Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока по химии по теме "Химические свойства оснований"

Цели урока - Образовательные усвоение новых знаний, на основе имеющихся самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием. - Развивающие развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы, учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения. - Воспитательные формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Имаева Гульшат Зуфаровна, учитель химии МБОУ «Нурминская СОШ»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

Технологическая карта урока химии в 8 классе.

Предмет химия, класс 8.

Базовый УМК: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.

Тема урока: Химические свойства оснований.

Тип урока; урок открытия нового знания.

Цели урока:

- Образовательные: усвоение новых знаний, на основе имеющихся; самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием.

- Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы, учащихся через использование коммуникативно- деятельностной методики, частично- поискового подхода и элементов проблемного обучения.

- Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, самостоятельная работа учащихся.

Форма проведения урока: работа в парах.

Ключевые копметенции:

Информационно – познавательная: умение работать с учебником, выбирать главное, делать выводы,

Коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

Предметные: исследовать свойства оснований.

Результаты обучения по теме:

предметные – усвоение химических свойств оснований, умения записывать уравнения химических реакций на примере оснований.

личностные - сформированность интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы

метапредметные - преобразовывать информацию из одной формы в другую, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, умения проводить сравнение, обобщение, систематизацию.

Необходимое оборудование: учебники, таблица растворимости, конверты с карточками для составления формул оснований, пробирки, реактивы (фенолфталеин,NaOH, KOH, HCl, H2SO4, CuSO4, FeCl3, Al2(SO4)3) и оборудование для проведения опытов. Демонстрационные образцы: фенолфталеин,NaOH, CuO, H2SO4, H2O, CaCO3 прибор для получения углекислого газа, пробирки, спиртовка, держатель.

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Ребята. Добрый день. В нашей лаборатории нашелся оксид двухвалентного металла без этикетки. Помогите определить его используя свое знания.

Учитель демонстрационно выполняет опыт по подсказкам учащихся.

Взаимное приветствие.

Пользуясь ранее полученными знаниями, предлагают план исследовательского эксперимента на основании химических свойств основных оксидов.

Проверка физических свойств, растворимость в воде и взаимодействие с кислотой.

- оксид – порошок черного цвета

- не растворяется в воде

- при реакции с серной кислотой оксид растворяется и образуется раствор синего цвета

Учащиеся называют оксид.

Это оксид меди (II)

2

Актуализация знаний.

Ребята, на данном этапе урока вам необходимо вспомнить все. Что вы знаете об основных классах неорганических веществ. Потому что, я перепутала карточки, где написаны формулы веществ. На ваших столах находятся эти конверты. Какие вещества там лишнее, найдите пожалуйста.

Почему кислота лишнее?

Дайте названия каждому основанию.

Теперь разделите все основания на две группы?

А теперь водорастворимых гидроксидов положите в конверт. А остальные гидроксиды опять разделите на два.

Выполняют задания в течение 2 минут.

Определяют лишнее вещества (это кислоты)

Работают в парах.

Остальные вещества основания.

Дают название гидроксидам.

Разделяют на водорастворимых и нерастворимых.

Остальные разделяют на нерастворимых оснований и амфотерных оснований.

3.

Определение темы урока и постановка учебной цели

На все вопросы вы дали ответ?

В чем заключалась трудность при их выполнении?

С каким классом соединений мы сегодня будем работать?

Хочу показать вам химический фокус.

В пробирку положим неизвестное вещество и добавим индикатор. А сейчас добавлю кислоту. Что изменилось?

В результате реакции что исчезло: индикатор или щелочь. Ответ ищем в уравнении реакции.

А теперь попробуйте определить тему урока. Слайд 1.

А какие цели поставим перед собой?

Отмечают задания, вызвавшие затруднения.

Основаниями

Малиновый цвет фенолфталеина исчез.

Пишут на доске уравнения реакций и находят ответ вопросу.

Называют тему урока «Химические свойства основания». Тему записывают в тетрадях. Вместе с классом сформируют цель.

4.

Проверка правил техники безопасности

В лаборатории при проведении химического эксперимента необходимо работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Остерегайтесь попадания вещества на одежду! .

Называют правила работы с щелочами, кислотами, стеклянной посудой.

5.

Открытие нового знания.

Да, сегодня вы будете исследовать химические свойства оснований. А я буду наблюдателем. Ознакомимся рабочей таблицей вашей работы и реактивами, которые перед вами. Слайд 2.

Первой графе заданы свойства оснований. Во второй графе реагенты, с которыми вы будете работать. Вместе заполним третью. А остальное вы выполняете сами. В конце напишите вывод вставляя пропущенные слова.

Знакомятся с таблицей и веществами, которые положены в подносы.

6.

Лабораторная работа

Основание (Щелочь) + Фенолфталеин +

Кислота

Назовите химический признак реакции.

NaOH или KOH +

Фенолфталеин +

H2SO4 или HCl

Реакция нейтрализации. Малиновый цвет исчез.

Почему реакция оснований с кислотами называют реакцией нейтрализации.

В результате реакции образуется соль и вода.

Щелочь + Раствор соли

NaOH или KOH +

СuSO4 и FeCl3 и Al2(SO4)3

Признаком этих реакций является образование осадка

Нерастворимое основание + Нагревание

Cu(OH)2 t

Признаком этой реакции является изменение цвета. Синий цвет перешел в черный.

Амфотерное основание + кислота Fe(OH)3 + H2SO4 или HCl

Признак этой реакции растворение осадка.

Амфотерное основание + щелочь Al(OH)3 + NaOH или KOH

Признак: растворение осадка, т.е. нерастворимое основание при избытке щелочи исчез.

А уравнения реакций и конечные продукты вы пишите сами. Можно пользоваться учебником: параграфы 42,43.

Заполняют таблицу и пишут вывод вставляя пропущенные слова.

7.

Демонстрационный опыт.

Внимание. Ребята одно свойство оснований мы не изучили. Какое же это свойство?

Правильно. Вместе демонстрационной работой будем проводить этот опыт.

Возьмем прибор для получения газов, поместим в него СаСО3, закроем пробкой с газоотводной трубкой, опустим трубку в раствор Са(ОН)2 и нагреем прибор для получения газов.

Взаимодействие оснований с кислотными оксидами.

Два ученика проделывают данный опыт за демонстрационным столом и показывают классу, что при нагревании карбоната кальция выделяются пузырьки газа. При взаимодействии данного газа с основанием образуется осадок белого цвета.

У доски другие два учащихся записывают уравнения:

СаСО3 = СаО+ СО2

СО2+ Са(ОН)2= СаСО3+ Н2О

8.

Закрепление нового материала.

Подведем итоги нашего исследовательского эксперимента:

Какие опыты провели?

Как можно получить нерастворимое основание в лаборатории?

Какой вывод сделали после лабораторного опыта.

Химические свойства оснований изучили опытным путем.

Взаимодействием щелочей с раствором солей.

Читают выводы после лабораторной работы. Вставляя пропущенные слова.

9.

Самопроверка и взаимопроверка

На доске написаны формулы трех оснований (NaOH, Cu(OH)2, Fе(OH)3). А сейчас мы выполним работу в группах. Обсудите что вы сегодня узнали про этих веществ. Вам дается две минуты.Ответ подготовьте устно. Слайд 3.

Каждая группа дает ответы .

10.

Информация о домашнем задании.

Ребята вы должны выполнить эти задания дома самостоятельно.

1. Страница 145 тестовые задания и задание №5

3. Страница 148 задания 3-5

4. Творческое задание. Подготовить презентацию о применении оснований и кислот в повседневной жизни.

11.

Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня об свойствах основаниях?

Оцените свою работу на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности: Слайд 4.

Я понял, что…

Я научился …

Мне необходимо…

Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

Лабораторная работа «Химические свойства оснований»

Цель: исследовать химические свойства основания используя данные вещества.

№ п/п

Ход работы

Реагенты – исходные вещества

Наблюдение (признаки химических реакций)

Продукты-конечные вещества

Уравнение химической реакции

1

Основание (Щелочь)+

Фенолфталеин +

Кислота

NaOH или KOH +

Фенолфталеин +

H2SO4 или HCl

Малиновый цвет исчез.

Соль и вода

NaOH + HCl = NaCl + H2O

(Реакция нейтрализации)

2.

Щелочь +

Раствор соли

NaOH или KOH +

СuSO4 и FeCl3 и Al2(SO4)3

3.

Нерастворимое основание +

Нагревание

Cu(OH)2

t

4.

Амфотерное

основание +

кислота

Fe(OH)3

H2SO4 или HCl

5

Амфотерное основание +

Щелочь

Al(OH)3 +

NaOH или KOH

Вывод: Все основания вступают в реакцию с кислотами образуя ................... и ............ Нерастворимых оснований можно получить при взаимодействии ............ с солями. Нерастворимые основания в отличии от щелочей при высокой температуре разлагаются на .............. и ............ Амфотерные основания вступают в реакцию как с кислотами так и с ................... Так как амфотерные основания проявляют свойства оснований и кислот.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области