РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Программа по формированию психологического здоровья детей с легкой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии.
«Сказочная страна»
Рябина Светлана Анатольевна
педагог – психолог
2020 – 2021 учебный год
Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 1А подготовительного класса и для 1 Б подготовительного класса (для детей с лёгкой умственной отсталостью).
Программа рассчитана на 1 занятие в месяц, 9 занятий в год. Продолжительность занятий составляет 30 минут.
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно - отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой умственной отсталостью», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».
Задачи:
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
Формировать навыки речевого общения.
Ожидаемые результаты:
умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
Развитие фантазии и воображения, творческого мышления.
Развитие памяти и внимания.
Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Сплоченность группы.
Учебно - тематическое планирование
Название урока | Содержание | Дата |
«Курочка Ряба»(сказки о животных) | Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. - Знать героев сказки - Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса. - игрушки и театральная атрибутика. Книга со сказкой «Курочка Ряба» | |
Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «От чего у ежика выросли иголки». (терапевтические сказки) | Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт. | |
Сказка «Репка» | Развитие воображения и фантазии. Знать содержание сказки. Имитировать сказочных героев Делаем отрывную аппликацию репки (мелкая моторика) | |
Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «Аварийный автомобиль». (терапевтические сказки) | Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт. | |
Колобок (теневой театр) | Ребенок концентрирует внимание на длительное время. Расширяет пространственное мышление. | |
Сказка "Теремок" Настольный театр сказка "Теремок" | Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие произвольной памяти и внимания, развитие воображения. Развитие тонких тактильных ощущений. Поделка теремка (вдавливание в пластилин фасоли) | |
Сказка «Рукавичка» Театр на ладошке сказка «Рукавичка» | Коррекция мелкой моторики Игры на развитие мелкой моторики. | |
Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «Я первый». (терапевтические сказки) | Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт. | |
Викторина по сказкам. | Коррекция память, внимания, диалогической речи - Знать названия изученных сказок, знать героев сказок - Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных. Рисунок по любимым сказкам (выставка рисунков). | |
«Лепим сказку» («Три медведя») | Даёт возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Развивает и закрепляет навыки совместной деятельности. |
Материально-технические средства обучения
мультимедийный проектор;
компьютер;
театр теневой;
принтер;
сборники сказок;
иллюстрации.