Конспект
непрерывной образовательной деятельности в старшей группе
«Морское путешествие»
ОО «Познавательное развитие»
Программное содержание:
-формировать умение ориентироваться по карте, используя понятия «север», «юг», «запад», «восток»;
- закреплять представление о глобусе, как модели Земли;
- закреплять умение находить числа больше и меньше заданного числа;
- закреплять представления о последовательности дней недели;
- формировать умение соотносить указанный час, цифры на циферблате часов со звуковыми сигналами;
- развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями (закреплять свойства жидкости на примере воды);
- развивать память, внимание, сообразительность;
- активизировать словарь: глобус, карта, стороны света, рифы, айсберг, мель, «склянки»;
- формировать желание интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей).
Материалы:
Демонстрационный: глобус; карта; картинки с изображением рифов, айсберга, мели, вулкана, острова; разрезные картинки с изображением корабля; тазик с водой; металлические предметы; буквы; «склянка»; кораблик; музыкальная запись «шторм»; игра «На что похоже?»; сундук; письмо.
Раздаточный: листы с точками от 1 до 12; простые карандаши; часы; конверты с геометрическими фигурами.
Ход.
Дети входят в группу и становятся вокруг стола, на котором заранее поставлен глобус.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: это глобус
Воспитатель: Как по- другому можно сказать?
Дети: это модель нашей Земли.
Воспитатель: Почему на глобусе так много разных цветов? Что они обозначают?
Дети: сушу, воду, льды.
Воспитатель: На глобусе есть два полюса. Какие это полюса?
Дети: Северный и Южный полюса.
Воспитатель: Как называется линия, идущая вдоль всего земного шара?
Дети: она называется экватор, он разделяет Землю на два полушария – северное и южное.
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие на необитаемый остров?
Дети: да
Воспитатель: А вот на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, соединив на листе точки по порядку от 1 до 12. Что у вас получилось?
Дети: корабль.
Воспитатель: Но чего же не хватает у нашего корабля?
Дети: иллюминаторов
Воспитатель: Нарисуйте столько иллюминаторов, чтобы их было не больше 7, но и не меньше 4.
Воспитатель: Сколько иллюминаторов нарисовал Богдан? Соня? Почему?
Дети: 5, потому, что число 5 больше, чем 4 и меньше, чем7
Воспитатель: Дети, прежде чем мы отправимся в путешествие, нужно проверить, не утонет ли наш корабль. Давайте подумаем, почему же не тонут корабли?
Воспитатель: В тазик с водой мы опустим металлические предметы? Почему они утонули, а баночка нет?
Дети: потому, что они тяжелее воды, а баночка пустая и заполнена воздухом. А воздух легче воды, поэтому баночка не тонет.
Воспитатель: Даже если в баночку поместить любые предметы, она не утонет, так как наполнена воздухом. Поэтому корабли не тонут. А тонут лишь тогда, когда в них попадает вода.
Воспитатель: Теперь мы смело можем отправляться в путешествие на необитаемый остров. Но как узнать, где он расположен? (вносится карта) Воспитатель: Это – карта. Карта – это портрет Земли. Если внимательно посмотреть на глобус, то верхняя точка обозначает Северный полюс, а самая нижняя точка – Южный полюс. Эти точки соединены линиями, которые показывают направление с севера на юг. По этим линиям можно определить северное и южное направления. А линии, которые идут вдоль экватора показывают восточное и западное направление. Значит, существует четыре стороны света: Север, Юг, Запад, Восток. На карте они обозначаются начальными буквами: С, Ю., З., В.(буквы приклеиваются на карту). По сторонам света можно определить направление движения.
Воспитатель: Куда же мы отправимся?
Дети: с востока на запад и к северу, северо – западное направление Воспитатель: Но, прежде чем отправиться в путешествие нам необходимо выбрать капитана и штурмана. Теперь мы отправляемся в путешествие.
Капитан: Полный вперед!
(воспитатель открывает картинку, где изображены рифы).
Воспитатель: На нашем пути рифы. Это рифы Понеделькины. Чтобы нам миновать эту опасность, необходимо выполнить задание.
Воспитатель: Назовите дни недели по порядку?
Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Воспитатель: Назовите дни недели в обратном порядке?
Дети: воскресенье, суббота, пятница, четверг, среда, вторник, понедельник
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием.
Капитан: Полный вперед!
Штурман передвигает корабль на карте. (Воспитатель открывает картинку, где изображен айсберг)
Штурман: Вижу айсберг!
Воспитатель: Ребята, чтобы нам не столкнуться с этой ледяной глыбой, нужно выполнить задание правильно.
Воспитатель: Вам нужно на часах перевести стрелки соответственно количеству ударов «склянки». А кто же мне скажет, что такое «склянки»?
Дети: звуковые часы на корабле.
Воспитатель ударяет в «склянку», а дети отсчитывают удары.
Воспитатель: Сколько времени на твоих часах Артем? Диана?
Дети: 7 часов
Воспитатель: Молодцы, задание выполнено правильно.
Капитан: Полный вперед!
Штурман передвигает корабль на карте. (Воспитатель открывает картинку, где изображена мель).
Звучит музыка (шторм).
Воспитатель: Всем внимание. Наш корабль сел на мель. Нас спасет только, если подует сильный ветер, только тогда мы сможем продолжить путь.
Воспитатель: А пока мы поиграем. Дети делятся на две команды. Проводится игра – эстафета «Собери картинку».
( одна команда собирает картинку ветер, другая команда – корабль с поднятым парусом)
Капитан: Полный вперед!
Штурман передвигает корабль на карте. (Воспитатель открывает картинку, где изображен вулкан).
Воспитатель: Перед нами вулкан Внимания. Сейчас нам предстоит выполнить еще одно задание.
Проводится игра « На что похоже?»
(детям даются карточки с изображенными на них геометрическими формами, дети ищут предметы такой же формы в окружающем пространстве)
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
Капитан: Полный вперед!
Штурман передвигает корабль на карте. (Воспитатель открывает картинку, где изображён остров).
Воспитатель: Внимание! Мы приближаемся к острову. Давайте выйдем и пойдем на этот остров. Никого нет. (Находят сундук).
Воспитатель: Для того чтобы открыть сундук, нужно отгадать загадку:
Пригласила чайка чаек,
Подогрела чайка чайник,
Приходите все на чай,
Сколько чаек, отвечай?
Дети: 9 чаек
Воспитатель: Теперь мы можем открыть сундук. (Находят в нем письмо). Капитан читает письмо.
«Дорогой друг. Я живу на этом острове один. Мне очень грустно. Помоги мне найти друзей!»
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь незнакомцу, давайте составим животных из геометрических форм.
Дети выполняют задания за столами.
Воспитатель: Кто у кого получился?
Дети: лиса, заяц, журавль, кенгуру, бегущий заяц
Воспитатель: Ну что же мы помогли незнакомцу, теперь у него много друзей, а нам пора отправляться назад.
Капитан: Полный вперед!
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? Вспомните, что же мы видели во время нашего путешествия.