МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Проблема развития и воспитания дошкольников принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Важность и самоценность дошкольного детства не оставляет сомнений, т. к. является наиболее сенситивным для формирования и развития основных умений и навыков. Однако, несмотря на это в настоящее время в педагогике не существует единого мнения о методах и средствах развития и воспитания дошкольников. Положительное влияние музыкального искусства на всесторонне воспитание и развитие ребенка не вызывает сомнения. Музыка восполняет и компенсирует духовные потребности ребенка, переносит его в сферу чувств и переживаний. М.И. Сеченов М.И. отмечал, что музыки напрямую взаимосвязана с движениями. Движение дает возможность более полно воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь дает движениям легкость, ритмичность и выразительность. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении, которая способствует развитию у дошкольников чувства ритма, способности улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. В условиях дошкольной образовательной организации музыкальное развитие и воспитание дошкольников происходит в процессе музыкальных игр с использованием музыкально-ритмических движений. Воздействие музыкально-ритмических движений на развитие и воспитание дошкольника рассматривается в физиологическом, психологическом и педагогическом. Физиологический аспект предусматривает положительное влияние музыкально-ритмических движений на общий жизненный тонус ребенка, на работу сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, а также на формирование произвольности психических функций. Психологический аспект предусматривает положительное влияние музыки на эмоционально-личностную сферу ребенка. Педагогический аспект предусматривает эстетическое воспитание дошкольников. Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на физическое, психическое и эстетическое развитие дошкольников, формирование у них основ музыкальной культуры. Музыкально-ритмические движения – это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении, которая способствует развитию у дошкольников чувства ритма, способности улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения. В дошкольном возрасте движение и действие являются главным условием формирования восприятия, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы. Поэтому музыкально-ритмические движения, основанные на моторно-пластическом воплощении музыкально-поэтических образов, являются важным средством развития сенсомоторной сферы у старших дошкольников. Таким образом, музыкально-ритмические движения, используемые педагогом в процессе образовательной деятельности в форме музыкальных игр, способствуют разностороннему развитию дошкольника, помогают ребенку войти в мир музыки, формируют его музыкальную культуру и эрудицию, вырабатывает ценностное отношение к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Музыкально-ритмические движения помогают развивать опыт восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам.
Список литературы 1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
2. Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности / О.Е. Дрень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-chuvstva-ritma-u-starshikh-dosh kolnikov-v-protsesse-muzykalno-igrovoi-deyatelnosti
3. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.А. Праслова. – СПб., 2005. – 384 с.