Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
Рабочая программа
среднего общего образования
по предмету « БИОЛОГИЯ»
для 10-11 классов (базовый уровень) на 2019/2020ч.г.
Составитель:
Роштова Александра Сергеевна
Чебоксары 2019
Аннотация
к рабочей программе среднего общего образования предмета «Биология»
(базовый уровень) для 10-11 классов
Рабочая программа предназначена для 10-11-х классов и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Настоящая программа разработана по состоянию на 28 августа 2019 г.
Программа подлежит корректировке в зависимости от групповой и индивидуальной динамики учащихся, а также административных решений и непредвиденных обстоятельств в течение полугодия.
Рабочая программа (для базового уровня) составлена на основе Примерной программы по биологии среднего общего образования «Биология. 10-11 классы» авторов Г.М.Дымшиц, О.В. Саблина // Биология. 10-11 классы: программы общеобразовательных учреждений/Дымшиц Г.М., Саблина О.В.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 32с.,
Программа (базового уровня) ориентирована на академический школьный учебник: Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред. Д.К. Беляева. Г.М. Дымшица; Рос.акад.наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 304с. Данная программа базового уровня рассчитана на 34 часа в год (по 1 часу в неделю) в 10 -11 классах.
Программа курса «Биология» в 10-11 кл. развивает основные биологические понятия, рассмотренные в 6-9 классах основной школы.
1. Планируемые результаты освоения предмета «Биология»
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения средней образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность к их использованию в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
Метапредметные результаты освоения средней образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
"Биология" (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения
10 класс
Обучающийся на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную), законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
11 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (эволюционную), учение о биосфере;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
10 класс (базовый уровень) на 1 час в неделю (36 часов)
Введение (1 ч.)
Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.
Демонстрации. Схемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I. Клетка – единица живого (17ч).
Тема 1. Химический состав клетки (5ч).
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки (4ч).
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4ч).
Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4ч).
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации. Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Лабораторные и практические работы:
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожицы лука).
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях ( на примере каталазы).
Раздел II. Размножение и развитие организмов (6ч).
Тема 5. Размножение организмов (4ч).
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2ч).
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации. Схемы. Таблицы. Транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел III. Основы генетики и селекции (12ч).
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5ч).
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Тема 8. Закономерности изменчивости (4ч).
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция (3ч).
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации. Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность – культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Лабораторные и практические работы:
Составление простейших схем скрещивания.
Решение элементарных генетических задач.
Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой ( на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т.п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).
11 класс
Содержание программы (базовый уровень) на 1 час в неделю
Раздел 1. Эволюция (2 ч) Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяции.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: вид. критерии вида. популяции.
Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса (7ч) Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова. Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез. Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч) Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого – окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Раздел 4. Происхождение человека (5 ч) Место человека в системе живого мира. Сравнительно- морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).
Раздел 5. Основы экологии (8 ч) Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз». Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Раздел 6. Биосфера (3 ч) Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.
Раздел 7. Биологические основы охраны природы (3 ч) Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».
Тематическое планирование предмета «Биология»
10 класс
№ урока п/п | Кол-во часов | Тема урока | Примечание |
Введение 1ч | |||
1 | 1 | Введение | |
Раздел 1. Химический состав клетки (5ч) | |||
2 | 1 | Неорганические соединения | |
3 | 1 | Биополимеры. Углеводы, липиды | |
4 | 1 | Биополимеры. Белки, их строение. Функции белков | |
5 | 1 | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты | |
6 | 1 | АТФ и другие органические соединения клетки | |
Раздел 2. Структура и функции клетки (3 ч) | |||
7 | 1 | Клеточная теория | 1 ч на модуль «Самоопределение» |
8 | 1 | Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы | |
9 | 1 | Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты | |
Раздел 3. Обеспечение клеток энергией (2ч). | |||
10 | 1 | Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода | 1 ч на модуль «Самоопределение» |
11 | 1 | Биологическое окисление при участии кислорода | |
Раздел 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (4ч). | |||
12 | 1 | Генетическая информация. Удвоение ДНК | |
13 | 1 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код | |
14 | 1 | Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции | |
15 | 1 | Вирусы. Генная и клеточная инженерия | |
Раздел 5. Размножение организмов (3ч). | |||
16 | 1 | Деление клетки. Митоз | |
17 | 1 | Бесполое и половое размножение | |
18 | 1 | Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение | |
Раздел 6. Индивидуальное развитие организмов (1ч). | |||
19 | 1 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.. Организм как единое целое | 1 ч на урок обобщения за курс 10 класса |
Раздел 7. Основные закономерности явлений наследственности (6ч). | |||
20 | 1 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя | |
21 | 1 | Генотип и фенотип. Аллельные гены | |
22 | 1 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | |
23 | 1 | Сцепленное наследование генов | |
24 | 1 | Генетика пола. | |
25 | 1 | Взаимодействие генов. Внеядерная наследственность | |
Раздел 8. Закономерности изменчивости (4ч). | |||
26 | 1 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака | |
27 | 1 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комби- нативная изменчивость | |
28 | 1 | Мутационная изменчивость | |
29 | 1 | Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека | |
Раздел 9. Генетика и селекция (3ч). | |||
30 | 1 | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции | |
31 | 1 | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез и их значение в селекции . Успехи селекции | |
32 | 1 | Обобщение и систематизация знаний за курс 10 класс | |
Модуль «Самоопределение» 2 ч | |||
33-34 | 2 | Модуль Самоопределение |
Тематическое планирование предмета «Биология» 11 класс
(базовый уровень)
№ урока п/п | Класс | Кол-во часов | Тема урока | Примечание |
Раздел 1.Эволюция -2 час. | ||||
1 | 1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений. Чарльз Дарвин и его теория происхождения видов | ||
2 | 1 | Доказательства эволюции Вид. Критерии вида. Популяции. | ||
Раздел 2. Механизмы эволюционного процесса 5ч | ||||
3 | 1 | Роль изменчивости в эволюционном процессе | 2 ч на модуль-погружение в профиль | |
4 | 1 | Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях | ||
5 | 1 | Дрейф генов — фактор эволюции Изоляция — эволюционный фактор | ||
6 | 1 | Приспособленность — результат действия факторов эволюции Видообразование | ||
7 | 1 | Основные направления эволюционного процесса | ||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле 6 ч | ||||
8 | 1 | Развитие представлений о возникновении жизни Современные взгляды на возникновение жизни | ||
9 | 1 | Развитие жизни в криптозое. Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) | ||
10 | 1 | Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь). Развитие жизни в мезозое | ||
11 | 1 | Развитие жизни в кайнозое | ||
12 | 1 | Многообразие органического мира. Принципы систематики. Классификация организмов | ||
13 | 1 | Контроль знаний | ||
Раздел 4. Происхождение человека 5 ч | ||||
14 | 1 | Ближайшие «родственники» человека среди животных | ||
15 | 1 | Основные этапы эволюции приматов | ||
16 | 1 | Первые представители рода Homo. Появление человека разумного | ||
17 | 1 | Факторы эволюции человека | ||
18 | 1 | Контроль знаний | ||
Раздел 5. Основы экологии 8 ч | ||||
19 | 1 | Предмет экологии. Экологические факторы среды | ||
20 | 1 | Взаимодействие популяций разных видов | ||
21 | 1 | Сообщества. Экосистемы | ||
22 | 1 | Поток энергии и цепи питания | ||
23 | 1 | Свойства экосистем. Смена экосистем | ||
24 | 1 | Агроценозы | ||
25 | 1 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | ||
26 | 1 | Контроль знаний | ||
Раздел 6. Биосфера 3 ч | ||||
27 | 1 | Состав и функции биосферы | ||
28 | 1 | Круговорот химических элементов | ||
29 | 1 | Биогеохимические процессы в биосфере | ||
Раздел 7. Биологические основы охраны природы 3 ч | ||||
30 | 1 | Глобальные экологические проблемы | ||
31 | 1 | Общество и окружающая среда | ||
32 | 1 | Контроль знаний | ||
Раздел 8. Модуль Погружение в профиль2ч | ||||
33-34 | 2 | Модуль Погружение в профиль |