Обобщающее занятие по развитию речи
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Активизация словаря по теме “Домашние животные и их детеныши”;
Совершенствование лексико - грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи;
Развитие речевого внимания;
Развитие зрительного восприятия;
Развитие мышления;
Развитие мелкой моторики рук;
Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.
Раздаточный материал:
Картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши” по количеству детей, мяч,
Предварительная работа:
Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.
Ход занятия
Организационный момент.
Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
Корова жуёт жвачку.
Имитировать жевание.
Котенок зевает.
Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».
Упражнения для щёк и губ
Бульдог сердится.
Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.
Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.
Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
Кошка лакает молоко.
Кошка облизывается
Повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть вправо – нижнюю губу.
2. Рассматривание картинок “Домашние животные”.
Отгадывание загадок.
Ходят модницы за речкой -кудри белые колечком.А зимой из их кудряшек. бабушка носочки вяжет. (ОВЦА)
С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, Лыко дерёт, А лаптей не плетёт. (КОЗА)
Я скачу, скачу. Грива вьётся на ветру. Кто это? (ЛОШАДЬ)
Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (КРОЛИК)
У порога плачет, коготки прячет,Тихо в комнату войдёт,Замурлычет, запоёт. (КОШКА)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк. (СОБАКА)
Вместо носа пятачок,Вместо хвостика крючок.«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,«Здравствуйте!» — он говорит. (СВИНЬЯ)
Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. (КОРОВА)
(Слайды с изображением домашних животных. )
В: Кто это?
Ответы детей:
Это овца. | Это коза. | Это лошадь. |
Это кролик. | Это кошка. | Это собака. |
Это свинья. | Это корова. |
А теперь посмотрите на всех животных внимательно. Как можно назвать их одним словом? (Слайд).
Д: Все эти животные домашние.
В: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?
Д: Потому что они живут рядом с человеком. ( Слайд).
В: Верно.
3. Лексико-грамматическая игра “Что человек получает от домашних животных?”
В: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.
Какую пользу приносят:
собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова.?
Ответы детей: (Слайды).
Собака охраняет дом.
Свинья дает человеку мясо.
Овца дает мясо и шерсть.
Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
Кошка ловит мышей и крыс.
Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
Корова дает человеку молоко и мясо.
В: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.
4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд).
Котенок – шалун
Котенок мамочку зовет (Дети соединяют пальцы обеих рук)
Мяу - мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока (Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы)
мало - мало, мало – мало.
Покормит мама молочком (Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону)
Свернется маленьким клубочком (Потирают кулачок о кулачок)
Потом с клубочком поиграет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
И нитку быстро размотает (Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга)
5. Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”
В: Ребята, а давайте с вами поговорим о том, кто как голос подает: (Слайды).
Свинья – хрю-хрю – хрюкает.
Кошка – мяу – мяукает.
Корова – му – мычит.
Собака – аф- аф- лает.
Овца – бе – блеет.
Лошадь – иго-го – ржет.
В: Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.
6. Дидактическая игра “Кто что ест?”.
В: Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Слайд с изображением жив и их еды).
В: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?
Ответу детей:
Собаку угостим мясом.
Кошку угостим рыбой.
Корову угостим им сеном.
Лошадь угостим овсом.
Козу угостим капустой.
Свинью угостим яблоками.
Овцу угостим травой.
В: Молодцы! Все животные теперь сытые.
7. Физкультминутка. Развитие общей моторики.
В: А сейчас мы немного отдохнем.
Дети встают на ковер и выстраиваются в круг, повторяют движения за воспитателем.
Села кошка под кусточек,(Приседают).Мяса скушала кусочек.(Поглаживают свой животик).Встала кошка, потянулась,(Встают, потягиваются).Ее шерстка развернулась.(Поглаживают по голове соседа).
8. Дидактическая игра “ Один- много”. (Слайды).
Корова - коровы. Кошка – кошки.
Собака - собаки. Свинья - свиньи.
Коза - козы. Овца – овцы.
9. Дидактическая игра “Назови ласково”. (с мячом)
Собака - собачка. Кошка- кошечка. Коза - козочка...
10. Дидактическая игра “Чей? Чья? Чьё?”.
В: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду называть часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела.
- Чей это хвост?
- Это коровий хвост.
- Чья это голова?
- Это собачья голова.
- Чья это грива?
- Это лошадиная грива.
- Чьи это усы?
- Это кошачьи усы.
- Чей это глаз?
- Это овечий глаз.
11. Дидактическая игра “У кого кто?”
В: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками).
В: Теперь проверим. Кто у кого?
Ответы детей: (Слайды).
У кошки – котенок.
У лошади – жеребенок.
У собаки – щенок.
У коровы – теленок.
У овцы – ягненок.
У свиньи – поросенок.
У козы – козленок.
В: Правильно, ребята, теперь все детки нашли своих мам. Уберите картинки в конверт.
12. Итог занятия.
Анализ работы детей.
В: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Д: Мы сегодня говорили о домашних животных и их детенышах.
В: Что нового мы узнали про них?
Д: Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу приносят они людям, как называют их детенышей.
В: Вы молодцы! Занятие окончено. Отдыхайте.