Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов дошкольного звена на тему «Помогаем детям усваивать грамматику родного языка».

Поделиться опытом работы и знаниями с коллегами - педагогами

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для педагогов дошкольного звена на тему: «Помогаем детям усваивать грамматику родного языка».

В настоящее время наметилась достаточно стойкая тенденция более позднего развития детей, чем это было 15 – 20 лет назад. И, соответственно, детей с нарушением речи становится все больше и больше. И наша задача с вами научиться более эффективно помогать малышам в этом процессе.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на развитии грамматического строя речи у детей.

Грамматика отвечает за те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понимать отношения между этими словами. Ребенок может понимать смысл отдельных слов: например – «рубашка» - «стирать». Но тем не менее, не уловить смысла общего предложения: «Рубашка постирана» или «Рубашку постирают».

Формирование грамматического строя речи проходит в два этапа. На первом этапе дети учатся понимать смысл сказанного, а на следующем этапе – используют то или иное грамматическое средство в собственной речи.

Существует определенная последовательность отработки разных сторон грамматического строя.

Многообразием форм слов дети овладевают, главным образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте. На 5 – 6 годах жизни идет активное освоение различных способов словообразования. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка обогащается сложными синтаксическими конструкциями.

Средний дошкольный возраст – период активного словотворчества, когда ребенок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образцам. В результате появляются такие забавные детские словечки – «рогаются» - бодаются, «насупился» - наелся супа и т.д. И это нормально. Так должно быть, хуже, если этого нет. Инновации в детской речи свидетельствуют об активном творческом поиске ребенка. Это «хорошие» ошибки. Без них ребенок не может освоить богатства языка.

Формирование грамматического строя речи дошкольников осуществляется прежде всего в процессе их общения с окружающими людьми в повседневной жизни. Пользуясь различными вещами, выполняя несложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношения между ними, жизненные впечатления составляют основу речевого развития ребенка, овладения грамматическим строем языка.

В повседневном общении ребенок учится понимать обращенную к нему речь. Только из речи окружающих ребенок заимствует слова, их грамматические формы, конструкции предложений. Поэтому речь педагога должна быть ясной, четкой, понятной, спокойной, нормальной громкости, эмоционально выразительной. Общаясь с детьми на занятиях, в игре, в режимных моментах и т.д. необходимо иногда делать произносительный акцент на тот или иной грамматической форме, то есть выделять голосом, произносить четко предлог, окончание, приставку.

Мы все с вами обязательно проводим речевые занятия, используем в работе с детьми различные дидактические игры и упражнения для развития грамматического строя речи. И вы все их прекрасно знаете: «Прятки» - когда дети должны отыскать спрятанную игрушку; «Чего не стало?»; «Чудесный мешочек», «Один - много», «Узнай по описанию», «Теремок», «Скажи наоборот», «Кого чем накормить?»; «Назови ласково» и остальные. Именно эти игры формируют у малышей чувство языка.

Но мне хотелось бы предложить педагогам развивать речь в целом, и грамматический строй, в частности, не только на специальных занятиях в строго определенное время, а сделать развитие речи – «образом жизни», когда любое взаимодействие с детьми прямо или косвенно помогает развитию речи.

Как уже отмечалось выше, чтобы ребенок что – то сказал, он должен это много – много раз услышать. И именно речь педагога является образцом речевого поведения. Также, мне хочется показать, как можно использовать стихотворные дидактические упражнения.

Многим детям достаточно сложно даются предлоги, поэтому очень важно, чтобы ребята, как можно чаще их слышали. Так, когда убрали игрушки, можно вспомнить стихотворения:

Где лежат игрушки

У мальчика Ильюшки?

На полке, на диване,

В корзине и в кармане.

Куда кладет игрушки

Девочка Валюшка?

На полку, на диван,

В корзину и в карман.

(И можно немножко короткими фразами рассказать, где лежат, какие игрушки (большие или маленькие), а со старшими детьми из чего сделаны).

Или вот такое, например:

Маме Маша помогала,

Маша всюду убирала:

И за шкафом,

И под шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу…

Не любила пыли…фууу…

(можно при этом продемонстрировать действия).

Когда дети одеваются или раздеваются, лишний раз можно напомнить: «Достаем из кабинки», «Убираем в кабинку».

Педагог вполне подберет ситуацию, когда можно использовать такие стихотворения. Конечно, не к конкретно к какому – то ребенку, а к сказочному персонажу, например:

Ищет вещи Маша, Маша – растеряша,

И на стуле нет, и под стулом нет,

На кровати нет, под кроватью нет,

Вот какая Маша, Маша – растеряша.

Или вот такая ситуация: когда дети утром собрались в группе, можно обратить внимание: «У нас сегодня: у Кати – красные туфли/банты/носки, у Феди – красная футболка, а у Вали – красное платье, а со старшими детьми – шелковая блуза».

Каждый день находим разные цвета – отличное упражнение в согласовании существительных и прилагательных. Позже можно просить детей самим об этом рассказать.

Перед любым приемом пищи хорошо бы поговорить с детьми о том, что они будут кушать:

Каша из гречки – гречневая,

Суп из гороха – гороховый,

Варенье из яблок – яблочное и т.д.

Можно также говорить о посуде, например, хлебница, солонка, сахарница, о мебели. Это и словообразование, и согласование.

Ребятам (даже старшего дошкольного возраста) сложно согласовывать существительные с числительными. Поэтому полезно будет на занятиях по математике хотя бы 1 раз пересчитывать предметы, согласуя числительные с существительными. Особенно это относится к трудноизменяемым словам: елочек, стульев, мячей… Также мы можем посчитать, сколько у нас чашек, тарелок, ложек на одном столе, деревьев на участке, цветочков расцвело, птичек на дереве, ступенек на крылечке, книг на полочке и так далее. Это для более старших детей.

Чтобы дети правильно употребляли форму творительного падежа, педагогу иногда достаточно комментировать деятельность детей: «руки вытираем полотенцем», «рисуем карандашами», «кушаем ложкой», «копаем совочком» и т.д. Детям постарше уже можно задавать вопросы, лучше даже индивидуально: «Чем ты рисуешь? Подметаешь? Вытираешь?».

Для того, чтобы дети закрепили форму родительного падежа, можно рассказывать или заучить стихотворение:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один,

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура,

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто – куда!

Также это вполне возможно использовать для подвижной игры.

Во время свободной деятельности можно предложить ребятам построить из кубиков или конструктора большой сказочный дом, где будут жить: и медвежата, и лисята, и зайчата и т.д. Они будут все дружить и им всем хватит места. «Вот какой большой и красивый дом у вас получился: для лисят, медвежат, зайчат и т.д. Можно сказать детский сад для зверюшек».

Не всегда будет просто употреблять ребятам приставочные глаголы. Здесь тоже придется смоделировать ситуацию. Например, руководить постройками в песочнице или конструированием шоссейной дороги. Можно придумать мостик, горку, яму, и потом рассказать сказку:

«Жила - была на свете маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего на свете любила путешествовать. Однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она выехала из гаража и поехала по дороге. И мы с вами поехали на этой машинке:

Ехали, мы ехали, до горки доехали

Выехали, съехали и дальше поехали

Ехали, мы ехали, до ямы доехали

Яму объехали и дальше поехали

Ехали, мы ехали, до речки доехали

Мост переехали и дальше поехали

Ехали, мы ехали, до дома доехали

Во двор заехали, вот и приехали».

Или вот такой еще, например сюжет:

«Жил – был мишутка. Однажды шел он, шел по лесу и домик нашел. Мишутка к домику подошел, вокруг домика обошел, ничего не нашел. Потом мишутка в дом вошел. В домике он мед нашел. Поел мед, из домика вышел и дальше в лес пошел».

Такие приемы вполне можно использовать и на занятиях.

Многие стихотворные тексты, которые мы используем для проведения физминуток, также помогают закреплению некоторых грамматических категорий. Например вот такая:

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Глазками моргают,

А после отдыхают.

Также мне немного хочется сказать о прогулке. Здесь капельку фантазии – и столько всего можно придумать. Осенью, например, обошли детский сад и увидели: «под берёзой- берёзовые листочки, под клёном – кленовые листочки, под каштаном –каштановые и т.д.»

Обычно дети любят собирать букетики из кленовых листьев: «-Катя, а сколько в твоём букетике листочков, давай посчитаем… один листочек… два листочка…». Или когда наблюдаем погодные явления, можно дать образец предложения с союзом «а» и однородными членами: «Сегодня погода солнечная, тёплая/день солнечный, тёплый, яркий, а вчера был хмурый, прохладный, дождливый», «У нас перед садом одна ёлка высокая, а другая низкая» (для малышей - большая и маленькая).

Мы развиваем грамматику и в исследовательской деятельности.

Например, когда сравниваем предметы по каким-либо качествам: сухой-мокрый (песок), сухая-мокрая (ткань), твёрдый-мягкий или ещё другие какие-либо качества.

Изобразительная деятельность, конструирование, театрализованная деятельность также способствуют формированию грамматического строя. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым, тёплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой.

И в заключении мне хотелось бы остановиться на речи педагога. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, нормальной громкости, неторопливой. Именно такую речь должны слышать ребята. С детьми младшего возраста нужно лучше говорить короткими фразами, даже если это будут сложноподчинённые предложения, так как маленькие дети не воспринимают длинную, да к тому же сложную в грамматическом отношении фразу. Многословие, наслоение лишних слов делают речь педагога трудной для восприятия. И поэтому дети её просто не слышат.

С детьми старшего возраста важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Связно и в доступной форме давать четкие инструкции и рассказывать, передавать содержание текстов, правильно и точно использую слова и грамматические конструкции.

Еще на одном моменте мне хотелось бы сделать акцент. Дети будут обязательно допускать ошибки. Никогда нельзя повторять неправильно сказанную ребенком фразу!!! Абсолютно неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Педагог должен сказать правильную форму в немного более распространенной фразе. Например: «Мы будем праздничать дома» - ребенок. Взрослый: «А что вы будете праздновать? День рождения?».

Если мы с вами на практике правильно будем помогать детям осваивать грамматические законы родного языка, будет совершенствоваться не только речь, но и логическое мышление. А это – непременное условие успешного обучения в школе.

Конечно, невозможно, рассказать о всех грамматических категориях, да мы и нем ставили такой цели. Хотелось показать лишь некоторые образцы, примеры, как можно себя особо не нагружая, не тратить много сил и времени, но методично выполнять поставленную задачу, и получать хорошие результаты.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области