислорода имеет неподеленную электронную пару, а ион водорода – свободную орбиталь, благодаря чему образуется донорно-акцепторная связь.

При растворении аммиака в воде происходит противоположный процесс. А так как ионы азота имеют неподеленную электронную пару, а ионы водорода – свободную орбиталь, возникает дополнительная связь и образуются ионы аммония NH4+ и гидроксид-ионы ОН-. В результате раствор приобретает основные свойства. Этот процесс можно выразить формулой:

H2O + NH3 = NH4+ + OH-

Молекулы аммиака в водном растворе присоединяют положительные ионы водорода, т.е. аммиак проявляет основные свойства.

Теперь рассмотрим, почему водородное соединение фтора – фтороводород HF – в водном растворе является кислотой, но более слабой, чем хлороводородная. Это объясняется тем, что радиусы ионов фтора значительно меньше, чем ионов хлора. Поэтому ионы фтора гораздо сильнее притягивают к себе ионы водорода, чем ионы хлора. В связи с этим степень диссоциации фтороводородной кислоты значительно меньше, чем соляной кислоты, т.е. фтороводородная кислота слабее соляной кислоты.

Из приведенных примеров можно сделать следующие общие выводы:

В периодах слева направо у ионов элементов положительный заряд увеличивается. В связи с этим кислотные свойства летучих водородных соединений элементов в водных растворах усиливаются.

В группах сверху вниз отрицательно заряженные анионы все слабее притягивают положительно заряженные ионы водорода Н+. В связи с этим облегчается процесс отщепления ионов водорода Н+ и кислотные свойства водородных соединений увеличиваются.

Водородные соединения неметаллов, обладающие в водных растворах кислотными свойствами, реагируют со щелочами. Водородные же соединения неметаллов, обладающие в водных растворах основными свойствами, реагируют с кислотами.

Окислительная активность водородных соединений неметаллов в группах сверху вниз сильно увеличивается. Например, окислить фтор из водородного соединения HF химическим путем нельзя, окислить же хлор из водородного соединения HCl можно различными окислителями. Это объясняется тем, что в группах сверху вниз резко возрастают атомные радиусы, в связи с чем отдача электронов облегчается.

Физические свойства

Кислотные оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными: Р2О5 – твердый, SiO2 – твердый, СО2 – газообразный,. SO3 – жидкий. К воде относятся по-разному (Р2О5 – растворимый, SiO2 – нерастворимый).

Химические свойства

1. Взаимодействие с водой с образованием кислоты:

P2O5 + 3H2O → 2H3PO4.

2. Взаимодействие со щелочами с образованием соли и воды:

SO3 + 2NaOH → Na2SO4 + H2O.

3. Взаимодействие с основными оксидами с образованием солей:

SO3 + Na2O → Na2SO4.

2. Рефлексия. (5 мин)

Контрольные вопросы к теме

1. В состав вулканических газов входят водородные соединения НСl, NН3, Н2S. Составьте уравнения реакций их синтеза из простых веществ

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Как изменяется химическая активность галогеноводородов в ряду: HF–HCl–HВr–HI

…………………………………………………………………………………………………………

3. Если ток газообразного SО2 пропустить через йодную воду, то она моментально обесцвечивается. Напишите уравнение реакции:

SО2+ I2 + Н2О = ……………………………………………………. .

4. Напишите уравнение реакции окисления раствора сероводорода до серы сернистым газом (реакция сопропорционирования):

Н2S + SO2 = ………………………………………………. .

5.При пропускании газообразных кислотных оксидов (NO2, SO2, CO2) в водные растворы щелочей образуются:

а) нерастворимые основания; б) соли; в) кислоты; г) свободные неметаллы.

Выберите верный вариант ответа.

6. Соединения НNО3 и Н2SО4 (конц.) – это:

а) кислородсодержащие кислоты-окислители;

б) бескислородные кислоты;

в) кислоты-восстановители;

г) полифосфорные кислоты.

Выберите правильный вариант ответа.

(если останется время используем приём «эссе». Отвечаем на вопросы: Что узнали по пройденной теме? Что хотели бы узнать?

Домашнее задание параграф 19 № 6-10 для профильной группы.

№6, 7, 11 для общеобразовательной группы.

1.Где расположены химические элементы – неметаллы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева:

У) в главных подгруппах;

Ф) в побочных подгруппах;

Х) в главных и побочных подгруппах?

2.Какая электронная формула отражает строение атома неметалла:

Г)…2s1 Д) …3s23p5 E) …4s2 ?

3.Какой из атомов неметаллов не может переходить в возбужденное состояние:

А) азот Б) хлор В) сера?

4. Молекула аллотропного видоизменения кислорода – озона:

Х) одноатомна Ц) полимерна Ч) трехатомна

5. Какой вид химической связи в простых веществах, образованных атомами неметаллов:

Ж) ковалентная полярная

З) ионная

И) ковалентная неполярная?

6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

А) молекулярная Б) ионная В) атомная?

7. Какую степень окисления имеет азот в соединении HNO3:

П) +3 Р) +5 С) -3?

8. Какой из перечисленных элементов обладает наиболее ярко выраженными окислительными свойствами:

А) кислород

Б) хлор

В) сера?

9. Как изменяется химическая активность неметаллов в периоде:

А) уменьшается

Б) увеличивается

В) не изменяется?

10.Как изменяются кислотные свойства водородных соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S – HCl :

Н) ослабевают

О) усиливаются

П) не изменяются?

11.Какой из перечисленных оксидов обладает наиболее ярко выраженными кислотными свойствами:

Р) SiO2

C) P2O5

T) Cl2O7?

12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

Е) HClO4

Ж) H2SO4

З) H3PO4?

Контрольные вопросы к теме

1. В состав вулканических газов входят водородные соединения НСl, NН3, Н2S. Составьте уравнения реакций их синтеза из простых веществ

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Как изменяется химическая активность галогеноводородов в ряду: HF–HCl–HВr–HI

…………………………………………………………………………………………………………

3. Если ток газообразного SО2 пропустить через йодную воду, то она моментально обесцвечивается. Напишите уравнение реакции:

SО2+ I2 + Н2О = ……………………………………………………. .

4. Напишите уравнение реакции окисления раствора сероводорода до серы сернистым газом (реакция сопропорционирования):

Н2S + SO2 = ………………………………………………. .

5.При пропускании газообразных кислотных оксидов (NO2, SO2, CO2) в водные растворы щелочей образуются:

а) нерастворимые основания; б) соли; в) кислоты; г) свободные неметаллы.

Выберите верный вариант ответа.

6. Соединения НNО3 и Н2SО4 (конц.) – это:

а) кислородсодержащие кислоты-окислители;

б) бескислородные кислоты;

в) кислоты-восстановители;

г) полифосфорные кислоты.

Выберите правильный вариант ответа.

1. Оксидами называют ............................................. .

2. Подчеркните и назовите оксиды неметаллов:

SO2, Na2SO4, CO2, KOH, P2O5, ZnO, NO, HNO3.

3. Известны ли: а) основные оксиды (им соответствуют основания) неметаллов; б) амфотерные оксиды неметаллов?

………………………………………………………………………………………

4. Сколько различных оксидов у азота? Приведите их химические формулы. Какие из них несолеобразующие? …………………………………………………………………………………………………………

5. Напишите по одной формуле оксидов неметаллов 3-го периода таблицы Д.И.Менделеева и назовите эти оксиды.

…………………………………………………………………………………………………………

6. Как изменяются кислотные свойства высших оксидов неметаллов в 3-м периоде и в V группе периодической системы Д.И.Менделеева?

…………………………………………………………………………………………………………

7. С веществами каких классов реагируют кислотные оксиды? Составьте уравнения реакций по следующим схемам:

SO3 + H2O = ………………………………………….. ,

SO2 + NaOH = ……………………………………….. ,

P2O5 + CaO = …………………………………………. .

8. Напишите формулы исходных веществ, из которых получают следующие оксиды, и расставьте коэффициенты:

…………………………………………. = 2Р2О5,

…………………………………………. = СО2 + 2SO2 + 2H2O,

…………………………………………. = 2SO2 + O2,

…………………………………………. = 2PbO + 4NO2 + O2.

9. Приведите общие формулы вида RaHв водородных соединений неметаллов IV–VII групп.

10. Как изменяется прочность связи элемент–водород у неметаллов в группах таблицы Д.И.Менделеева сверху вниз?

Д\з конспетк урока, текс учебника, индивидуальные задания (контрольные вопросы).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области