Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста»

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш." (Сухомлинский В.А.)

Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

Сегодня мы с вами поговорим о раннем возрасте, так как в наши сады принимаются дети с 2 лет, т.е. в первой младшей группе находятся дети 2 – 3 лет. Какие же эти детки?

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в раннем возрасте: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками.

Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Период от 1,5 до 3 лет – это этап речевого развития.

Основные линии психического развития детей:

1. Развитие ходьбы, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира.

2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми.

3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие;

усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки;

совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления;

формирование целеполагающей деятельности.

4. Овладение пассивной и активной речью.

5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата.

6. Становление общения со сверстниками.

7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

В соответствии с требованиями к организации воспитательно – образовательного процесса, для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Особенности работы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности.

Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает возможность гармоничного воздействия на умственное созревание благодаря занятиям по следующим направлениям:

​ сенсорное развитие,

​ развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления,

восприятия, воображения и речи),

​ формирование элементарных математических представлений,

​ формирование развития речи,

​ развитие мелкой и крупной моторики,

​ физическое развитие,

​ музыкальное развитие,

​ творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства входят следующие разделы:

​ соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

​ правильное проведение режимных процессов: кормления,

гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

​ проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

​ создание условий для активной и разнообразной самостоятельной

деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Воспитатель при работе с маленькими детьми ориентируется на их возрастные особенности и, порой, сталкивается с различными трудностями, одной из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста является проблема адаптации к условиям детского сада.

На успешность привыкания ребенка к детскому учреждению влияют различные факторы: физическое состояние, возраст ребенка, степень сформированности общения и предметной деятельности, отношения ребенка со сверстниками, взаимоотношения в семье.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Центральным моментом обучения и воспитания является возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, что он не умеет, с помощью подражания. Подражание - это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. В сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем, то, на что он способен, действуя только самостоятельно.

Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития. Это и является основополагающей задачей детского развития в программе ДОУ.

В каждом задании, которое дается ребенку на занятии, перед ребенком всегда ставится конкретная интеллектуальная задача, затрагивающая зону ближайшего развития. Система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста.

Список литературы:

1.​ Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999.

2.​ Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.

3.​ Воспитание детей раннего возраста . Москва, «Просвещение», 1996

4.​ Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных

наблюдений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

5.​ Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-

Синтез, 2005.

6.​ Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.:

Просвещение, 1981. –159с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области