Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка

Важную роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеет работа со сказкой. Сказка помогает детям пополнить словарный запас, проникнуться содержанием происходящих в ней событий, учит сопереживанию, развитию связной речи

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Значение работы со сказкой в логопедической практике велико, так она способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введении их в самостоятельную речь, формированию навыков диалогической и монологической речи

Как показали исследования логопедов и психологов, дошкольники с ОНР испытывают трудности в составлении рассказов с элементами творчества, сочинению сказок. Специфика данных затруднений обусловлена как первичным речевым дефектом, так и некоторым отставанием в развитии воображения дошкольников с ОНР.

Сказка до сих пор остается ведущим жанром, с которым ребенок знакомиться с раннего возраста.

Ни для кого не является секретом, что дошкольники любят сказки. «Всем известна необычайная сила влияния сказок и запечатляемости сказочных образов» - писала педагог- исследователь А.П. Усова. Она отмечала, что в дошкольном детстве сказки воспринимаются легко и «сохраняются в последующие годы жизни, и не только сохраняются, а легко всплывают в сознании».

С малых лет ребенок прислушивается к языку сказки, её ритму, средствам выразительности. Ребенка старшего дошкольного возраста привлекает и динамика действия героев и выразительность языка, его смысловые оттенки, а также внутренние переживания героев.

По мнению К.Д. Ушинского сказки способствуют усвоению всех форм языка. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает добро, всегда торжествует справедливость. Для детей важно, что герой олицетворяющий добро всегда прекрасен, его отличает ум красота, умелые руки, или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

Благодаря сказкам ребенок научается видеть красоту поэтического слова. Описание героев сказок, опять же их идеальное соответствие категориям добра и зла, побуждает детей устанавливать для себя правильные этические представления об отношениях между людьми, об отношениях к живым существам, ко всему, что нас окружает.

Сказки помогают ребенку усвоить родной язык. «Мы никогда не сможем усвоить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает её, овладевает определенным соотношением лексических единиц, тем не менее, сказка дает обильные сведения о языке». К. Д. Ушинский.

В.А.Сухомлинский писал: «Сказка – колыбель мысли».

Автором анализа структуры волшебной сказки является выдающийся советский ученый Владимир Яковлевич Пропп.

Идея сочинять сказки, используя функции, выделенные В. Я. Проппом принадлежит Дж. Родари.

Карты Проппа, предложенные Дж. Родари это настоящий сказочный конструктор (или еще одно определение – «руководство по приготовлению сказочных салатов»), одно из игровых упражнений – опорное моделирование. Дж. Родари отмечал: «..что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребенка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.

. Эта книга подтверждает слова Л.С Выготского о том, что «воображение не есть привилегия выдающихся индивидов, им наделены все». Основной вид дошкольника – игра. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку.

Запрет

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Задача

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Борьба

Победа

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Помочь воспитаннику с ОНР в создании стройного повествовательного высказывания.

Познакомить с вербальными и невербальными средствами, обогатить речь ребенка лексически и грамматически.

Продолжать (а у некоторых детей начать) формирование словесно-логического, образного мышления, развивать память, разные виды восприятия и фантазию.

Дать представление о сказочных функциях, показать динамику и структуру сюжета.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, у компьютера, с планшетом (и родители гордятся этим, он умеет включать и играть самостоятельно), чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Работу с картами Проппа можно построить следующим образом:

I – этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения.

II – этап : чтение сказки, сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

III – этап пересказ сказки, опираясь на карты Проппа.

IV – этап сами сочиняем сказку, используя карты Проппа.

На первом  этапе знакомить детей с жанром литературного произведения - сказкой; Мы своим детям, чтобы было понятно, про сказку говорим так: это рассказ, о том чего не бывает в жизни. выявляем ее отличие от других жанров.

проведение различных речевых игр, способствующих обогащению развитию всех видов словаря. В этот момент происходит расширение кругозора детей, о сказках, умение узнавать сказки по диалогам, по действующим лицам, по событиям, по повторяющимся стихам и песенкам. Сказка должна быть доступна по содержанию детям.

1.Знакомство с литературными произведениями различных жанров, проведение различных речевых игр.

Беседа по содержанию, желательно задавать вопросы поискового характера.

-Работа по отдельным иллюстрациям. Составление предложений по образцу, а затем самостоятельно детьми.

-Выкладывание сюжета сказки по отдельным иллюстрациям – игра «Выложи сказку»

Рисование, лепка, подбор книг .

В это время вычленяем структуру сказки - ее композицию.

-присказка – зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)

Повествование сказки – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, эпитетами, сравнениями которые характеризуют разные действия и описания персонажей (сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д.).

Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности: (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка , стали они жить поживать да добра наживать).

Уместны здесь упражнения по формированию образности речи: конь златогривый, зима злая, ветер колючий, золотое сердце, золотые волосы, золотые руки; что обозначает выражение - «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Нашим детям это недоступно, они не понимают переносного значения выражений и слов, а в конце

года или в подготовительной группе мы это попробуем. Больше половины детей испытывают затруднения в создании высказывания на этапе подбора лексических средств. Особое внимание уделяем обогащению словаря оценочной лексикой.

Далее на следующем этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.  Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.

На четвертом  этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается, кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова  будут в сказке и т.д.

Т. к. родители являются участниками образовательного процесса, поэтому вся работа строится в тесном сотрудничестве с родителями.

Предлагали родителям знакомить детей чаще со сказками, вместе с детьми сочинить сказку на новогоднюю тему, изготовление атрибутов для инсценировок фрагментов сказок. Участвовали родители в изготовлении карт Проппа

-сказки сочиненные детьми

Жил- был самолет. Он любил летать высоко в небе. Ему нельзя было закрывать глаза, а он закрыл и начал падать. Вдруг появился другой большой самолет. Он спас товарища. Не летай самолет с закрытыми глазами. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. «Ярослав»

Жил-был котенок. Он не любил чистить зубы, и у него появился кариес. Доктор Айболит научил котика чистить зубки и вылечил его. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец. «Настя Г.»

Таким образом Карты Проппа дошкольникам с ОНР

• использовать все каналы восприятия (зрительные, слуховые, кинестетические);• созданию условий для более прочного усвоения информации;

формированию навыков грамматически правильной речи, навыков связного высказывания;

• развитию наглядно-образное и логического мышления;• развитию творческой и познавательной активности;• развитию способности мысленно-практического экспериментирования;• созданию ситуации успеха в деятельности;• расширению поля готовности детей дошкольного возраста к обучению в начальной школе.

развитию эмоциональной сферы ребенка

обогащению своего языкового опыта, занятию активной авторской позиции

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;

– уверенно манипулировать картами;

– чувствовать красоту и образность родного языка.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:

-наглядность и красочность их использования позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

-представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное и логическое мышление.

-карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

-Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы, а это в свою очередь также очень важно для ребенка с отставанием в речевом развитии. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем своих литературных произведений. Ребенок – существо, активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. В то же время карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе..

Сказочнику, представляющему своё творение публике, как и «поэту, необходимо умение выразительно двигаться, иметь развитую мимику, пантомимику. Развитие выразительности движений и поз особенно важно для детей логопатов, потому что у большинства из них нарушена координация движений, их точность и полнота. Так рассказывание сказки становиться элементом коррекции двигательной сферы дошкольника.

Каждая функция Проппа изобилует перекличками с собственным миром ребенка. Сам того не сознавая, ребенок заново переживает свое первое соприкосновение с вещами. Карты Проппа помогают каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, учат сопереживать сказочным героям, а волшебные образы, которые создаются при помощи карт Проппа, способствуют развитию связной речи, способствуют формированию творить и придумывать.

В процессе игр воспитанник постепенно начинает более уверенно ориентироваться в картах. В процессе игры для воспитанника становиться ощутимой связь между похожими сюжетными элементами различных историй. Используя это открытие, ребенок может «жонглировать» сказочными персонажами, временем и местом действия, сюжетными функциями, волшебными средствами в создании собственной истории.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области