Развитие речи у младших дошкольников с использованием камней МАРБСЛ
Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условии стандартизации дошкольного образования.
Речь-это особый вид деятельности тесто связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Речевое развитие, на мой взгляд, это одна из важнейших образовательных областей. Можно возразить, что не менее важны и другие области. Да все они важны, но полноценное развитие детей в любой из образовательных областей не возможно без речи, без общения, без коммуникативной деятельности.
На сегодняшний день, мы все чаще наблюдаем насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей.
Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.
Развитием речи детей раннего и младшего дошкольного возраста, мы должны заниматься каждый день.
Наша цель, чтобы каждый ребенок с каждым днем поднимался на ступеньку выше в своем развитии.
В своей работе мы используем методы и приемы, чтобы достичь данную цель.
Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связано с мелкой моторикой. Руки ребенка- это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами- что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать многое - играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему миру.
В своих статьях В.А. Сухомлинский подчеркивал- «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
Поддерживая высказывания великого педагога на практике, мы внедряем множество традиционных и нетрадиционных пособий, игр для развития мелкой моторики рук.
Так в своей деятельности мы используем нетрадиционную методику игр с шариками МАРБСЛ.
Шарики МАРБСЛ появились в 1980 г, в Германии - это далекий потомок именных шариков.
МАРБСЛ - это шарики овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластилина или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ни м прикоснуться, подержать в руках.
А главное их предназначение-это веселые, полезные и просты игры.
На основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей, выделили следующий методический принцип развития речи.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи, как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с пониманием окружающего мира.
Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления.
Развитие речи, нельзя отрывать от развития сенсорных и мыслительных процессов. Использование МАРБСЛ является совершенно новой идеей.
Использование камешков МАРБСЛ на практике способствует решению следующих задач:
-развитие мелкой моторики рук,
-развитие зрительно - двигательной координации,
-развитие тактильных ощущений, сенсорного восприятия,
-развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения,
-развитие творческих способностей,
-развитие игровых навыков и позитивной мотивации,
-развитие пространственных представлений,
Формирование самостоятельности инициативности.
Камешки доступный материал для развития мелкой моторики и сенсорного развития. Заниматься с ними лучше в малых группах или индивидуально.
В процессе целенаправленных занятий с данным материалом, развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.