Социальная интеграция студентов-мигрантов в условиях образовательного пространства колледжа.
В.В.Ширяева.
г.Новороссийск
В последние годы большинство социально-политических, экономических, культурных преобразований в нашей стране повлияли на общественную жизнь современного подрастающего поколения и, тем самым, породили ряд проблем в педагогических и психолого-педагогических исследованиях по вопросам социальной интеграции современной молодёжи. Актуальность исследования особенностей социальной интеграции обучающихся-мигрантов в условиях поликультурного пространства образовательной организации диктуется реалиями социально-педагогической ситуации, характеризующейся нарушениями в механизме функционирования системы образования, социальной отстраненностью и маргинализацией молодежи, одновременно возникают сложности адаптации обучающихся-мигрантов к новым социокультурным ценностям. В настоящее время в российском обществе ещё не выработан эффективный механизм социальной саморегуляции, возрастающая социальная поляризация обозначает потребность в унификации отношения к процессу социализации. Преобразовательные процедуры в обществе чаще всего увеличивают своё отрицательное влияние на упорядочивание взаимоотношений между молодым человеком и социумом. Реформирование институтов социализации, таких, как школа, семья, детские и молодежные организации, находит отражение, в первую очередь, на уровне социальной адаптации поколения современной молодежи. В наши дни, возможно обнаружить духовно-правовой коллапс, сопровождающий преобразование российского общества и ведущий к тому, что молодёжь, не имея завершенного резистентного мировоззрения, неспособная сопротивляться негативным реалиям, становится на путь цинизма, безверия и безразличия. И это в тот момент, когда от молодого поколения зависит судьба будущего, реформы нашего общества, его нравственное и духовное благосостояние, культурное развитие. Задачи повышения доступности социализации студентов колледжа для успешного вовлечения их в социальную практику отражены в Федеральной государственной политике в сфере образования на 2016-2020гг., а так же определенные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации и Концепции социально-экономического развития. Немаловажным является направление, отвечающее Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015г.), которое «обеспечивает формирование общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающий интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе"1. Особое внимание в данных документах уделяется проблемам позитивной социализации подрастающего поколения и формированию у него ключевых компетенций.
Для успешного профессионального становления современным будущим специалистам необходимо получать качественное воспитание, основанное на взаимном обучении, групповой работе, моделировании и коучинге, совместном решении проблем и конструктивном риске. Способность учиться и работать, как член команды становится еще более важным в обществе, где знания расширяются с невероятной прогрессией. Сотрудничество, совместное обучение и взаимозависимость занимают важное место среди самых желанных качеств, для успешного сотрудничества.
В том числе мы делаем акцент на обучающихся-мигрантах, когда люди присоединяются к новому сообществу, изменения занимают центральное место в процессе их интеграции. Проблема исследования заключается в том, что сфера образования в рамках системы воспитательной работы в поликультурном регионе бросает вызов для разрешения специальных культурных проблем, а условия социокультурного пространства каждого региона выдвигают перед системой воспитания специфические цели и задачи.
Вопреки тому, что Российская Федерация является государством с огромными потоками миграционных перемещений, вопросы интеграции мигрантов остаются открытыми малоизученными явлениями. Советские ученые придерживались исследования мигрантов с позиций демографии, экономики, истории, статистики. Современная российская наука поэтапно использует новый западный научный опыт в изучение не только процессов миграции, но и интеграции мигрантов, адаптируя его под российские реалии.
Основу теоретико-методологических исследований данной проблемы составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций:
- аксиологического и социокультурного подходов (В.Ю.Леденева);
- теория структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон, Г. Спенсер);
- теория миграционной цепи, позволившая рассмотреть влияние нематериальных ресурсов в сообществах, которые способствуют социальной интеграции индивида, их социальному развитию (Г.Лоури);
- личностно-деятельностного подхода (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская);
- формирующего подхода (Лихачев Б.Т., Филонов Г.Н.);
- концепция социальной изоляции (Рут Левитас);
- концепция целостного учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, З.И. Васильева, М.А. Данилов, B.C. Ильин, Э.И. Моносзон, Г.Н. Филонов, Э.Г.Костяшкин).
- теория социальных изменений (А. Портес, В. Бадер)
По мере распространения информационных технологий повсеместно все чаще ставится под сомнение актуальность традиционного подхода воспитательной системы в рамках образовательного пространства колледжа, подчеркивается необходимость ее изменения и необходимость поиска средств и механизмов, посредством которых желаемое изменение может быть достигнуто. Новые обстоятельства влекут за собой и новые возможности, вызовы, которые должны быть исследованы. Система воспитания, образно говоря, имеет два уровня. На макроуровне, во взаимоотношениях «образование-общество», происходят децентрализация и диверсификация, интернационализация образования и внедрение цифровых технологий. На микроуровне во взаимоотношениях «учитель-ученик» существует активное сочетание традиционных и инновационных методов, сочетание деятельностного подхода с подходом энергоинформационной среды, познания с конструктивизмом и коннективизмом.
В качестве одной из основных проблем современной педагогики можно обозначить отсутствие эффективных механизмов развития интереса студентов колледжа, направленного на развитие личностных активных компетентных способностей обучающихся. В современном мире из-за отсутствия достаточно развитого критического мышления у студентов происходит подмена ценностных ориентаций на «социально-престижные» потребности.
Исследование проблемы социальной интеграции студентов-мигрантов в условиях поликультурного образовательного пространства образовательной организации требует комплексного анализа цепи проблем.
Исследование проблемы требует освещения следующих теоретических вопросов:
- определение общего состояния проблемы, степени интенсивности процессов социальной интеграции в системе среднего профессионального образования, а также основных факторов, определяющих современное состояние процессов социальной интеграции студентов-мигрантов в современном российском обществе;
- специфики статусно-ролевого положения студентов-мигрантов системы среднего профессионального образования, выявлению наиболее значимых факторов, определяющих способ отношения студентов-мигрантов к протекающим в обществе процессам, их способ и уровень социальной интеграции;
- теоретического исследования социальной интеграции студентов-мигрантов образовательных организаций.
Таким образом, раскрытие проблемы требует не просто определения существующих тенденций социальной интеграции студентов-мигрантов, либо отсутствия успешной социальной интеграции, но и выявления основных факторов, определяющих её скорость и направленность.
Список литературы.
Артюхов А. С. Социализации личности // Россия и мир: гуманитарные проблемы. СПб, 2004. Вып. 8.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
Мукомель В.И. Миграционная политика и политика интеграции: социальное измерение // Россия реформирующаяся. Ежегодник - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 250-272.
Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015г. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
Швецова А.Д. Исследование феноменологии социальной интеграции в отечественной и зарубежной науке.//Сборник трудов конференции. СГУ – 2017г. – с. 182-186.
Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29.05.2015г. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"