Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка "Паспорт мини-музея "Народные промыслы" старший дошкольный возраст.

Создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным творчеством. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с различными видами народного декоративно-прикладного творчества. Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление образования города Калуги

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №12 "Ромашка" города Калуги

Паспорт мини - музея

"Народные промыслы"

(старший дошкольный возраст)

Составила воспитатель:

Лубяненко Наталья Александровна

Пояснительная записка

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.   Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.   Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда. Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа.

И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. А если музей будет находиться рядом? Наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, возникла идея создания мини-музея «Народные промыслы» в группе.

Актуальность:

Предметы народно-декоративного творчества всегда вызывали у меня восхищение и огромный интерес с художественно эстетической стороны. Но как бы то ни было в наше время важное значение имеет и патриотическое направление в воспитание детей.

Я думаю, что именно народное искусство, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос в том, как и какими методами воспитывать. Я выбрала путь, который показался мне самым верным - знакомство детей с нашими русскими народными традициями, воспитание их на богатом материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами России. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. И для решения этой проблемы, имея небольшие художественные способности в рисование и лепке, я решила предоставить детям эту возможность, познакомить с историей народного декоративно-прикладного искусства, подарить детям радость художественно-эстетического творчества. И наше путешествие в мир красоты и доброты началось.

Я считаю должным показать детям именно такой мир, мир который способствует гармоничному развитию ребенка. Невозможно не отметить красоту Хохломской росписи, а рассматривая дымковские и филимоновские игрушки хочется улыбнуться, теплотой и нежностью пропитано все творчество народных мастеров.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к произведениям народного творчества, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик к объектам культурного наследия нашей страны.

Цель создания мини-музея

Создание условий для ознакомления детей с народным декоративно-прикладным творчеством.

Задачи мини-музея

Образовательные:

Познакомить детей с различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

Научить различать виды декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.

Развивающие:

Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Обогащать словарь, составлять рассказы-описания, сказки.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитывать чувства патриотизма, любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Воспитывать аккуратность при работе, с различными материалами для художественно-эстетического труда.

В основу решения задач были положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Содержание и экспонаты

Подготовительный этап (планирование мини-музея)

В августе 2018 года коллектив нашей старшей группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, выбрали место для размещения. Наметив перспективы создания мини-музея, разработали следующий алгоритм.

Алгоритм создания мини-музея

«Народные промыслы»

выбор темы мини-музея;

определение места размещения мини-музея;

планирование экспозиций;

выбор дизайна оформления мини-музея;

подбор экспонатов;

оформление паспорта мини-музея;

разработка календарного планирования мини-музея.

Практический этап (создание мини-музея)

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

1. Совместно с детьми была выбрана тема мини-музея – «Народные промыслы».

2. Мини-музей располагается на полках стеллажа приемной комнаты.

3. Мини-музей располагает постоянными и сменными экспозициями.

4. Выбор дизайна оформления мини-музея осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музея.

5. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов для мини-музея, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

6. На этапе создания проекта, воспитатели разработали паспорт мини-музея «Народные промыслы».

7. Также было разработано календарное планирование в мини-музее на 2018 – 2019 учебный год.

Предполагаемые результаты

Комплексно реализовать задачи следующих образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".

С помощью музейных экспозиций сформировать у детей знания о различных видах народных промыслов.

Активизировать родителей в участии воспитательно-образовательного процесса.

Правила поведения в мини-музее

в нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;

рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

можно и даже нужно задавать вопросы;

можно пополнять музей новыми экспонатами.

Перечень экспонатов мини-музея

«Народные промыслы»

Название

экспоната

Дата

поступления

Постоянное, временное хранение

Ф.И.О представившего экспонат

Перспективный план мини-музея на 2018 -2019 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Содержание и формы

деятельности

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

Путешествие по народным промыслам.

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.

Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Посещение мини - музея «Русская изба» в детском саду.

Создание папки - передвижки «Народные промыслы».

Создание тематических альбомов «Народные промыслы».

Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини- музей в детском саду.

Экскурсия-знакомство совместно с детьми.

Наглядно-информационный стенд «Народные промыслы, их истории  и современное развитие».

Октябрь

«Дым из труб идет столбом, словно в дымке все кругом» (дымковская роспись).

Закрепление знаний об истории и традициях народного промысла - Дымковская игрушка.

Совершенствование приемов лепки пластическим способом, рисование элементов на объемной фигурке дымковской лошадки.

Составление коллективной композиции.

Просмотр презентации "Золотые руки дымковских мастеров". Лепка и роспись дымковского коня, барышни; составление коллективной композиции.

Экскурсия в школу искусств.

Создание папки-передвижки "Волшебная дымка".

Консультация «Весёлые игрушки из вятской деревушки».

Выставка познавательной литературы «Хочу всё знать о дымке».

Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

«Барышни-франтихи»

Учить расписывать более сложные по форме дымковские изделия; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими, учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи куклы, формировать умение делать полу объёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

Конструирование + рисование

«Весёлая ярмарка» (коллективная работа).

Продолжить знакомство детей с дымковскими сюжетными изделиями, их содержанием и художественными особенностями; упражнять в составлении сюжетных композиций, расписанные детьми.

Рисование + аппликация

«Волшебная Птица».

Учить детей лепить из целого куска. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Лепка

Ноябрь

Филимоновские свистульки. (филимоновская роспись).

Познакомить детей с возникновением промысла глиняной игрушки в с. Филимоново.

Показать детям разнообразие форм изделий филимоновских мастеров, с  особенностями украшающих их узоров.

Особенности филимоновской игрушки, сравнение с дымковской.

Презентация и рассказ об истории создания промысла.

Лепка и роспись филимоновских свистулек; составление коллективной композиции.

Создание папки-передвижки и буклета «Филимоновская игрушка».

Мастер-класс по изготовлению игрушек для музея.

«Филимоновские олени и коровки»

Учить лепить фигурку из целого куска глины, вытягивая и прищипывая мелкие детали, передавать особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку.

Рисование

«Филимоновский табунок».

Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Закреплять умение рисовать кистью, используя в узоре только три цвета.

Лепка

Декабрь

«Золотая хохлома»

Познакомить с новым видом народного искусства-золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (травка, завитки, ягоды, цветы, листья, усики ), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный, немного зеленого).

Рассматривание расписных изделий хохломских мастеров.

Создание тематического альбома "Хохломская роспись".

Украшение бумажной посуды под хохлому.

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о хохломе.

Создание папки-передвижки и буклета «Золотая хохлома».

Проект «Семейные реликвии».

Эстамп « Хохломской завиток».

Учить рисовать при помощи стеки элемент хохломской росписи – завиток на квадратной форме покрытой тонким налепом пластилина.

Лепка

«Хохломская ложка»

Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и украшать им изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Рисование

«Роспись посуды»

Учить составлять узор из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Рисование

Январь

«Незабудковая гжель»

Познакомить с историей создания гжельского народного промысла. Закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

Подготовка тематического альбома «Незабудковая гжель».

Изготовление д/и «Собери гжельскую розу».

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о гжели.

Студия «Город мастеров» (роспись изделий из папье-маше).

«Роспись тарелочки»

Закрепить знания детей о гжельском промысле; умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть.

Рисование

Февраль

«Вологодское кружево»

Знакомство с детей историей и традициями Вологодского кружева.

Познакомить детей с изделиями вологодских мастериц. Учить видеть красоту, контрастность плотных частей узора и ажурной сетки. Дать знание о различных элементах узоров. Совершенствование техники рисования кончиком кисти.

Беседа «Народные промыслы: Вологодские кружева».

Интерактивное посещение музея «Вологодские кружева».

Аппликация из бумаги «Снежинки».

Рисование пластилином «Вологодская снежинка».

Рисование манной крупой «Вологодские узоры».

Вышиваем по картону «Узоры Вологодского края».

Квилинг «Волшебные узоры».

Сбор иллюстраций для выставки «Народные промыслы Вологодского края».

Виртуальное путешествие "В гости к вологодским кружевницам".

Создание композиции кружева «Снежинка» (техника - граттаж).

Март

«Русская матрешка»

Знакомство детей с различными росписями матрешек. Совершенствование навыков рисования элементов росписей.

Видео-презентация «История русской матрешки».

Рассматривание иллюстрированного альбома «Такие разные матрешки».

Составление творческих рассказов о матрешке.

Рисование «Распиши матрешку».

Консультация «Матрёшка барышня – крестьянка».

Мастер-класс «Роспись матрёшки на деревянной болванке».

«Все они матрёшеньки, все они милашеньки...»

Обогащать знания детей о русской матрёшке; учить передавать фигурку из целого куска глины, лепить матрёшек разных по величине.

Лепка

«Очень любим, мы, матрёшки разноцветные одёжки».

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская); Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров.

Рисование

«Матрешки в хороводе».

Развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенного пополам. Воспитывать умение органично размещать свою фигурку в общей композиции.

Аппликация

Апрель

«Павлопасадские платки»

Познакомить с новым промыслом. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей и платков. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.

Видео-презентация «История павлопасадских платков».

Игры на планшетах «Собери узор».

Аппликация на ткани «Платок для Маши».

Мастер-класс по аппликации на ткани.

Май

«Жостовские цветы»

Знакомство детей с историей Жостовского промысла, с традициями промысла: материалом, колоритом и элементами. Знакомство с приемами рисования жостовских цветов.

Создание альбома «Техника жостовских мастеров».

Разработка поэтапной схемы создания жостовских узоров (совместно с воспитателем).

Украшение подносов «Цветы, небывалой красоты» (пластилинография).

Июнь

«Веселый

городец»

Познакомить с городецкими предметами и росписью, научить выделять ее характерные особенности (элементы, сочетания цветов). Учить составлять узор на полосе из бутонов, чередуя с листьями. Развивать эстетические чувства.

Изготовление д/и «Городецкие узоры».

Организация творческой выставки «Маленькие умельцы».

Просмотр художественных альбомов.

Чтение стихотворений о городце.

Подборка книг об истории городецкой росписи.

Мастер-класс по украшению доски городецкой росписью.

«Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев.

Декоративное рисование

Июль

«Промыслы Калужского края» (хлудневская игрушка)

Ознакомление дошкольников с культурным наследием родного края на примере традиционного народного промысла - хлудневской игрушки. Воспитание любви к родному краю.

Подборка литературы по теме. Тематическая беседа с показом презентации «Что мы знаем о промыслах родного края».

Лепка и украшение хлудневской игрушки.

Творческая выставка «Сказка хлудневской игрушки».

Мастер-класс по лепке и украшению хлудневской игрушки для музея.

Август

Богородская

игрушка

Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Видеоролик «Как рождается игрушка» (этапы изготовления богородской игрушки в домашней мастерской).

Видеоролик «Фотоальбом богородских игрушек».

Подборка литературы по теме.

Папка - передвижка «Народные игрушки».

Изготовление игрушек для музея.

Литература

1. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Монография. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

7. Конакова Т.А. Эмоциональный фактор в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального образования: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (11 апреля 2017). Нижний Новгород: Мининский университет, 2017.

8. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

9. Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам:

- Дорожин Ю., Носова Т. Каргопольская игрушка, Искусство детям 2008.

- Дорожин Ю.Г. Жостовский букет, Искусство детям 2010.

- Федоров Ю. Городецкая роспись, Искусство детям 2011.

- Дорожин Ю.Г. Сказочная гжель, Искусство детям. 2010.

- Шпикалова Т., Величкина Г. Дымковская игрушка, Искусство детям 2013.

- Орлова Л.В. Хохломская роспись. Искусство детям 2012.

- Знатных О. Мезенская роспись. Искусство детям. 2008.

- Соломенникова О. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь 2006.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М: УЦ Перспектива, 2014.

11. Ханова Т.Г. «Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы»: по материалам региональной научно- практической конференции. Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области