Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Дыхание-жизнь "

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Дыхание – жизнь!»

Проничева Оксана Валерьевна.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №83 города Калининграда.

Инструктор по физической культуре 1 квалификационной категории.

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога, также жизнерадостности. От бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

В последние годы анализируя состояние здоровья воспитанников заметно возросло количество физически ослабленных детей. Причин роста заболеваний много. Современные здоровьесберегающие технологии по снижению заболеваемости дают положительные результаты. Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика. Дыхание является главнейшим источником жизни. Проблема правильного дыхания у детей, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, т.к. в учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР I, II и III уровня речевого развития) и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний.

Здоровье, физическая и умственная деятельность человека во многом зависят от дыхания. Вы когда-нибудь задумывались почему некоторые дети делают первый вдох сразу после рождения, а кому-то, во внутриутробии, приходится мучиться в страшной гипоксии, проблемы дыхания у детей остаются и после рождения, и по сей день, эта проблема актуальна в связи с различными факторами окружающей среды (экологическими, социальными, физиологическими), поэтому давайте разберёмся в физиологии дыхания у детей и коррекции их дыхания.

Врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать. Вернее, они не умеют дышать правильно. А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма. Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, ребёнок не дает своей дыхательной системе адекватный газообмен. Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких. Это способствует попаданию в организм вирусов и аллергенов.

Правильное дыхание - это основа основ здоровья организма. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма, т. к. усиленный обмен веществ растущего организма связан с повышенным газообменом, что необходимо для нормального роста и развития ребёнка. Многие детки привыкли дышать через рот, что является неправильным физиологическим процессом.

Давайте разберёмся, почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за "плохого носа", пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах, может развиться кариес. Также, когда ребёнок дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда, и это один из факторов инфицирования верхних дыхательных путей микроорганизмами, вызывающих острые респираторные заболевания. Из-за относительной гипоксии мозга дети, которые дышат ртом, становятся раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы. Данные факты убеждают, как важно следить за дыханием детей.

Врачи говорят- дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит, как получается и моя задача научить их дышать правильно, поскольку дыхание является важнейшей функцией организма.

К сожалению, в последние годы, анализируя состояние здоровья моих воспитанников, заметно возросло количество физически ослабленных детей, а также детей с дефектами речи и дыхания.

Поэтому, наряду с общепринятыми мероприятиями для эффективной профилактики я использую дыхательную гимнастику.

Данная методика представляет собой комплекс упражнений, направленных на оздоровление организма, способствующая насыщению организма кислородом, повышению общего жизненного тонуса ребенка, развитию сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы, нормализующая психоэмоциональное состояние организма и стимулирующая работу желудка и кишечника, а так же сердечной мышцы. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями и бронхиальной астмой. Также, дыхательные упражнения помогут помочь деткам расслабиться, контролировать чувство тревожности и снять стресс.

Дыхательная гимнастика – это один из наилучших способов адаптации в окружающей среде. При правильных дыхательных движениях лучше всего адаптируются функции дыхательной и кровеносной систем. Улучшается общее состояние: повышается активность и концентрация, сон, а физические показатели становятся лучше.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, они сменяют друг друга. Дыхание призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена, а так же участвует в создании голосового звучания. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание, которому можно обучить деток раннего дошкольного возраста.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания, профилактике болезней дыхательных путей, способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, тренированности дыхательной мускулатуры и выносливости организма.

Также, при занятиях дыхательной гимнастикой развивается и совершенствуется диафрагмальное дыхание. Подвижность диафрагмы увеличивается, что способствует более полному расширению грудной клетки для большего забора воздуха. Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы даём ему возможность воздействовать на свои эмоции, поскольку активные дыхательные движения способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Поэтому, в своей работе с детьми я использую дыхательные упражнения, которые корректируют и тренируют дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

В повседневной жизни, родители и воспитатели могут использовать звуковые дыхательные упражнения, которые могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики или в течение дня. Такие упражнения в летнее время лучше проводить во время прогулки. Эти упражнения необходимо, также, проводить в осенне‐весенний период, когда происходит подъем заболеваемости острыми респираторными заболеваниями верхних дыхательных путей.

Комплексы упражнений можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, однако, начинать надо с упрощенной формы выполнения с увеличением нагрузки в течение нескольких недель. Также, стоит заметить, что дети дошкольного возраста имеют склонность задерживать дыхание при выполнении всякого непривычного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения, что требует особого внимания воспитателя.

Одна из моих задач - научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. То есть, научить обращать внимание детей на правильное выполнение дыхательных движений. В этих целях, выполняя гимнастические упражнения, дыхание дошкольники сопровождают звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Слова, звуки нужно произносить в тот момент, когда нужно сделать выдох, т.е. когда грудная клетка сужается. Слова и звуки не только регулируют дыхание, но и придают упражнениям эмоциональную окраску.

Следующая моя задача – обучить детей экономно расходовать имеющийся в легких воздух, регулировать движение своих дыхательных мышц. Вдох делается очень быстро, а затем воздух задерживается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

В случае, если упражнения проводятся в медленном темпе, дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для большей активизации детей. При медленном темпе выдох делается со звуками «тсс», «шш», «пф» или сопровождается словом «вниз». При быстром темпе на выдохе можно произносить слова «вперед», «вправо», «ух» и другие или считать «раз», «два», «три» и т.д.

При урегулировании дыхания, темп движения детей должен соответствовать темпу их дыхания. Нельзя забывать, что темп дыхания у детей более быстрый, чем у взрослых. Важно, не ошибиться, дав очень медленный темп для движения, иначе движения детей не совпадут со вдохом и выдохом, что неблагоприятно отражается на их дыхании.

Стоит отметить, что правильное дыхание влияет также на правильное развитие опорно-двигательной системы. При таких упражнениях тренируются мышцы спины, которые влияют на укрепление мышц плечевого пояса и увеличения его подвижности, а также укрепляют мышцы живота и поясничной области, которые исправляют положение осанки.

Для этого я провожу динамические дыхательные упражнения в разных положениях и обучаю детей правильному дыханию во время ходьбы и бега. В комплекс вводятся также элементы плавания в бассейне. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Для большинства моих воспитанников активные движения в воде являются естественными, вода моментально возбуждает. Соблюдается принцип учёта индивидуальных особенностей детей. После упражнений и игр с высоким уровнем подвижности необходимо переходить к движениям со средним или малым уровнем активности, каковыми и являются дыхательные упражнения. Чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребёнка, улучшается его настроение, исчезает «инертность самочувствия». А в конце занятия дыхательная гимнастика даёт возможность успокоить детей перед выходом из воды. Мышечный тонус расслабляется, закрепляя положительный эффект, стимулирующий и упорядочивающий психическую и физическую активность детей: приводится в равновесие их эмоциональное состояние, улучшается самочувствие и настроение.

Прежде чем научить детей правильно выполнять упражнения дыхательной гимнастики, был проведен семинар для педагогов, где мы сами предварительно освоили дыхательные упражнения.

Я бы хотела рассказать о некоторых из этих методик, которые я использую лично в своей системе преподавания, это комплекс упражнений по А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, по системе Йоги и др., которые включаются в комплекс общеразвивающих упражнений на физкультурных занятиях. В целях систематического использования дыхательных упражнений, эти упражнения включаются в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на физкультурном занятии и в заключительную часть занятия для восстановления.

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой (1974)

В наше время, эта дыхательная гимнастика считается уникальной, так как у неё нет аналогов. Система предусматривает совершенно необычный вдох носом вместе сдвижениями, сжимающими грудную клетку. Кроме того, такие упражнения улучшают иммунитет, так как в дыхании задействуются рецепторы дыхательной полости.

В своей работе применяю методику дыхательной гимнастики по А.Н.Стрельниковой , но механически следовать ею нецелесообразно. В целях систематического использования дыхательных упражнений эти упражнения включаются в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) на физкультурном занятии и в заключительную часть занятия для восстановления.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем.

Занятия по дыхательной гимнастике Стрельниковой можно проводить с детьми 3–4 лет. Комплекс упражнений помогает при заболеваниях органов дыхания, сердечно-сосудистых болезней.

Дети должны находиться в спокойном, расслабленном состоянии

Задачи обучения дыхательной гимнастики:

1. Учить детей делать короткий, шумный вдох.

2. Учить детей выполнять произвольный выдох, лучше выдыхать через рот.

3. Учить детей сочетать вдох с движением в ритме строевого шага.

Освоение комплекса упражнений Стрельниковой дыхательной гимнастики необходимо начинать с первых трех упражнений: «Ладошки», «Погончики», «Насос», делать не более 4 шумных вдохов, затем пауза – отдых – 3–5 секунд, и снова 4 шумных вдоха. Повторить 8 раз. Каждый последующий день дети осваивают по одному новому упражнению, увеличивая количество вдохов до 32. Если 32 вдоха – движения делать детям тяжело, то нужно дать им отдохнуть 3–5 секунд через 8–16 упражнений.

Необходимо освоить весть комплекс Стрельниковой гимнастики и выполнять его в следующей последовательности:

• «Ладошки»;

• «Погончики»;

• «Насос»;

• «Кошка»;

• «Обними плечи»;

• «Большой маятник»;

• «Повороты головы»;

• «Ушки»;

• «Шаги».

Если систематически выполнять эту дыхательную гимнастику, то результаты не замедлят сказаться. Дыхательная гимнастика Стрельниковой оказывает на организм ребенка комплексное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

– устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе (спайки, слипчатые процессы);

– способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, восстановлению нормального крово- и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений;

– налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

– исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника;

– повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние у больных.

.

Также я использую игровую методику преподавания, которая позитивно отражается на детях.

"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

"Паровоз" - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом "чух-чух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

"Пастушок" - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

"Гуси летят" - медленно и плавно ходить по залу, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "гу-у-у" (8-10 раз).

"Кто громче" - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) "м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

"Аист" - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек, наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза.

"Шарик" - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

"Ворона" - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар-р-р!

"Греем руки" - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

"Пилка дров" - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

"Дровосек" - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнести "ух". Повторить 6 - 8 раз.

"Сбор урожая" - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

"Сыграем на гармошке" - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3 - 4 раза.

"Жук" - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз.

"Шину прокололи" - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - "ш-ш-ш".

Также, в практической деятельности активно используются воспитателями в обучение детей музыкалько-ритмичным движениям, одними из таких, являются методики И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой "Ладушки" и Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование», которая основана на сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских музыкальных инструментах простейших стихов.

Упражнения были включены в образовательную деятельность при участии воспитателей, музыкальных руководителей, учителей-логопедов, на прогулках и во время физкультурных минуток.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области