«Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (практика)
Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить с разными техниками рисования; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге; повысить уровень мастерства педагогов.
Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
Развивать творческие способности и экспериментирование;
Воспитывать чувство прекрасного;
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, пипетки, трубочки, ватные палочки, стаканы с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.
Практическая часть.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей оригинальностью, буйством фантазий. Дети рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста.
Нетрадиционное рисование – Искусство изображать не основываясь на традиции.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать такие техники:
Рисование пальчиком;
Рисование ладошкой;
Оттиск печатками из картофеля;
Печать поролоном;
Рисование крупой;
Рисование бумагой;
Рисование ватными палочками;
Печать пробками;
Печать листьями;
Рисование ватными палочками.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
тычок жесткой полусухой кистью.
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
волшебные веревочки.
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Использование нетрадиционные техники рисования позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии.
Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми экспериментами в изобразительной деятельности - методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Разрешите, я вам расскажу немного о них.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятья нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Я в детстве часто рисовала
Обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало –
Я рисовала на стекле.
А мой ребенок рисовал помадой
Моей любимой на своем лице.
И не успела я сказать: не надо!
Как он ее потом еще и съел.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Практическая часть.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. Тема наших работ: «Зимний лес».
- Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является РАЗДУВАНИЕ кляксы или кляксография.
(технологическая карта).
СПОСОБ | Раздувание кляксы. |
ВОЗРАСТ | С 4 - 5 лет |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, шариковая ручка с тонким концом или трубочка для усиления воздушной струи, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Опустить пипетку в баночку с раствором, набрать каплю раствора и перенесите ее на лист бумаги. Набрать воздух в легкие и раздуть каплю: снизу (как – будто толкая вперед) или сверху ПРИМЕЧАНИЕ: - если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т. п.) - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и. т. п.) - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет |
Практическая работа педагогов по созданию рисунков деревьев.
Следующий способ – пуантилизм или рисование ватными палочками. Нарисуем снег на ветках деревьев и сугробы в лесу.
СПОСОБ | Пуантилизм или рисование ватными палочками |
ВОЗРАСТ | С 2 лет |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, ватные палочки, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ | Опустить ватную палочку в гуашь и методом тычка наносить краску на лист бумаги. ПРИМЕЧАНИЕ: - палочку держать вертикально |
Практическая работа педагогов.
- А теперь мини - опрос ответьте на вопросы.
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес и активное участие в мастер - классе, за чудесные картины.