Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа по формированию психологического здоровья детей с легкой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии, «Сказочная страна»

Цель Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья». Задачи Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки. Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов. Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов. Учить выделять предметы в группу сказку, опираясь на зрительный образ. Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы Формировать навыки речевого общения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Программа по формированию психологического здоровья детей с легкой умственной отсталостью с помощью сказкотерапии.

«Сказочная страна»

Рябина Светлана Анатольевна

педагог – психолог

2020 – 2021 учебный год

Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 1А подготовительного класса и для 1 Б подготовительного класса (для детей с лёгкой умственной отсталостью).

Программа рассчитана на 1 занятие в месяц, 9 занятий в год. Продолжительность занятий составляет 30 минут.

Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно - отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой умственной отсталостью», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».

Задачи:

Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

Формировать навыки речевого общения.

Ожидаемые результаты:

умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Развитие фантазии и воображения, творческого мышления.

Развитие памяти и внимания.

Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Сплоченность группы.

Учебно - тематическое планирование

Название урока

Содержание

Дата

«Курочка Ряба»(сказки о животных)

Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле.

- Знать героев сказки

- Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса.

- игрушки и театральная атрибутика.

Книга со сказкой «Курочка Ряба»

Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «От чего у ежика выросли иголки». (терапевтические сказки)

Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт.

Сказка «Репка»

Развитие воображения и фантазии.

Знать содержание сказки.

Имитировать сказочных героев

Делаем отрывную аппликацию репки (мелкая моторика)

Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «Аварийный автомобиль». (терапевтические сказки)

Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт.

Колобок (теневой театр)

Ребенок концентрирует внимание на длительное время.

Расширяет пространственное мышление.

Сказка "Теремок"

Настольный театр сказка "Теремок"

Совершенствование коммуникативных навыков.

Развитие произвольной памяти и внимания, развитие воображения.

Развитие тонких тактильных ощущений.

Поделка теремка (вдавливание в пластилин фасоли)

Сказка «Рукавичка»

Театр на ладошке сказка «Рукавичка»

Коррекция мелкой моторики

Игры на развитие мелкой моторики.

Серия сказок «Отчего у ёжика выросли иголочки», сказка «Я первый». (терапевтические сказки)

Терапевтические сказки, позволяющие формировать у детей уверенность в себе, позитивное восприятие жизни, дружелюбно воспринимать мир вокруг себя, не бояться его и не провоцировать на конфликт.

Викторина по сказкам.

Коррекция память, внимания, диалогической речи

- Знать названия изученных сказок, знать героев сказок

- Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных.

Рисунок по любимым сказкам (выставка рисунков).

«Лепим сказку» («Три медведя»)

Даёт возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства.

Развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

Материально-технические средства обучения

мультимедийный проектор;

компьютер;

театр теневой;

принтер;

сборники сказок;

иллюстрации.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области