Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

В статье актуализируются вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО. Организация исследовательской деятельности проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе поэтапной работы и личностно-ориентированной модели образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Аннотация: в статье актуализируются вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО. Организация исследовательской деятельности проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе поэтапной работы и личностно-ориентированной модели образования.

Ключевые слова: исследовательская работа, организация исследовательской деятельности, научно-исследовательское познание.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ООО перед педагогами ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, позволяющих обеспечивать формирование компетенций обучающихся.

Поскольку, современному обществу нужен не исполнитель, а создатель, человек, который способен жить в информационном пространстве и своей деятельностью создавать это пространство, то исследовательская деятельность школьников имеет исключительное значение на уровне образовательной практики. Поисковая активность является своеобразным внутренним генератором, который делает ребенка творческим. Разделяем мнение А.П. Савченко, который отмечает, что развивающее влияние учебной среды в школе становится более заметным, при условии, если ребенок вступает с ней в активный познавательный контакт и приобретает продуктивное взаимодействие.

Исследовательская деятельность является широкой по содержанию и разноуровневой по типу познания, то есть осуществляется практически и теоретически [6]. Обучающийся проявляет исследовательскую позицию по-разному: при наблюдении и исследований в природе, в своем понимании прочитанного текста, мысленном диалоге с его автором, собственноручном создании изделия, придумывании нового способа решения задачи, нахождении новой информации для проекта, аналогии между удаленными явлениями, признаками и т.д. [3].

Как показывает практика, исследовательская деятельность связана с выполнением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Это такая деятельность, осуществляемая с учебной целью и предполагающая соблюдение определенных этапов, которые характерны для научного исследования: определение проблемы; ознакомление с литературными источниками и их обработка; формулировка гипотезы исследования; непосредственное проведение исследования, анализ его результатов и окончательное обобщение; формулировки выводов; конкретная общественно-полезная работа учащихся по результатам проведенного исследования [4].

Стоит акцентировать внимание на особенностях организации учителем исследовательской деятельности школьников.

В частности, это:

- использование различных форм, дидактических приемов, средств опосредованного и перспективного руководства, среди которых доминирует самостоятельное и осознанное использование методов научного познания и творческая направленность содержания мыслительных операций;

- педагогическое управление процессом формирования учебно-исследовательских умений;

- совместный творческий процесс по поиску неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей;

- поиск, объяснения и доказательства закономерных связей и отношений фактов, явлений, процессов, которые экспериментально наблюдаются или теоретически анализируются; самостоятельное применение учениками приемов научных методов познания; выявление сущности той или иной проблемы, актуальной для субъектов деятельности; создание интеллектуального продукта, связанного с установлением истины в результате процесса исследования; - предвосхищение результата, формулировка целей и гипотезы, поиск самостоятельных путей решения поставленной цели и обоснования правильности решений;

- мотивация к выявлению самостоятельности при осуществления исследовательской деятельности в целом или на отдельных ее этапах.

Анализ современной теории и практики организации исследовательской деятельности показал, что взаимодействие учителя с учениками реализуется как субъект-субъектное. В отличии от механического взаимодействия («вопрос-ответ»), это взаимодействие направляется на обмен мнениями. Налаживанию рефлексивного субъект-субъектного взаимодействия способствуют действия учителя, направленные на принятие учащимися учебной цели, стимулирование их к высказыванию собственных мыслей, принятие различных отношений и соображений относительно определенной проблемы. Взаимодействие учителя с учениками осуществляется с целесообразным использованием различных приемов, в том числе и приема создание ситуации размышлений (постановка риторических, проблемных, открытых вопросов, создание проблемной ситуации в процессе сопоставления различных мнений, фактов, событий, способов действий, решений и т.п.) и приема создания ситуации сопереживания [3].

В литературе по проблеме исследования находим, что одним из видов организации учебной деятельности школьников является учебное исследование. По Г.И. Щукиной, таким исследованием предусмотрена организация поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых проблем и проблемных задач. С.А. Омельчук рассматривает учебное исследование как составную часть технологии исследовательского обучения, поскольку «во время учебного исследования устанавливается познавательная и практическая значимость изучаемого материала, активизируется мыслительная деятельность учеников, усиливается степень их познавательной самостоятельности и активности» [4].

В работах отечественных и зарубежных ученых указано, что, организуя исследовательскую деятельность, учитель должен предусматривать использование межпредметных связей, реализации современных технологий и методик целенаправленного формирования исследовательских умений на основе комплексного подхода к учебно-воспитательного процесса. Организация исследовательской деятельности в школе должна учитывать возрастные возможности детей и реализовываться с соблюдением определенных этапов (рис. 2):

Рис. 2. Этапы организации исследовательской деятельности

В частности, на первых этапах ученик актуализирует имеющийся у него опыт и обменивается собственными мнениями с другими участниками деятельности или приобретает опыт непосредственно в процессе осуществления деятельности с помощью специально организованного взаимодействия. Суть деятельности заключается в поисках нового, в жизненном опыте, представлениях, опорных знаниях, практике деятельности непосредственно на уроке, с чем стоит поработать в рамках учебной темы. На следующем этапе педагогом создаются условия для критического осмысления информации, рефлексии учащимися приобретенного опыта, обсуждение наблюдений, которые сопровождали процесс его приобретения [1]. На четвертом этапе обучение осуществляется осмысление информации, переход от реальных ситуаций личной практики к обобщенным выводам.

Эффективность работы учеников на этом этапе повышается благодаря совместной рефлексии, общим рассуждениям, обмена идеями, смыслами результаты взаимодействия отражаются учениками в сформулированных выводах. На основе коллективного мышления возникает уникальное знание, ценность которого заключается не в информативности его содержания, а в творческом характере его образования. На заключительном этапе особое значение приобретает возможность проверки учащимися содержания сформулированных выводов.

Такая поэтапность исследовательской работы школьников реализуется в ходе проведения урока-исследования. Современному учителю следует обдумать и спланировать при изучении какой учебной темы уместно и возможно проведение исследования; какие задачи могут быть поставлены перед учениками в ходе выполнения работы; как скоординировать действия учеников на этапе подготовки исследования и в течение проведения исследовательской работы [2].

Таким образом, школа работает сегодня на основе личностно-ориентированной модели образования. В рамках этой модели учебные учреждения должны максимально учитывать способности, потребности и интересы ребенка, на практике реализуя принцип детоцентризма. Анализ практической деятельности современных образовательных организаций дает основания утверждать, что учебный процесс в них характеризуется элементами поисковой и исследовательской работы, поскольку это способствует эффективному изучению программного материала и разнообразию образовательного процесса. Целью исследовательской деятельности школьников должен быть не только конечный результат, но и сам процесс поиска, во время которого развиваются исследовательские способности учащихся, происходит расширение их мировоззрения, изменение не только мотивации к обучению, но и замена объектной роли на субъектную.

Список литературы

Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. М: Исследовательская работа школьников, 2007.

Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14992/ (дата обращения: 07.10.2020).

Командина Анастасия Александровна Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС // Наука, образование и культура. 2017. №2 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-usloviyah-vnedreniya-fgos (дата обращения: 07.10.2020).

Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В. Третьяков, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам).

Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области