Деятельность школьного психолога в рамках ФГОС.
Деятельность школьного психолога традиционно строилась по следующим направлениям:
Диагностическое;
Коррекционно-развивающее;
Организационно-профилактическое;
Консультационно-просветительское.
Этот перечень охватывает весь спектр проблем, решаемых педагогом-психологом в рамках своей деятельности. Однако с введением новых образовательных стандартов внутри каждого направления произошли изменения содержания и целей. Деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, стала более конкретной и измеримой. Психолог получил новые обязанности. Теперь он отвечает за измерение результатов обучения, то есть, в частности, за определение уровня УУД учащихся. Мониторинг оценки личностных и метапредметных результатов является одной из главных составляющих системы работы психолога в условиях реализации ФГОС.
На данный момент приоритетной в работе школьного психолога является психолого-педагогическое сопровождение реализации основной образовательной программы.
Модель психолого-педагогического сопровождения основной образовательной программы в МБОУ «Сар-Майданская СОШ»
Целью психолого-педагогического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамику его развития в процессе школьного обучения.
2. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, самоопределению и саморазвитию.
3. Создание условий для оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении и проблемы в психологическом развитии.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:
1. Поступление ребенка в школу (1 класс).
На данном этапе приоритетной задачей является успешная адаптация ребенка к образовательному процессу. Поэтому в сентябре с учащимися 1 класса проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня адаптации.Так же с сентября начинается групповая коррекционно-развивающая работа по программе «Психологическая азбука».
С родителями первоклассников ведется просветительская и консультационная работа, направленная на ознакомление с особенностями адаптационного периода.
2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-3 классов.
Работа на данном этапе предполагает углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся,их индивидуальных особенностей и склонностей, потенциальных возможностей. Также проводится выявление причин и механизмов нарушений в процессах адаптации, развития и обучения. Психологическое просвещение родителей и педагогов о возрастных особенностях детей.
3. Психологическое сопровождение учащихся 4-го класса.
На данном этапе большое внимание уделяется мониторингу личностного развития учащихся, прогнозирование степени успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе. Основной формой работы в преемственности начального и основного звена школы - является ППК. На комиссии рассматриваются актуальные проблемы ребенка и разрабатывается программа его дальнейшего развития. На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы в учебной деятельности, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т.п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа. Данные о каждом ученике, занесенные в «Индивидуальную психологическую карту» передаются классному руководителю 5 класса.
Психологическое сопровождение в начальной школе является основой эффективной социализации ребёнка; оно направлено на профилактику детских конфликтов, развитие учебной мотивации, обучение навыкам совладания с негативными переживаниями.
Таким образом, психологическое сопровождение в начальной школе способствует успешной социализации каждого ребёнка и оптимизации всего образовательного процесса в целом.
Педагог-психолог: Т.А.Рязанцева