Экологический проект «Земля - наш общий дом»
в старшей группе
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
По числу участников: групповой.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
По времени проведения: : долгосрочный (1.04.2019- 16.12.2019)
Актуальность темы .
Частью нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с планетой Земля – нашим общим домом. Дети должны знать, что наша планета – живой организм. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа .Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям легче в дошкольном возрасте, в дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека намного сложнее. Осознанно правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней, на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Включаясь в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдая за животными, ребенок становится отзывчивым, воспитываются гуманные чувства.
Мы считаем, что экологическое образование необходимо с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цель: совершенствование представлений о планете Земля, о её ресурсах; знакомство со странами и континентами планеты Земля,
углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, формирование чувства сопричастности ко всему живому на Земле.
Воспитание любви к большой, многонациональной родине – России. Воспитывать любовь и уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа, толерантное отношение к представителям других национальностей.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у детей понятие о Земле как планете:
Познакомить с многообразием народов, живущий на планете;
Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
Вовлекать в природоохранную деятельность;
Формировать навыки исследовательской деятельности;
Развивающие:
Развивать воображение, мышление;
Развивать умение сравнивать и анализировать;
Развивать умения и навыки экологически безопасного для природы поведения;
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках;
Развивать умения и навыки использования бросового материала.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну;
Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально-положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы;
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
Предполагаемые виды деятельности:
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка
и самостоятельная деятельность детей
Экскурсии и наблюдения
Чтение художественной литературы
Изобразительная деятельность
Конструирование
Игра
Досуги и развлечения
Ожидаемые результаты:
Сформированность у детей знаний о планете Земля, названий материков, её природных ресурсах, народов . Умение детей самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры.
У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Ресурсы:
1. Информационные:
фото-видео материалы;
библиотечный фонд;
Уголок экологии
и экспериментирования в группе.
2. Дидактическое обеспечение:
дидактические игры;
настольные игры;
подбор иллюстраций по теме;
презентации по теме;
3. ИКТ:
ноутбук;
фотоаппарат;
музыкальный центр;
проектор;
Показатели результативности:
в ходе реализации проекта дети:
узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
повысится процент заинтересованности родителей, вследствие чего они станут активными участниками проекта.
в ходе проекта педагог:
осуществляет инновационную деятельность;
повышает свой профессиональный уровень.
в ходе проекта пополнится предметно-развивающая среда группы:
познавательной литературой, оборудованием для экспериментирования, фотоколлажами, дидактическими пособиями, картотеками ребусов и кроссвордов, самодельными журналами и книжками о путешествиях по нашей планете.
Стратегия реализации проекта «Земля- наш общий дом»
Этапы/сроки | Содержание работы |
Подготовительный 1-15 апреля | 1. Документально-организационная работа: Выбор темы и составление паспорта проекта; Определение целей и задач проекта; Составление перспективно- тематического плана проекта; Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей; Оповещение родителей о предстоящем проекте; Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта, анкетирование; Обеспечение условий для реализации проекта; Осуществление контроля над реализацией проекта. |
Практический (основной) 25.04.2019-6.12.2019 | Работа с детьми Тематические беседы, занятия по теме проекта с использованием ИКТ; Знакомство детей с художественными произведениями детских писателей; Заучивание стихов о природе; Знакомство детей с подвижными, дидактическими играми; Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов на тему: «Земля- наш общий дом!», «Берегите природу!»; Экскурсия в планетарий; Экскурсия в музей; Исследовательская деятельность «Смена дня и ночи» Творческая деятельность: - рисование «Планета Земля- глазами детей», - коллективная аппликация «Земля -наш дом », - лепка «Животные и растения разных континентов», - коллективная работа «Земля –наш дом!» Инсценировка «Традиции наших предков» Оформление выставки совместного творчества «Экологические знаки» Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия» Работа с родителями Оформление папки- передвижки «Планета Земля»; Памятка «Воспитание экологической культуры у дошкольников»; Совместная акция «Сохраним город чистым» Совместная акция «День разноцветных букетиков» Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия»; Выставка совместного творчества «Экологические знаки» Индивидуальные беседы о значимости экологического воспитания для детей Анкетирование. |
Итоговый (9.12.19- 13.12.19) | Обработка результатов по реализации проекта, внесение поправок, дополнений; Оформление материалов, подготовка отчётности; Презентация проекта для обобщения и распространения опыта работы. |
Этапы реализации проекта «Земля – мой дом»
1 этап. Подготовительный.
Сроки | Мероприятия проекта | Проектирование предметной среды |
Апрель (1 неделя) | .Документально-организационная работа: Выбор темы и составление паспорта проекта; Подбор иллюстративного материала по теме, художественных произведений для чтения, загадок, аудиозаписей; Оповещение родителей о предстоящем проекте; Подготовка памяток, рекомендаций, консультаций для родителей по теме проекта. | |
(2-3неделя) | Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей. Диагностика ребёнка, через, беседы, рассматривание картин, иллюстраций. Разгадывание загадок о Земле, Солнце, Звездах, дожде; | дидактические, экологические игры, картины, иллюстрации. |
2 этап. Основной.
Сроки | Мероприятия проекта | Проектирование предметной среды |
В течение всего проекта | Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций к произведениям | Н. Носов «Путешествие Незнайки», Н.Носов «Как ворона на крыше заблудилась». М. Зощенко «Великие путешественники» В.В. Бианки «Лесная газета» Я.Драгунский «Земля» Я. К. Голованов «Дорога на космодром», · В. Кащенко «Созвездие драконов», · П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», · О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Т.А.Шорыгина «Родник» Л.Квитко «На песке» Токмакова «Деревья в стихах». В. Степанов «Птицы в стихах. В. Степанов «Животные наших лесов». Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». В. Бианки «Лесной хор». |
В течение всего проекта | Беседы: Что такое природа? Живая неживая природа» «Строение земли», «Что такое горы», «Извержение вулкана». «Мусор Земле не к лицу…» «Можно ли просверлить Землю насквозь?», «Что мы знаем о воде?», Значение воды в жизни всего живого на земле» «Комнатные растения и их роль в жизни человека» «Лесные правила», «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека» «Мы все жители планеты Земля» «Хорошо там, где не мусорят» | Т.А. Шарыгина «Беседы о природных явлениях и объектах», М, «Сфера» 2015г. «Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2016г. |
Май | . Рассматривание иллюстраций, плакатов, альбомов на тему: «Земля- наш общий дом!», «Берегите природу!» «Животные разных стран», | Иллюстраций, плакаты, альбомы на тему: «Земля- наш общий дом!», «Берегите природу!» |
Сентябрь-октябрь 2019 | Экскурсия в планетарий. Рассматривание глобуса, географических карт. Чтение энциклопедий по теме «Планета – земля». Экскурсия в музей | Интерактивное путешествие «Наша планета _Земля» Глобус, географические карты, познавательная литература Коллекция экспонатов в музее. |
В течение всего проекта | Прослушивание песен: А. Ведищев «Песенка про медведей», В. Мигуля «Земля в иллюминаторе» «Разноцветная планета» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой), «Мир вам, люди!» (муз. Б. Савельева, сл. М.Пляцковского); Прослушивание звуков природы; Прослушивание П.И.Чайковский «Времена года» | Диски, карты памяти с песнями, музыкой о земле |
Заучивание стихов о земле: «Дом Земли»Ю. Демянская. «Общий дом» В. Орлова. | Художественная литература | |
Дидактические игры: «Стань другом природы!» «Про растения», «Животные», «Во саду ли в огороде», «Экологические пирамиды», «Пищевые цепочки». Съедобное - несъедобное» «Назови три предмета» «Узнай птицу по силуэту» «Летает, плавает, бегает»… «Кто где живёт» «Назовите растение» | ||
Экспериментирование: Игра «Утонет- не утонет?», «Растворится- не растворится» «Как увидеть воздух?» «Как ночь сменяет день» | Глобус, фонарик. Емкость с водой, полиэтиленовые пакеты, губки. | |
В течение всего проекта | Организованная образовательная деятельность: Друзья природы» «Берегите природу» «Лес – наше богатство» «Путешествие с капелькой» «В гости к Доктору - Вода » «Волшебный цветок» «Вот зима – кругом бело» | |
В течение всего проекта | Экскурсии по территории детского сада, прогулки, наблюдения. Целевые прогулки по городу «Весенний город» «Осенний город» «Зимний город» | Непосредственное общение с природой, объектами родного города |
Ноябрь | Инсценировка «Традиции наших предков» | |
В течение всего проекта | Просмотр познавательных мультфильмов о планете Земля. | Мультимедийная аппаратура и диски, альбом с рассказами и зарисовками детей по содержанию мультипликационных фильмов. |
В течение всего проекта | Творческая деятельность: Рисование «Планета Земля- глазами детей», Рисование с родителями «Экологическая эмблема ко Дню Земли» Коллективная работа «Земля –наш дом» Выставка совместного творчества с родителями «Чудеса из мусорной корзины.» | . |
3 этап. Итоговый и презентационный
Обработка результатов по реализации проекта, внесение поправок, дополнений; Оформление материалов, подготовка отчётности; Презентация проекта для обобщения и распространения опыта работы |
Анализ проекта
Проект реализован полностью. В ходе реализации проекта была продолжена работа по уточнению и систематизации знаний детей об окружающем мире, о природе родного края, по расширению представлений детей о природных явлениях, о временах года, по формированию эмоционально доброжелательного и бережного отношений детей к окружающему миру, продолжена работа по развитию воображения и творческой активности.
Информационные ресурсы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ,2015.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М.: Айрис-пресс,2016.
3. Гризик Т.И. «Познавательное развитие детей 2-7-ми лет», М., «Просвещение» 2011г.
4. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. – Издательство «Учитель»,2015.
5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. –М.: ТСфера,2016.
6. Михеева Е.В. Современные технологии образования дошкольников.- Издательство «Учитель»,2015.
7. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ, Т. Н. Карачунская, М., 2015г
8. Интернет ресурсы.