Авторское методическое пособие для воспитателей ДОУ
по организации индивидуальных занятий аппликацией с детьми ОВЗ
Воспитатель ДОУ «Аленький цветочек» Республики Саха (Якутия), г. Нерюнгри
Алексеева Елена Анатольевна, высшая категория
Яблоки и ягоды на тарелке
Цель: Учить детей наклеивать большие и маленькие круги по всей поверхности «тарелки». Развивать умение различать предметы по величине. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Пришла кукла Маша в гости к Мишке. Чем будет ее угощать Мишка? Он насобирал много яблок и ягод в лесу. Давай поможем Мишке положить их на тарелку, чтобы угостить свою гостью. Клеим на тарелку (вырезанный круг из бумаги) кружочки – маленькие ягоды и большие яблочки. Какие бывают яблочки? Сладкие, сочные, вкусные, ароматные. На чем растут? Кто их любит есть?
Грибы
Цель: Учить детей наклеивать сначала ножку гриба, а затем приклеивать к ней шляпку гриба. Размещать грибы горизонтально в одну линию. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Разговаривая с малышом об осени, не забудьте упомянуть о грибах: где растут, какие бывают, кто их любит кушать, кто запасает грибы на зиму. Почитайте стихи про грибы. Предложите ребенку помочь белочке и сделать ей несколько грибочков.
Пирамидка
Цель: Учить детей наклеивать разноцветные полоски, накладывая их друг на друга, в порядке убывания. Развивать умение ориентироваться на величину предметов, закрепить цвета. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Пирамидка – одна из любимых игрушек детей. Рассмотреть пирамидку, собрать ее, предложить изобразить ее с помощью аппликации
Мячики и кубики
Цель: Учить детей наклеивать предметы, чередуя их по различным свойствам. Развивать умение ориентироваться на величину и форму предметов (с усложнением – добавить чередование по цвету по словесному указанию). Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Скажите ребенку, что это мячики, которые катятся по дороге. Предложите ему приклеить всех больших, рядом всех маленьких мячиков. А затем, тоже самое – с кубиками
Платье для куклы
Цель: Учить детей наклеивать круги разного цвета, распределяя их по всей поверхности «платья». Развивать умение различать предметы по цвету и величине. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Предложить детям украсить платье для куклы различными узорами
Салфетка
Цель: Учить детей наклеивать различные геометрические фигуры разного цвета по всей поверхности «салфетки». Развивать умение различать предметы по форме и цвету. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Предложить детям украсить платье для куклы различными узорами
Елочка, украшенная игрушками
Цель: Учить детей наклеивать круги разного цвета, распределяя их по всей поверхности «елки». Развивать умение различать предметы по цвету и величине. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Предложите детям на шаблон-елку наклеить разноцветные кружочки-игрушки. Ах, какая красивая елочка получилась! Спойте песенку про елочку, пусть ежик с белочкой потанцуют вокруг нее. Загадывайте загадки про елку, зиму, снег, Деда мороза или читайте стишки.
Цыпленок на лугу (птичка)
Цель: Учить детей наклеивать предложенные фигуры и формы в определенном порядке, тем самым конструируя изображение цыпленка (птички). Развивать умение ориентироваться на словесное указание. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Рассмотреть цыпленка, его части тела. Предложить детям изобразить его
Флажки
Цель: Учить детей наклеивать сначала ручку флажка, а затем приклеивать к ней сам флажок. Размещать флажки горизонтально в одну линию. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Флажок клеим из двух элементов. Можно ручку и сам флажок делать разного цвета. Для изучения цветов, предложите детям подобрать к каждому флажку ручку такого же цвета. Расскажите стишок про флажок.
Цветочек
Цель: Учить детей собирать цветок из различных фигур и наклеивать в необходимом порядке. Развивать умение опираться на словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Весеннее настроение легко поднять, смастерив вот такой цветочек. Пусть пальчик ребенка превратится в пчелку. Поднимите его повыше – пчелка летает и жужжит, опустите пальчик на цветочек – пчелка села кушать нектар.
Скворечник
Цель: Учить детей собирать скворечник из нескольких частей и наклеивать в необходимом порядке. Развивать умение опираться на словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Когда люди вешают скворечники и для чего? Кто в них живет? Поговорите с детьми о перелетныхптицах. Предложите смастерить домики для скворцов. Их можно приклеить разного размера. Отдельно вырежьте из ненужного журнала птичек больших и маленьких. Рассадите жильцов по размеру в свои домики.
Вагончик
Цель: Учить детей собирать вагончик из нескольких геометрических фигур и наклеивать в необходимом порядке. Развивать умение опираться на словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Построить вагончик из стульев или конструктора. «Поехать» в этих вагончиках на море, к бабушке. По дороге можно петь песенку: «Мы едем, едем, едем в далекие края…». Продолжая путешествие, предложите ребенку приклеить вагончики. Когда они будут готовы, можете посадить сверху животных и везти их в зоопарк.
Самолет
Цель: Учить детей собирать самолет из полосок разной длины и наклеивать в необходимом порядке. Развивать умение различать величину предметов, опираться на словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Предложить детям сделать самолет. Для этого понадобятся три полоски разной длины. Говорим о том, где самая длинная, средняя и самая короткая полоски. Соорудив самолетик, посадите на него зайчика-пилота. Полетайте по комнате. Пусть ребенок от имени пилота расскажет, что он видит вокруг: «Я лечу около стола, над диваном, лечу в спальню и т.д.». Расскажите вместе с малышом стишок «Самолет построим сами…» А. Барто.
Домик на полянке
Цель: Учить детей собирать домик из нескольких частей и наклеивать в необходимом порядке. Развивать умение опираться на словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Предложить детям сделать домик для зверушек.
Дорожка для куклы
Цель: Учить детей наклеивать геометрические фигуры, чередуя их по различным свойствам. Развивать умение ориентироваться на цвет и форму предметов. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Когда ребенок неплохо усвоил круг и квадрат, их можно чередовать. Кукла Маша хотела пойти в гости к Мишке? Давайте сделаем для нее дорожку. Возьмите лист бумаги. На одном конце помадите куклу, на другом Мишку. Чтобы попасть в гости, делаем веселую дорожку, чередуя квадрат и круг.
Разноцветные шарики
Цель: Закрепить геометрическую фигуру – овал. Продолжать учить детей наклеивать фигуры, опираясь на образец и словесные инструкции. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Вырежьте овалы и кружочки – это будут ваши шарики. Пусть одна из ваших игрушек пойдет на день рождения и подарит имениннику шарики. Приклейте разноцветные шарики. Деткам постарше можно предложить нарисовать ниточки к шарикам того же цвета.
Тарелочка
Цель: Учить детей наклеивать геометрические фигуры разного цвета, украшая «тарелочку». Развивать умение различать предметы по форме и цвету. Воспитывать любовь к творчеству, аккуратность, самостоятельность
Ход: Вы еще не приобрели ребенку игрушечную посуду? Это не беда. Предложите детям самим изготовить тарелки для гостей. Вырежьте из картона круги – это будут тарелки. Их можно украсить. Дайте ребенку самому пофантазировать: это могут быть хаотично приклеенные кружочки, либо помещенные по краям тарелки. Покажите, что можно чередовать большие круги с маленькими. Тарелочки готовы? Можно и обед насыпать!