Учитель математики МБОУ Соловьевская СОШ имени П.М.Васильева
Чурапчинского улуса Республика Саха (Якутия) Собакина Александра Петровна
Тема: «Разность целых чисел».
Урок математики в 6 классе.
Тип урока - урок применения знаний и умений.
Цель урока:
овладение математическими знаниями и умениями, которые необходимы для решения практических задач по теме урока.
Задачи:
- образовательные:
повторить, обобщить и систематизировать знания и умения по теме: «Разность целых чисел»; формировать умение выполнять вычитание целых чисел; проверить способность учащихся самостоятельно выполнять данные задания;
- развивающие:
вырабатывать умение обрабатывать информацию; развивать умение пользоваться терминологией; представлять информацию в виде алгоритма; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- воспитательные:
вырабатывать умение слушать и вступать в диалог, работать в группе со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование познавательного интереса;
- формирование ценностных отношений друг к другу.
Предметные:
- освоение понятия разности целых чисел
- умение вычислять разность целых чисел с разными знаками;
- умение применять теоретические знания в практической деятельности.
Метапредметные:
- развитие логического мышление;
- умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- развитие диалогической речи; умение отображать в речи содержание совершаемых действий.
Технологии:технологии развивающего обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Учебные материалы урока. Учебник «Математика», 6 класс, С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Техническое оснащение: компьютеры, интерактивная презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент. – 1 минута.
2. Актуализация опорных знаний. – 4 минут.
3. Целеполагание. – 3 минут.
4. Обобщение и систематизация знаний – 22 мин
5. Физкультминутка – 1 мин.
6. Добывание и применение знаний в новой ситуации - 10 минут.
7. Домашнее задание – 1 минуты.
8. Рефлексия– 3 минуты.
Описание этапов урока.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учителя. Пожелание успеха. Проверка готовности к уроку. | Настраиваются на работу. Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умении выстраивать взаимодействие с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация опорных знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Устный счет проводится в форме соревнования команд. | Класс делится на 2 команды. Команды выполняют тест по теме «Сложение целых чисел». Каждый член команды решает три примера и занимает свое рабочее место. По окончании работы учащимся предлагается сформулировать правила нахождения суммы целых чисел: - чтобы сложить два числа одинаковых знаков, надо сложить их модули и поставить перед суммой знак слагаемых; - чтобы сложить два числа разных знаков, надо из большего модуля вычесть меньший и перед разностью поставить знак слагаемого с большим модулем. | Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, владение основами самооценки. Познавательные: умение анализировать и осмысливать задания, осуществлять поиск и выделение необходимой информации. |
3. Целеполагание. | Постановка учащимися цели урока, обеспечение мотивации учения детьми. | Фронтальная работа с классом. Задание. Составить и записать равенство, подставляя вместо х нужное число. Учитель с помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы урока и постановке задач урока - С помощью каких действий составлены равенства? - О чем пойдет речь сегодня на уроке? Записываем тему урока в тетрадь. - В жизни где можем встретиться с вычитанием целых чисел? - Какие задачи сегодня перед собой поставим? Сформулировать правило нахождения разности целых чисел учащиеся должны после выполнения задания-подсказки. Задание . Установите соответствие между парами по образцу. | Учащиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему и задачи урока. Работают в тетрадях. Учащиеся отвечают на вопросы. - Вычитание. - О вычитании целых чисел. - При нахождении температуры воздуха. - Повторить правило нахождения разности целых чисел. Закрепить и применить полученные знания при решении различных задач. Учащиеся, после выполнения задания на установление соответствия пар, формулируют правило нахождения разности целых чисел: чтобы найти разность целых чисел надо к уменьшаемому прибавить число противоположное вычитаемому. | Личностные: эмоционально-нравственная отзывчивость. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, совершенствовать математическую речь. Регулятивные: умение ставить задачи, владение основами самооценки. Познавательные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: разность целых чисел, нахождение разности целых чисел. |
4. Обобщение и систематизация знаний | Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы. Выявление уровня усвоения знаний, способов действий; пробелов в знаниях. | Каждой паре предлагается карточка с заданием, вставьте пропущенное число. (Карточки двух вариантов). Фронтальная работа с классом. Работа с учебником № 288 (в). Повторение нахождения неизвестного компонента на примере решения простейшего уравнения. Учитель задает вопросы: - Назовите компоненты вычитания? - Какой компонент нам неизвестен? - Как найти неизвестное уменьшаемое? Задание. Решить уравнение двумя способами. На данном этапе продолжается работа по открытию элементов фотографии «таинственного незнакомца». | Учащиеся работают в парах, осуществляют взаимопощь. Записывают решение в тетрадь. Затем по команде учителя соседние пары обмениваются карточками и выполняют задание второй карточки. По окончании работы пары обмениваются картами, сверяют ответы с образцом, выставляют баллы (верно решенный пример– 1 балл). Учащиеся отвечают на вопросы. -Уменьшаемое, вычитаемое, разность. -Уменьшаемое. -К разности прибавить вычитаемое Один ученик работает у доски, записывает решение, остальные работают в тетрадях. х – 45 = - 392 х = - 392 + 45 х = - 347 Ответ: - 347 Учащиеся работают в парах. Проблема: решить уравнение двумя способами. Выдвигают гипотезы, их обосновывают, приходят к единому мнению по двум способам решения уравнения, записывают решение в тетрадь. К доске приглашаются два учащихся, записывают решение уравнений (первые, справившиеся с заданием). Делают вывод о решении уравнений двумя способами: один способ – сначала найти неизвестный компонент (уменьшаемое или вычитаемое), другой способ – упростить левую часть уравнения, применив свойства вычитания (вычитание суммы из числа; вычитания числа из суммы). Взаимопроверка в парах, оценивание. Выставляются баллы в тетрадях(каждое верно решенное уравнение – 1 балл) | Личностные: умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий одноклассника; оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Коммуникативные:умение строить продуктивное взаимодействие с одноклассниками, учителем. Регулятивные:умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, владение основами самоконтроля, самооценки. Познавательные: умение структурировать знания, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, создавать алгоритмы деятельности. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности, эмоциональная разгрузка. | Учитель организует паузу физических упражнений. | Учащиеся сменили вид деятельности, готовы к продолжению работы. | Личностные: формирование бережного отношения к собственному здоровью. |
6. Добывание и применение знаний в новой ситуации | Выявление способности применения знаний в новой ситуации. | Фронтальная работа с классом. - Учитель предлагает выполнить задания: 1. Выбрать алгоритм, соответствующий заданному числовому ряду. Ответы: 1) -23 +4 -23 +4 2) -19 -15 +19 +15 2. Выбрать числовой ряд, соответствующий заданному алгоритму. Ответы: 1) 2 15 -31 -18 -64 2) -21 -38 -51 -60 - 65 По окончании данного задания на доске полностью открыт портрет «незнакомца». Учитель задает вопрос: - Кто этот незнакомец? - Как он связан с темой нашего урока? | Учащиеся работают в тетрадях, выполняют задание и записывают результаты в тетрадь. После каждого задания один ученик озвучивает ответ, остальные учащиеся проверяют и выставляют баллы (каждый верный ответ - 1 балл). Учащиеся работают в парах. Осуществляют поиск информации в интернете для ответов на вопросы учителя, определения как связан «таинственный незнакомец» с темой нашего урока. Открывают документ, сохраненный на рабочем столе компьютера. В открывшейся странице находят ответы на вопросы. Одна пара учащихся озвучивает ответы, другие дополняют. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение работать индивидуально. Регулятивные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий. Познавательные: умение строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания учащимися целей и содержания домашнего задания. | № 286 – вычислить № 288 (д) – решить уравнение. Составить 5 примеров на сложение и вычитание целых чисел. | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные самоорганизация. Познавательные: умение выделять необходимую информацию. |
8. Рефлексия | Оценка работы учащихся. Рефлексия психологического состояния учащихся, их взаимодействия с учителем, с учащимися. | Подводится итог урока: - Какой была тема урока? (Разность чисел) - Какие задачи были поставлены? Достигнуты ли они? (Повторили правила нахождения целых чисел, решали нестандартные задания) Учитель благодарит учащихся за урок. | Учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся оценивают свою работу на уроке, выражая собственное мнение, выставляют оценку за урок, заполняют таблицу в карте урока. | Личностные: самоорганизация. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Познавательные: рефлексия способов действий. |
Приложение 1
Карта урока.
ФИ, класс__________________________________________
Тема урока _________________________________________
Задание | Решение | Количество правильных ответов |
1. Выполнить тест. | ||
2. Вставьте пропущенное число | ||
3. Из данных чисел выберите любую пару, вставьте в шаблон предложенного уравнения и решите уравнение двумя способами. | Ответ. | |
4. Выбрать алгоритм, соответствующий заданному числовому ряду. | - 1 - 24 -20 -43 - 39 +23 - 4 + 23 - 4 - 23 - 4 - 23 - 4 - 23 + 4 - 23 + 4 11 - 8 - 23 - 4 11 - 19 - 15 - 11 - 7 - 19 - 15 +19 + 15 - 19 + 15 - 19 + 15 | |
5. Выбрать числовой ряд, соответствующий заданному алгоритму. | + 13 - 46 + 13 - 46 2 15 - 32 - 19 - 64 2 15 - 31 - 18 - 64 2 15 - 31 - 17 - 63 -17 - 13 - 9 - 5 -11 - 28 - 31 - 40 - 35 - 21 - 38 - 51 - 60 - 65 - 11 - 28 - 41 50 45 | |
Итого |
Ф.И. _____________________________________ Оцените урок и результат своей деятельности Подчеркни один из вариантов. | |
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Материал урока мне был За урок я ставлю себе оценку (считают количество баллов в карте урока) | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным устал / не устал понятен / не понятен интересен / скучен _______________________________ 20-22 балла - «5» 16-19 балл - «4» 13-15 баллов - «3» |
Приложение 2.
Карточка 1. - 72 + … = 62 - 17 + … = - 149 … – 92 = - 492 … – (-160) = 68 … – 541 = - 302 | Карточка 2 - 45 + … =180 - 34 + … = - 141 …. – 65 = - 586 …. – (-78) = - 86 … – 763 = - 694 |