Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Музыкальное искусство как средство духовного развития подрастающего поколения

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Музыкальное искусство как средство духовного развития подрастающего поколения .

Мир, в котором живет человек ,все более динамично меняется. Экономические, политические и социальные преобразования, происходящие в нашей стране, выявили острую необходимость подьема духовного развития подрастающего поколения. Сфера культуры признана удовлетворять возрастающие запросы различных категорий населения, развивать способности людей, обеспечивать возможности для творчества, обогащения жизни в целом. По мере роста культурного уровня народа влияние искусства на жизнь общества, его морально психологический климат, постоянно усиливается.

Фактически музыкальное искусство - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях. Музыка в этом плане выполняет особую роль как искусство ,непосредственно воздействующее на чувственный мир подростков и молодежи. Поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

В последние десятилетия произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло музыкально-эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих.

Сложившаяся кризисная ситуация в массовом музыкальном воспитании подвела к потере слушателей, что отразилось на музыкальной жизни общества. Несмотря на то, что по объему охвата населения музыкальное искусство за счет радио, телевидения, интернета носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры посещаются недостаточно интенсивно.

Общение с серьезной музыкой рассчитано именно на непосредственное ее восприятие. В результате богатство классической и современной академической традиции, фольклорная культура оказываются недоступными для понимания современного слушателя. Между тем определяющим критерием состояния музыкальной культуры общества служит отношение слушателей к музыке классических жанров.

В создавшихся условиях остро стоит вопрос о формировании и развитии музыкальной культуры подрастающих поколений с акцентизацией направленности на активное формирование личности, воспитание музыкально-эстетических ориентаций. Массовое музыкальное воспитание должно быть направлено не на приобщение к какому -либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала.

Музыкальная культура общества и личности исследуется различными научными дисциплинами: искусствоведением, музыкознанием, педагогикой, психологией, социологией, культурологией и др.

Комплексный подход к воспитанию музыкальной культуры человека охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общехудожественного и нравственного воспитания. Неразрывное единство мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Потери в художественно -творческом воспитании объединяют внутренний мир личности.

Фактически музыкальное искусство - наиболее универсальный стимулятор общественного сознания, его творческого характера, проявляющегося в общественных отношениях. Музыка в этом плане выполняет особую роль - как искусство, непосредственно воздействующее на чувственный план молодежи. Отсутствие реальных зрительных факторов, непосредственно связанных с музыкальным содержанием, обуславливает силу ее эмоционально - чувственного воздействия, глубину вторжения в духовный мир личности.

Поиск возможных путей управления формированием творческих сил человека привел исследователей к утверждению мысли о том, что именно художественное творчество является оптимальной средой для формирования художественно - творческих способностей личности. Занятия искусством (как статичными ,так и динамичными его видами),в отличие от научного творчества, культивирующие самобытное, индивидуальное отношение, рождают ту самую творческую направленность личности, которая сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека.

Музыкальное воспитание - целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание-процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, целью которого является передача опыта музыкальной деятельности(создания, исполнения, восприятия, анализа музыкальных произведений)новому поколению. Показателями эмоционально-творческого отношения к музыке являются: осознание(выделение)музыкального произведения или его фрагмента как особого эмоционального предмета в отличие от всех других предметов;

сопереживание его содержанию;

восприятие эмоциональной выразительности художественного языка;

самовыражение в художественно-творческом предмете посредством элементов художественной формы.

Таким образом, основными признаками, формирующими музыкальную культуру личности, являются:

участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности;

развитие художественно-творческих сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала;

формирование высокого уровня знаний и оценочных представлений в музыке.

Развитие художественного - образного мышления необходимо для того, чтобы человек мог взглянуть по-своему на явления и процессы окружающего мира в целом, и через это глубже почувствовать свой духовный мир.

Литература:

1.Сохор А.Н.Музыка как вид искусства. М...Музгиз.1961.134с.

2.Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности: Учеб. пособие к спецкурсу.М.:Прометей,1989.127с.

3.Тельчарова Р.А.Теория музыкально эстетической культуры личности:

проблемы и перспективы //Музыкальная деятельность и музыкально эстетическая культура: Вопросы формирования профессионал.

Культуры учителя музыки:Межвузов.сб.науч.тр.Владимир,1990.С.8-29.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области