ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ
Что такое инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС?
На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных, эти дети – инвалиды. В большинстве случаев такие дети вырастали одиночками и проживали всю свою жизнь с родителями. Естественно, создавались специальные учреждения, в которые можно было отдать подобного ребенка. Подобная ситуация наблюдалась очень долго, и только совсем недавно она начала исправляться. И происходит это благодаря тому, что появилось особое инклюзивное образование в ДОУ. По ФГОС (Федеральному государственному образовательному стандарту) такое образование теперь является обязательной частью системы в Российской Федерации. Сейчас предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы «особенные» дети перестали быть таковыми и смогли получить подходящее им образование, позволяющее в дальнейшем интегрироваться в общество и стать его полноценной частью.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Это значит, что «особенных» детей не отделяют от остального общества. Создаются такие заведения, в которых могут находиться одновременно и обычные дети, и дети с инвалидностью, чтобы все они могли учиться жить общей полноценной жизнью.
Инклюзивное образование в России.
Естественно, это очень сложный и трудоемкий процесс, Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС будет внедряться в России еще очень долго, однако радует уже тот факт, что внедрение началось, и постепенно открываются соответствующие заведения, где каждый ребенок обучается взаимодействию и взаимопомощи, где дети с инвалидностью с ранних лет интегрируются в реальный мир и учатся преодолевать свои недостатки и жить с ними как полноценные члены общества.
Статистика.
Статистика показывает то, чтобы создавалось больше подобных инклюзивных учебных заведений. Дело в том, что в течение последних лет количество детей, родившихся на территории России с инвалидностью, возросло. Соответственно, такую ситуацию нельзя оставлять без контроля, и инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС – это самое разумное решение.
Польза инклюзивности.
Как отмечают эксперты, существует большое количество разнообразных подходов к детям с теми или иными особенностями, но все они сходятся в том, что самое важное для таких детей – это контакт с окружающими людьми.
Важность дошкольных учреждений
Ни для кого не секрет, что дошкольное образование – это очень полезный аспект, который позволяет ребенку социализироваться с ранних лет и к моменту наступления школьного периода. Исследования показывают, что дети, которые были вовлечены в дошкольное образование, в первых классах школы показывали хорошие результаты, и речь идет не только об успеваемости, но и о социализации и адаптации к школьным условиям.
Как организовывается инклюзивное образование в дошкольных учреждениях?
Для детей-инвалидов дошкольное образование играет серьезную роль, так как ребенок с самых ранних лет чувствует себя частью общества. Если ребенок-инвалид отправляется в такое дошкольное учреждение, то можно гарантировать, что к школьному возрасту, он уже сможет свободно общаться с другими детьми и обладать всеми необходимыми поведенческими и коммуникативными функциями.
Принципы работы.
Во-первых, в рамках инклюзивного образования каждому ребенку обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, каждый ребенок в первую очередь мотивируется на самостоятельную деятельность, в то время как педагог выступают в роли помощника, который оказывает поддержку в случае возникновения трудностей. В-третьих, одним из основополагающих принципов инклюзивного обучения является включение в образовательный процесс абсолютно всех учеников, без исключений.
Также стоит отметить, что в таком образовании наиболее широко используется междисциплинарный подход, вариативные методы, которые свободно меняются в процессе обучения. Большой акцент делается на взаимодействии с семьей, чтобы дети-инвалиды не чувствовали себя некомфортно вдали от своих родственников.
Серьезный процесс.
Инклюзивное образование вводилось в отдельных учебных заведениях в качестве эксперимента, чтобы посмотреть, насколько успешным оно будет. Результаты первых экспериментов показали, что дети с инвалидностью получили гораздо больше возможностей для развития и интеграции в общество, чем это было ранее, когда им были доступны только специальные учреждения для «особенных».
Огромные объемы работы.
Но это только начало, впереди еще огромный путь. Ведь на сегодняшний день инклюзивное образование – это один из не самых популярных методов обучения, который используется в отдельных школах и учебных заведениях. Целью должно быть всеобщее распространение инклюзивного образования, то есть оно должно стать полноценным и основным во всей стране.
Проблемы с менталитетом.
Но самое главное – это необходимость изменений в менталитете людей. Инвалидов не воспринимают как полноценных членов общества, поэтому даже если инклюзивное обучение будет иметь успех во всей стране, пока общество не будет обращаясь с ними как с равными, успеха добиться не получится.
Основные проблемы инклюзивного образования.
Во-первых, не существует всеобщей всероссийской системы. Во-вторых, не обеспечивается соответствующее обучение необходимых специалистов. В-третьих, в существующих ДОУ отсутствуют условия для внедрения инклюзивного образования. В большинстве ДОУ нет соответствующего медицинского сопровождения, не ведется работа над разработкой специальных методик, а также нет сопутствующего законодательства в вопросах детей-инвалидов.
Вывод.
При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие, доброту, взаимоуважение, взаимопомощь, чуткость.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Уважаемые коллеги! Педагог - это самая толерантная и милосердная профессия на Земле. Только добрые и отзывчивые люди могут каждый день дарить радость всем детям, независимо от их особенностей.