Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«центр развития ребенка – детский сад№19»
городского округа город Салават Республика Башкортостан
Проектная деятельность по экологии
в подготовительной к школе группе
«Волшебница осень»
Выполнила: Асабина Е.В.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Волшебница осень» |
Вид проекта | Творческий проект, коллективный, средней продолжительности, интегративный |
Разработчик проекта | Асабина Елена Викторовна |
Цель проекта | Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.Включение родителей в проектную деятельность. |
Сроки реализации проекта | 20.09.17 – 07.11.17 г.г. |
Этапы реализации проекта | Подготовительный – определить участников, наметить план работы, подобрать формы работы и методическую базу. Основной – проведение мероприятий согласно выбранному плану. Заключительный – организовать выставку «Щедрые дары осени», участвовать в развлечении «Осень в гости к нам пришла», оформление документации, фотоотчета. |
Участники проекта | Воспитатели, дети подготовительной группы №11, родители, музыкальный руководитель. |
Задачи проекта по образовательным областям | Познавательное развитие: - формирование познавательной активности детей при проведении бесед;-расширение знаний о сезонных изменениях в природе, в жизни растений, животных, птиц, насекомых, и их причинах. 2. Речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта; - формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу. 3. Социально - коммуникативное развитие: - формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни. 4. Художественно - эстетическое развитие: - достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности. 5. Физическое развитие: - повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей, - развитие мелкой и общей моторики. |
Задачи по работе с родителями | Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ |
Продукт | Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Щедрые дары осени». |
Актуальность:
Осень - не только слякоть и унылая пора. Еще осень - это золотая и багряная крона деревьев, шуршащая под ногами листва, продолжение теплого лета. Много еще интересного можно узнать: почему птицы улетают на юг, куда деваются насекомые, как звери готовятся к зиме?
Проблема: Формирование экологической культуры следует начинать уже в детском саду. Так как экологическое самосознание детей сформировано недостаточно.
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
В связи с этим возникла необходимость способствовать этому и помочь дошкольникам открыть прекрасный мир окружающей нас природы. Природа - кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. И охранять ее – наша главная цель.
Развить в процессе творческие способности, воображение, мелкую моторику, тем самым способствовать формированию предпосылок к учебной деятельности.
Цель проекта:
- создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
1.Формировать у детей осознанное отношение к окружающей природе. 2. Расширить и систематизировать знания детей об осени, изменениях в природе, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы, развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы. 3.Совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. 4. Активизировать речь детей, пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Насекомые», «Птицы», «Животные», « Деревья». 5. Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созревающих в осенний период. 6. Воспитывать интерес и чуткость к художественному слову. 7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой, любовь и бережное к ней отношение. 8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Познавательное развитие: обобщение и систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе, об их причинах.
Речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу.
Социально-коммуникативное развитие: формирование у детей бережного отношения к природе, как основе экологических условий жизни. Овладение детьми навыками безопасного поведения в природе.
Художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.
Физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
Для родителей:
Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ. Участие в совместной выставке «Щедрые дары осени».
Для педагогов:
Повышение профессионального мастерства по воспитанию экологической культуры дошкольника.
Эмоциональное благополучие в группе, участие родителей в жизни ДОУ.
Формы и методы реализации проекта:
- наглядный, словесный, практический; - трудовые поручения на участке (уборка территории от снега, от опавших листьев, уход за цветниками, кормление птиц в зимний период); - наблюдения, целевые прогулки; - работа на занятиях; - утренние беседы; - индивидуальная работа с детьми; - рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий; - прослушивание музыкальных произведений; - тематические выставки работ; - музыкальное развлечение; - взаимодействие с семьей; - чтение художественной литературы о природе; - работа в книжном уголке.
Обеспечение: Подбор иллюстраций, картин, схем и моделей, презентаций. Детская познавательная, художественная литература. Настольно - печатные игры, картотека дидактических, подвижных игр. Мультимедийная установка, интернет ресурсы. Литература: 1.Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. - М., 1989. 2.Мазильникова, Н.Н. Эколого - валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДАксенова, З.Ф. 3.Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита – Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). 5.Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- определение участников;
- составление плана деятельности, определение ответственных;
- сотрудничество с родителями;
- подбор литературных и музыкальных произведений по теме;
- подготовка детских сообщений;
- рассматривание иллюстраций, репродукций, энциклопедий о природе и животном мире;
- просмотр видео об осени, по разделам проекта;
- слушание песен об осени.
Этап проекта, дата | Название мероприятия | Цель мероприятия |
I этап -подготовительный 20.09. – 22.09. II этап -практический 25.09.-29.09. 02.10.- 06.10. 09.10. – 13.10. 16.10 – 20.10. 23.10.- 27.10. 30.10. – 03.11. 06.11. III этап - презентационный 07.11. | Открытие проекта «Волшебница осень» (музыка П. И. Чайковский «Времена года, Осень», «Осень» А. Вивальди) Беседа «Волшебница осень» Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», А. М. Герасимов «Дары осени». Сообщения детей об осени: «Осень золотая», «Унылая пора», п/и «Живое - неживое», «Паук и мухи», н/п игры «Стань другом природы»; «Экологический светофор»; «Времена года» Сообщения детей: «Деревья осенью» Аппликация из сухих листьев «Осеннее дерево». Рисование « Золотая осень» (с помощью ватных палочек). Рисование «Ветка рябины осенью» Д/и «Одень дерево», «Опиши словами осень», «Осень в лесу», «Вспомни и назови», «Один – много», «Будь внимательным!», «Осенние деревья», «Подбери действие», «С какого дерева листок?» Детские сообщения: «Грибы бывают разные» Пластилинография «Грибная полянка» Чтение художественной литературы В. И. Даль «Война грибов с ягодами» Д/и «Грибная корзинка», «Грибники» Описательные рассказы: «Грибные загадки» Детские сообщения «кто такие насекомые?», «Куда исчезают насекомые осенью?» Загадки – описания о насекомых «Угадай кто?» Рисование «Бабочки» Поделка «Стрекоза» Д/и «Как появляется бабочка», «Бегает, прыгает, летает», «Мир теней», «Собери насекомое» Чтение «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост» Д. Н. Мамин – Сибиряк. Просмотр мультфильма «Путешествие муравьишки» Детские сообщения: «Почему птицы улетают на юг?», «Зимующие птицы», «Какие птицы прилетают к нам зимовать?» Аппликация «Синица» Рисование «снегирь на ветке рябины» Чтение стихов А. Фет «Ласточки, пропали…», М. Горький «Воробьишко» Составления описательных рассказов о птицах (снегире, синичке, ласточке, цапле) «Загадай загадку» Д/и «Прилетели птицы» Детские сообщения «Зайцы готовятся к зиме еще осенью». «Как белка готовится к зиме?», «Как еж встречает зиму?» Лепка «Заяц в движении» Рисование «Лисица». Д/и «Чей хвост, чья морда, чьи уши?», «У кого кто» Составление рассказов - описаний о лисе, волке, лосе, медведе «Загадки о животных» Чтение художественной литературы С. Г. Козлов «Зимняя сказка». П/и «День и ночь», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди» Детские сообщения: «Во саду ли, в огороде», «Осень - запасиха» Составление рассказов – описаний об овощах и фруктах (яблоко, груша, морковь и др.) Лепка из соленого теста «Корзина с овощами» Натюрморт «Яблоко на блюде» Чтение художественной литературы Д. Родари «Чиполлино», Украинская народная сказка «Колосок». Рассказ Л.Толстой «Косточка» Д/и «Какой сок?», «Назови варенье», «Вкусный пирог» п/и «Цветы» ,«У меня в огороде»(с мячом) Выставка «Щедрые дары осени». Подведение итогов проекта. | Постановка проблемы Познакомить с идеей и обсудить проект. Показать красоту осени через произведения искусства - классической музыки, репродукции картин известных художников Расширить представление детей об осени и сезонных изменениях. Познакомить детей о том, как зимуют хвойные и лиственные деревья. Научить изготавливать аппликацию из листьев, развивать фантазию воображение. Развивать творческие способности нетрадиционным способом рисования, передавать краски осени при помощи смешивания цветов Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности ветви рябины: строение ветви, формы и окраски листьев, ягод. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). Развивать речь, внимание, память, мышление через дидактические игры Закрепить знания о грибах, их разновидностях о безопасном поведении в лесу. Совершенствовать навык работы с пластилином в технике растирания по форме. Закрепить знания детей о названиях грибов, их строении Формировать умение детей узнавать грибы по описанию, развивать связную речь. Сформировать у детей представление о насекомых и как меняется среда обитания осенью. Закрепить знания о насекомых, их пользе для природы. Совершенствовать навык составления описательных рассказов по плану - схеме о насекомых (бабочке, пауке, божьей коровке) Обучить технике монотипии Учить мастерить из бросового материала Дать представление детям о сезонных изменениях в жизни птиц. Закрепить представление о зимующих и перелетных птицах. Показать взаимосвязь насекомых и птиц в природе. Учить детей выделять характерные признаки птиц. Развивать у детей воображение, умение выполнять аппликацию способом симметричного вырезания. Продолжать развивать творческие способности через продуктивную деятельность Совершенствовать навык составления описательных рассказов по плану-схеме о птицах. Закрепление употребления предлогов в предложениях. Продолжать расширять представление детей о сезонных изменениях в жизни диких животных. Формировать умение рисовать методом тычка. Совершенствовать навык составления описательного рассказа, развивать связную речь. Расширять представление детей о сезонных изменениях в жизни человека. Познакомить детей с условиями и способами хранения овощей, ягод и фруктов. Совершенствовать навык составления связного рассказа – описания, развивать связную речь. Познакомить детей с технологией изготовления овощей из соленого теста. Формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности через развитие продуктивной деятельности |
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы: тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей. Организация различной детской деятельности по теме положительно повлияла на развитие коммуникативных способностей детей и познавательного интереса. У детей сформировались элементарные экологические знания и культура поведения в природе, повысился уровень наблюдательности и интереса к явлениям и объектам природы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители приняли активное участие в выставке и её подготовке, помогали детям готовить сообщения по тематике проекта. |