Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методические рекомендации по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических пособий

Познакомить и дать рекомендации педагогам и родителям по развитию мелкой моторики рук.с

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Берёзка» с. Зилаир

муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Методические рекомендации

по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста с использованием дидактических пособий

Разработала:

Воспитатель

первой категории

Чигрова А.В.

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Пояснительная записка…………………………………..

Актуальность………………………………………………

Цели и задачи………………………………………………

Новизна……………………………………………………

Методы и приёмы…………………………………………

Практика

Организация работы ……………………………………………

Результативность…………………………………………………

Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

Приложение………………………………………………………………

Пояснительная записка

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств, предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы.

Предложенный материал по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста  разработаны для совершенствования умений и навыков скоординированных действий, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук у дошкольников, можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

. Данное пособие содержит материал по образовательной области «Познавательное развитие», интегрированный образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие».

Представленные методические рекомендации адресованы воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям воспитанников, посещающих ДОУ.

ВВЕДЕНИЕ

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

 Это  не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Огромное количество нервных окончаний расположено на руке и языке. Именно отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как  внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.  Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.  Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными.

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является связь  развития мелкой моторики и речевого развития ребёнка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями". Павлов говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест, в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.

Опираясь на вышесказанное и изучив материал по данной теме, мы пришли к тому, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, на сегодняшний день, актуален.

Исходя из актуальности, мы определили

Цель:

«Разработать блок занятий по развитию мелкой моторики рук, применяя различные нетрадиционные дидактические пособия».

Для достижения намеченной цели, поставили перед собой задачи:

Изучить и систематизировать теоретический материал по теме «Развитие мелкой моторики рук»

Разработать наглядно – дидактические пособия для Развития мелкой моторики рук

Разработать конспекты занятий с применением разработанных дидактических пособий для развития мелкой моторики рук.

Глава 1.Основные аспекты развития мелкой моторики рук

у детей раннего возраста

Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Значение моторики в раннем дошкольном возрасте.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

Развивать мелкую моторику рук у ребенка постепенно и последовательно. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.

Исходя из вышесказанного, мы изучили теоретический материал по теме «Развитие мелкой моторики рук» и систематизировали его, сгруппировав разные виды деятельности в блоке занятий по заданной теме. Нами было обозначено содержание, занятий и дидактического материала, которое призвано быть интересным детям, вызвать у них положительный эмоциональный настрой. Перед началом работы мы провели ряд исследований.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (начальный)

Каждому ребёнку предлагалось пройти тест, состоящий из 3 заданий, на развитие уровня речи и оценку словарного запаса. Тест состоял из заданий наглядного типа и заданий теста, разработанного известным физиологом Марианной Кольцовой.

Задания теста были таковы:

1.На стол выставлялось несколько знакомых ребенку предметов: кукла, мяч, машинка. Затем задавала наводящий вопрос « Что это?» Ребенок должен назвать предметы.

0баллов- ничего не называет

1 балл- один-два названных предмета

2 балла- три названных предмета

2.Попросить ребёнка «Покажи вот так»  (показывая один указательный палец)

0 баллов- не показывает

1 балл- показывает

3.Показывались ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, яблоко. Задавался вопрос «Что это?»

0 баллов- называет от 1- 2 предметов

1 балл- называет от 2-3   предметов

2 балла- 3-5 предметов

Оценочная таблица: 4-5 баллов - Высокий уровень развития, 2-3 балла - Средний уровень развития, 1-2 балла - Низкий уровень развития.

2 этап

Результаты теста были следующие:

В основной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:

Высокий уровень- 1 ребёнок

Средний уровень- 4 детей

Низкий уровень- 5 ребёнка

В экспериментальной группе детей показатели несколько отличались:

Высокий уровень- 2 ребёнка

Средний уровень- 6 детей

Низкий уровень- 2 ребёнок

3 этап.

По итогам тестирования, детей поделили на две подгруппы: с высоким уровнем развития речи и словарного запаса, со средним и низким уровнем развитием речи.

Основная группа детей вела свой привычный образ жизни и получала одинаковые с экспериментальной группой по программе на занятиях знания.

Экспериментальная группа вела привычный образ жизни, получала те же знания что и обычная, но плюс кроме всего вышесказанного, ежедневно, на протяжении года, в этой группе проводились занятия, направленные на развитие мелкой моторики, которые обязательным образом включали в себя:

- проведение различных пальчиковых гимнастик

- работа с дидактическими пособиями

- работа с различными тренажерами

- работа с крупами различных величин

- работа с пуговками

- работа с играми- шнуровками.

Для этого возраста использовались следующие пособия:

«Книга-развивайка» развивает мелкую моторику рук, цветовосприятие, знакомство с окружающим миром

«Тактильные дощечки и мячики, с различным наполнением» развивает осязание и тактильное восприятие предмета

«Лабиринт логика» развивает координацию движения обоих рук, логику и пространственное представление

«Тантамарески и пальчиковые дорожки» развивает внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность, воображение

«Игра разноцветные прищепки» развивает творческое воображение, память и мышление

«Настенные тренажеры» способствуют развитию координации движения рук

«Бизи – борд» осуществляет полный процесс развития мелкой моторики рук.

4 этап

В конце года было проведено повторное тестирование, целью которого являлось, показатель результата работы детей в обычной и экспериментальной группах.

Результаты теста были следующие:

В основной группе детей из 10 человек, уровень развития речи и словарного запаса составил:

Высокий уровень- 1 ребёнок

Средний уровень- 5 детей

Низкий уровень- 4 ребёнка

В экспериментальной группе детей показатели несколько отличались:

Высокий уровень- 3 ребёнка

Средний уровень- 6 детей

Низкий уровень- 1 ребёнок

Вывод: На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей и пальцев рук. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить его речь. В силу этого, в раннем дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику.

Глава 2. Роль развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно–действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. А.Н. Фролова указывает на то, что резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях. Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. К концу младшего дошкольного возраста у ребёнка происходит достаточное психическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность управления движениями пальцев рук, выполнению действий, как с крупными, так и с мелкими предметами.

Согласно выдержке из литературного источника А.Н. Фроловой, в 3,5– 4 года ребенок уже умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется зрительно-пространственное восприятие, и это позволяет детям при копировании передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными. Рисунки детей этого возраста разнообразны по сюжетам, они не только рисуют, но пытаются писать буквы, подписывая свои рисунки. В изучаемом нами источнике также указано, что рука ребенка на четвёртом году жизни освоится с множеством рамок для застёгивания – расстёгивания пуговиц, петель, крючков, молний, пряжек, липучек и т.д.; с купанием и одеванием куклы–голыша; научится стирать платочки, носочки; научится резать варёные овощи для салатов, красиво накрывать стол, складывая по-разному бумажные и полотняные салфетки; мыть за собой посуду. И всё это будет косвенно готовить руку к письму. В связи с этим, важно отметить, что, начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

На начало года был проведен диагностический тест на выявление уровня развития у детей данного возраста координации движения глаз и рук.

1.  Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

 2.Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей  руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3.  Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

Результаты теста были следующие:

Высокий уровень- 2 ребёнка

Средний уровень- 5 детей

Низкий уровень- 3 ребёнка

На данной этапе, были предложены пособия:

«Леп – бук» - развивает речь с помощью развития мелкой моторики

« Сложи картинку» - развитие зрительно – пространственного восприятия, воображения

«Кукла тренажер «Одеваюсь сама» - играя, дети осваивают различные виды застежек, знакомятся с видами одежды.

На конец года дети показали результаты значительно лучше:

Высокий уровень- 4 ребёнка

Средний уровень- 4 ребенка

Низкий уровень- 2 ребёнка

Вывод: Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов; дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов,  кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.  

Глава 3. Влияние развития мелкой моторики рук детей среднего дошкольного возраста на речь.

Средний дошкольный возраст - это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка.

У ребенка в среднем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается мышление. В игре ребенок научится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

Следовательно, у ребенка в среднем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение, так же как и восприятие, внимание и память постепенно переходит из непроизвольное в произвольное, из непосредственного превращается в опосредствованное. Формирование воображения в среднем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

В среднем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С. Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву». То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.

Таким образом, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению.

В средней группе отдается предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх.

Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».

Способность детей устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Развиваются эстетические чувства детей.

Они замечают красоту природы, звучание музыки. Ребенку в этом помогает взрослый. Внимательное, заботливое отношение к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Воспитатель постепенно развивает игровой опыт каждого ребенка, помогает открывать новые возможности игрового отражения мира, пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

На начало года с детьми был проведен диагностический тест, на выявление уровня развития активности, самостоятельности, общения со сверстниками, развитие речи.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

 - «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

- «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

- «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

 2 блок.

Упражнения на дорисовывание

- Дорисуй прямую линию;

- Дорисуй волнистую линию;

- Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

- Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

- Катание шарика.

Высокий уровень- 2 ребёнка

Средний уровень- 4 ребенка

Низкий уровень- 4 ребёнка

Для работы с детьми данного возраста были предложены следующие пособия:

«Круги Луллия» - содейтсвует расширению представлений о предметах через признаки и их проявления.

«Игра – Бук» - формирует представление о математических понятиях, речевые навыки

«Собери по образцу» = развивает умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой

« Математический планшет» - происходит знакомство детей с математическими понятиями и схемами

« Абакус» - знакомство с ментальной математикой

« Найди пару» - развивает память, воображение, ориентирование в пространстве.

Мониторинг развития детей на конец учебного года показал, что

Высокий уровень- 4 ребёнка

Средний уровень- 4 ребенка

Низкий уровень- 2 ребёнка

Вывод: Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов; дети создают в игре воображаемую ситуацию, развивают ее, экспериментируют. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.

Таким образом, объединив все дидактические пособия одним тематическим содержанием, на наш взгляд, создает возможность для развития мелкой моторики рук, воображения, памяти, речи наиболее полно и в посильной собственной деятельности.

Изучив данную тему, мы получили большой объем знаний, который помог разобраться нам в правильном подборе дидактических игр и пособий для разных возрастных групп.

Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, во взаимодействии с родителями, активно формирует интеллектуальные способности, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что в свою очередь, предполагает. Таким образом, для достижения эффективного результата работы, который виден в проявлении интереса детей к различным видам деятельности, необходимо использовать разнообразные методы и приемы по формированию тонких движений пальцев рук.

Ссылаясь на утверждение выдающегося педагога Марию Монтессори « Найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, испытывая при этом интерес и удовольствие к самой работе», стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от того что он сделал сам, давая ему при этом понять, что любую работу и любое действие можно сделать с интерес.

Литература:

1.О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬

2.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

‬‬‬ 3. ‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

4.Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008.

Приложение № 1

Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика;

Этапы разучивания гимнастики:

-Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

-Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

-Взрослый и ребёнок выполняют движения одновре¬менно, взрослый проговаривает текст.

-Ребёнок выполняет движения с необходимой по¬мощью взрослого, который произносит текст.

-Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

1.Пальчики

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Этот пальчик крепко спит

И тебе он спать велит.

2.Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас — а он — один

Эта долька — для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька — для чижа

Эта долька — для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

Он сердит на нас – беда!

Разбегайся кто куда! (Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

(Загибают большой палец руки)

(Загибают указательный палец)

(Загибают средний палец)

(Загибают безымянный палец)

(загибают мизинец)

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

(Делают испуганный вид)

(Делают движения руками в стороны)

3.Гроза

Капли первые упали,

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)

Пауков перепугали.

(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбега¬ются пауки)

Дождик застучал сильней,

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей.

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра,

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора.

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы при¬жаты к ладони).

В небе молния сверкает,

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает.

(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)

А потом из тучи солнце

(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце!

4.Пальчик — мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

(показать большой палец)

С этим братцем в лес ходил,

(поочередно соединять большой палец с остальными)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

5.Осенние листья

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

(Сжимают и разжимают кулачки.)

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

(«Шагают» по столу средним и указательными пальчиками.)

6.У зиночки в корзиночке

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина - молодец! Дети делают ладошки «корзинкой».

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Показывают большой палец.

7.Хлебопек

Булка колосом росла,

Зерном под жерновом была,

А в печи её испек

Добрый мастер хлебопёк! Дети поднимают руки вверх, покачивают ими влево-вправо.

8. Пальчики

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя. Выставляют вверх большие пальцы обеих рук.

Поочерёдно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно.

Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы.

Кулаки стучат друг о друга. Ритмичное сжимание пальцев в кулаки.

Приложение №2

Дидактические пособия

«Книга – развивайка

«Тактильные дощечки, мешочки»

«Лабиринт логика»

«Тантамарески»

«Леп - бук»

«Настенные тренажеры»

«Кукла «Одеваюсь сама»

«Бизи – борд»

Пособия для младшего возраста

Пособия для старшего возраста

Приложение №3

Комплекс конспектов ООД по развитию ММР у детей ДВ

Конспект организованной образовательной деятельности «В поисках Миши»

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

образовательные: формировать у детей умение действовать в соответствии с текстом;

формировать умение действовать по образцу, расслаблять и напрягать мышцы рук.

развивающие: развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и не традиционные методы, развивать умение координировать действия пальцев, общую координацию движений.

воспитательные: воспитывать интерес к культуре общения, к работе сообща (группой, подгруппой)

Формы работы: проговаривание и заучивание игровых стихов, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка

Средства: тарелочки на каждого ребенка, фасоль, горох, манка, солнышко, кукла маша, мишка, счетные палочки.

Предварительная работа: заучивание игр и потешек, словесные игры.

Алгоритм проведения

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся с собой и с гостями.

Игровое упражнение «Здравствуйте».

Здравствуйте, ладошки (хлопают)

Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте ножки (топают)

Топ, топ, топ.

Здравствуй, мой носик (указательным пальцем дотронуться до кончика носа)

Бип, бип, бип.

Здравствуйте, гости!

Воспитатель: Сегодня нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши пальчики.

Пальчиковая игра «Как живешь»

Как живешь? – Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь? – Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь? – Вот так! (Указательный и средний пальцы «бегут»)

Вдаль глядишь? – Вот так! («бинокль»)

Ждешь обед? – Вот так? (подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед? – Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь? – Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь? – Вот так! (хлопнуть по надутым щечкам)

Основная часть

(Стук в дверь. Вносится кукла Маша и волшебный мешочек).

Воспитатель: Ребята нам в гости пришла кукла Маша и принесла с собой мешочек (пробую открыть мешочек). Но мешочек не открывается. Ребята, Маша мне что-то мне говорит. Маша совсем не слушала Мишу, он на нее обиделся и ушел, а без него у нее ни чего не получается. Она просит вас помочь ей выполнить задания и найти Мишу. Поможем Маше? И еще она говорит, что мешочек, который она принесла, откроется после того как вы ей поможете.

Первое задание. Где фасоль, а где горох.

Воспитатель: У Маши перемешалась вся фасоль и горох. Вам нужно будет перебрать фасоль и горох в разные блюдца.

Воспитатель : Молодцы вы хорошо справились с заданием. Попробую открыть мешочек, ни чего не получается. Придется выполнять еще задание.

Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнем выполнять следующее задание, давайте поиграем.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Будем строить и играть. (Дети приседают)

Дом большой, высокий строим (тянутся руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем (прыгают на месте).

Вот какой красивый дом! (вытягивают руки вперед).

Будем жить мы в нем. (приседают)

Воспитатель: Смотрите счетные палочки. Маша просит вас выложить из счетных палочек домик. Приступим?

Второе задание. Дидактическая игра: «Выложи домик».

Воспитатель: Молодцы, какие красивые у вас домики получились. (вновь пытаемся развязать мешочек, но не удается).

Третье задание. Смотрите, солнышко. Какого оно цвета? (ответы детей) А на что оно похоже? (ответы детей). Сейчас мы и попробуем нарисовать солнышко. Рисовать мы будем на манной крупе. А наши пальчики превратятся в волшебные карандаши, и каждый из вас нарисует свое солнышко. (Все подходят к столу. Показ рисования). С чего мы начнем рисовать? (Ответы детей). После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать, лучики (дети подходят к тарелочкам с манной крупой и пальчиками рисуют солнышко). Какие красивые у вас получились солнышки! Вы просто молодцы. Маше тоже все нравится.

Заключительная часть.

Ребята вам понравилось выполнять задания? Что вы сегодня делали? (Ответы детей) А кто нам помогал? Правильно наши пальчики. Они обязательно должны трудиться, чтобы помочь язычку хорошо говорить.

Воспитатель: Пробуем еще раз развязать мешочек, и узнаем, что же он от вас прятал. Да здесь же сладости для вас лежат.

(раздаю сладости и прощаемся с гостями)

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Будут пальчики умелы, не сидится им без дела»

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развивать мелкую моторику мышц кистей рук, силу и ловкость рук, координацию и быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Задачи:

Образовательные: формировать умение применения элементам самомассажа.

развивающие: содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; совершенствовать навыки детей снимать психоэмоциональное напряжение посредством пальчиковой гимнастики.

воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально, умение доводить начатое дело до конца.

Формы работы: проговаривание и заучивание игровых стихов, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутка

Средства: карандаши по количеству детей; письмо от мышат с «фотографией»; чемодан, в котором сундучок с шоколадными монетками; шнурки для канатов, сушек, бус и прищипок; прищепки; ёмкость с бубликами-сушками; мелкие бусины.

Алгоритм проведения

(Дети стоят полукругом перед воспитателем).

- Дети, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте поздороваемся с ними.

- А сейчас я хочу загадать вам загадку:

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной –

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток! (пальцы)

- Правильно, ребята, это наши пальцы и руки. Вот о чем мы сегодня поговорим с вами на нашем занятии.

- Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Скажите мне, вы дружные ребята? (да) Тогда давайте вспомним слова, которые помогают нам не забывать об этом и помогают настроиться на работу.

Гимнастика:

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе мы друзья.

Без друзей прожить на свете

Никому нельзя!

Всем преградам вопреки

Дружба откроет любые замки!

- Вы почувствовали, что рядом находятся ваши друзья? И уже ничего не страшно, правда?

- А, что еще умеют наши пальцы и руки? (ответы детей)

- Да. Все это правильно. А как вы думаете умеют ли пальцы разговаривать? Давайте проверим.

Упражнение: «Покажи жестом»

(как позвать кого-то, поругать, попросить, погрозить, показать куда двигаться, что-то очень маленькое, любовь…)

- Ребята, что мы делаем, чтобы стать ловкими, быстрыми и сильными? (делаем зарядку и занимаемся физкультурой) Как вы думаете нужна ли зарядка для наших пальчиков? Конечно, пальцы тоже нужно тренировать. Покажем гостям одно из упражнений, которое мы делаем? Возьмите каждый по карандашу.

Упражнение: «Карандаш»

Мы катаем карандаш,

Пальцам делаем массаж.

Станут пальчики умелы –

Не сидится им без дела.

- Но мы умеем делать массаж не только пальцев, но и всего тела. Для этого есть одна очень забавная игра.

Игра-самомассаж: «Про зверят»

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.

А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.

На лбу, на ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках,

- Вот какие молодцы! Я приготовила для вас еще одну игру. Нам нужно поделиться на две команды. Команда желтых и команда красных.

Подвижная игра «Собери камушки и ракушки»

- Ребята, пока вы играли, мне принесли вот этот чемодан и вот это письмо. Интересно от кого оно. Давайте прочитаем.

По волнам плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень смелых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

- Кто же это. И куда они плывут?

Посмотрите, ребята, и фотография здесь есть. Но дело в том, что во время долгого путешествия, оборудование корабля этих мышей-моряков очень истрепалось в штормах и ураганах, запасы еды заканчиваются, а еще они обещали привести красивые подарки своим мышкам-невестам. Поэтому они просят нас о помощи. Поможем? (да). А когда мы все сделаем, то сложим все в этот чемодан и отправим по обратному адресу.

- Ну, с чемоданом и письмом мы разобрались. Пора и за дело браться! Вы не забыли, кто ждет нашей помощи? (мышки)

- Сейчас дети, которые сидят за красным столом, будут заниматься оборудованием корабля, за желтым - готовить продуктовые запасы и подарки для мышек-девочек.

Красный стол:

1. Канат-косичка

2. Собрать прищепки на веревку

Желтый стол:

1. Нанизать бублики-сушки на шнурок

2. Собрать бусы

Кто закончил, можете показать свою работу гостям и садитесь на места. Сейчас все сложим в чемодан.

Молодцы! Вы хорошо потрудились! Все что сделали, сложим в чемодан и попросим почтальона отправить его по почте мышкам, которые очень ждут нашей помощи.

- (В чемодане сундучок и записка) Посмотрите, что я нашла в середине чемодана! Это мышки оставили вам подарки за ваш труд и вашу помощь. Но как же открыть этот сундучок? Я не могу. А, здесь написано, что только дружные ребята смогут справиться с этим замком. Но мы ведь дружные! Давайте произнесем наш дружный девиз:

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе мы друзья.

Без друзей прожить на свете

Никому нельзя!

Всем преградам вопреки,

Дружба откроет любые замки!

-Закройте глаза и подумайте о своем лучшем друге. Как вы с ним играете, как друг другу помогаете, как хорошо вам вместе! Откройте глаза и громко назовите имя своего друга. А теперь посмотрим, помогло или нет.

(Сундук открывается, внутри «золотые» монеты. Дети забирают подарки и уходят из зала)

Приложение №4

Комплекс занятий на развитие ММР

«По тропинке мы шагаем»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, подвижность суставов;

- формировать умение действовать по образцу, расслаблять и напрягать мышцы рук;

- развивать умение координировать действия пальцев, общую координацию движений;

- формировать умение выполнять действия в соответствии с текстом;

- развивать речь.

Оборудование: счетные палочки, картинки с изображением кирпичиков.

Массаж рук

Дети медленно разгибают по одному пальцы правой (левой) руки, сжатые в кулак, начиная с мизинца. После пальцы опять сжимают в кулак. Трут ладони друг о друга — «греют» (5—6 движений), трясут кистями рук.

Дидактическая игра «Шагаем по дорожке»

Детям предлагаются картинки с изображением кирпичиков. Необходимо пальчиками пройти по дорожке.

Динамическое упражнение «Ножками потопаем»

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ручками похлопаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ-топ-топ.

Ручки опускаем, ручки поднимаем,

Как птички, мы летаем.

Ручками похлопаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Ножками потопаем:

Топ-топ-топ.

Мы коленки оттряхнем:

Раз, два, три!

Мы ботиночки покажем —

Посмотри!

Игровое задание «Выложи дорожку»

Педагог предлагает детям выложить дорожку из счетных палочек по образцу.

«Веселая дорога»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук, подвижность суставов, координацию движений;

- закреплять умение правильно держать карандаш. Оборудование: листы бумаги с изображением машины, цветные карандаши.

Массаж рук

Дети кладут карандаш на одну ладонь и прикрывают его другой. Катают карандаш между ладонями сначала медленно, потом быстрее: от кончиков пальцев к запястью.

Пальчиковая игра «Транспорт»

Дети по очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.

Мы с первым пальцем — малышком

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим поедем на трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим — сядем мы в такси,

Попросим в магазин нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет!

Динамическое упражнение «Грузовик»

Грузовик песок везет.

(Дети идут по кругу, изображая, что крутят руль.)

Удивляется народ:

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руки, делают удивленное лицо.)

«Вот так чудо-чудеса,

(Два раза наклоняют голову вправо - влево.)

В нем песок под небеса!»

(Тянутся на носочках, подняв руки вверх.)

Упражнение «Дорога для машины»

Педагог показывает детям изображения машин и предлагает нарисовать дорогу прямыми линиями.

«Веселые строители»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, используя умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом;

- формировать умение детей определять размер от большего к меньшему;

- закреплять умение строить, правильно соединять детали;

- развивать координацию движений, глазомер;

- формировать умение воспроизводить движения пальцами в соответствии с текстом.

Оборудование: кубики разных размеров (комплект на каждого ребенка).

Массаж рук

Дети передают массажный мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами правой руки, в соответствующие пальцы левой.

Пальчиковая игра «Построим дом»

Молоточком я стучу,

(Дети стучат кулаком о кулак.)

Дом построить я хочу.

(Складывают руки над головой «домиком».)

Вот такой высокий дом,

(Тянутся руками вверх.)

Будем жить все вместе в нем.

(Хлопают в ладоши.)

Ох-ох! Что за гром?!

(Держатся руками за голову и мотают ею из стороны в сторону.)

Муха строит новый дом.

(Складывают руки над головой «домиком».)

Молоточек, стук-стук,

(Стучат кулаком о кулак.)

Помогать идет петух.

(Идут, высоко поднимая колени.)

Постройка башни из кубиков

Педагог вместе с детьми рассматривает кубики и строит из них башню. Затем воспитанники строят ее самостоятельно.

Динамическое упражнение «Замок»

Стоит в поле теремок,

(Дети делают над головой домик из ладоней.)

Он не низок, не высок.

(Опускают руки через стороны вниз.)

На двери висит замок.

(Сцепляют пальцы «в замок».)

Кто его открыть бы смог?

(Пожимают плечами.)

Постучали, постучали,

(Постукивают ладонью о ладонь.)

Покрутили, покрутили,

(Вращают ладонями.)

Потянули и открыли!

(Потягиваются сцепленными руками в стороны и раскрывают ладони.)

«Скворечник»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом, развивать воображение, образное мышление;

- формировать умение составлять из геометрических фигур домик для птиц.

Оборудование: семена подсолнуха и тыквы, геометрические фигуры из картона, картинка с изображением скворечника, составленного из геометрических фигур, клей.

Массаж рук

Дети катают мяч ладонью правой руки вправо-влево, назад - вперед. То же — левой рукой.

Пальчиковая игра «Гнезда»

Я пройдусь по лесам —

(Дети изображают руками деревья.)

Много птичек есть там.

(Изображают птицу: перекрещивают ладони, держа их тыльной стороной наружу, сцепляют большие пальцы.)

Все порхают, поют,

(Машут руками, как крыльями, изображают двумя руками открывающиеся клювы.)

Гнезда теплые вьют.

(Складывают ладони в виде чаши.)

Игра «Угощение для птиц»

Педагог раздает детям семена тыквы и подсолнуха. Нужно разложить их по разным коробочкам: в одну положить семена тыквы, в другую — подсолнуха.

Упражнение «Домик для птичек»

Педагог показывает детям картинку, на которой изображен скворечник, состоящий из геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга). Дети по образцу делают домик для птиц из фигур.

«Чайный сервиз»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, формировать умение действовать соответственно тексту, координацию и точность движений пальцев;

- формировать умение выделять части и соединять их в целое;

- развивать сенсорные способности, зрительную ориентировку.

Оборудование: контуры чашек из бархатной бумаги, цветные нитки, контурные изображения половинок чашек и тарелок разных цвета и размера.

Массаж рук

Дети прижимают карандаш, лежащий на столе, кончиком каждого пальца по очереди левой и правой руки.

Пальчиковая игра «Посуда»

Раз, два, три, четыре, —

(Дети поочередно хлопают и ударяют кулаками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одной ладонью скользят по другой круговыми движениями.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибают пальцы по одному, начиная с большого. Так мы маме помогали! Ударяют кулаками друг о друга, хлопают в ладоши.)

Дидактическая игра «Выложи узор из ниток»

Педагог показывает детям, как из ниток можно выложить узор (круг, завиток, линия) и предлагает украсить чашечки.

Дидактическая игра «Собери целое»

Педагог показывает детям две половинки тарелки и говорит, что у Мишутки разбилась вся посуда, и он просит детей помочь собрать ее из половинок. Дети соединяют контурные изображения половинок чашек и тарелок.

Педагог обращает внимание на цвет и размер предметов.

«Хитрая лисичка»

Направление: развитие мелкой моторики рук

Вид деятельности: развитие мелкой моторики рук с применением различных методов и игр.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Задачи:

- развивать мелкую моторику, используя умение расслаблять и напрягать мышцы рук;

- учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: коробка с песком (настольная песочница), игрушечные деревья, куклы лиса и заяц из пальчикового театра.

Массаж рук

Дети обрисовывают тупым концом карандаша ладонь, лежащую на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

Дидактическая игра «Лес»

Педагог показывает детям коробку с песком и предлагает сделать в ней сказочный лес: расположить фигурки деревьев, провести дорожки.

Пальчиковая игра «Пальчик-зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

(Дети раздвигают пальцы левой руки указательным пальцем правой.)

Ловко прыгает, как зайчик.

(Пальцами правой руки при касаются поочередно к каждому пальцу левой.)

На бревно, на пенек —

Скок да прыг, прыг да скок!

Динамическая игра «Мы с друзьями»

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки.

Вот хорошая тропинка!

(Дети ходят на месте.)

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

(Наклоняются вперед.)

А вокруг полно малины.

Пройти мимо не могли мы.

Собираем по кустам.

Здесь отличные места!

(Делают повороты влево - вправо.)

Снова мы идем по лесу.

(Ходят на месте.)

А вокруг — так интересно!

(Вытягивают руки в стороны.)

Отдохнуть пора, дружок.

Мы присядем на пенек.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области