Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Задачи1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта. 2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей а организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт б формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания в обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов г воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. 3.Закладывать основы будущей личности а воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность б закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю в закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу. ЦельСоздание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Введение

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение, в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение продолжительного периода времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть, адаптироваться.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую среду и приспособление к ее условиям. Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен как для ребенка, так и для его родителей. Ранее сформированные стереотипы ребенка подвергаются некоторым изменениям, возникает необходимость преодоления психологических преград.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет:

- изменение поведенческих реакций ребенка;

- расстройство аппетита и сна.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми раннего возраста в период адаптации, выявили:

- у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;

- отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;

- социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;

- дети теряют часть приобретенных ранее навыков;

- снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;

- происходит задержка темпов нервно-психического и физического развития.

Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей. Трудности адаптации, их причины изучались отечественными и зарубежными учеными.

Интерес к проблеме адаптации (а вместе с тем и понимание ее социального значения) возник в конце 40х – начале 50х годов. Впервые на ее важность в нашей стране указала Н.М. Аксарина. Касаясь этой темы, она приводила пример: «Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется».

Е.И. Морозова отмечала, что можно с большей долей вероятности предполагать, что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка.

Многочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных ученых (Э. Торндайк, В. Штерн, Н.Д. Ватутина, Е.В. Соловьева, М.И. Лисина и др.) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации (Д.Б. Эльконин) в основном зависит от того, как взрослые смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. А от этого напрямую зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

Т.В. Костяк уделяет внимание особенностям психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторам психологического благополучия ребенка и основным закономерностям его психического развития в дошкольном возрасте.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития.

Приходит время. Взрослые начинают задумываться, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, с другой - настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, пока малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед детским садом, является организация работы с семьей.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни малыша. Все ахают, охают, причитают. Волнуются за него, но не более того! И вот, без всякой предварительной подготовки, его приводят в детский сад и оставляют одного среди незнакомых взрослых, в новой для него обстановке. Попробуем посмотреть на все случившееся глазами ребенка. В его жизни ничего подобного не было, он ничего не может понять и осознать. Его страшит внезапность происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связь с родными неожиданно прервана, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться всеми доступными средствами. Он горько рыдает, бунтует, отказывается от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама. Родители поражаются изменениям в поведении своего такого ласкового и милого малыша.

Стойкий отрицательный настрой, отчаяние, обида на протяжении нескольких часов в день, настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Попытки воспитателей хоть как – то успокоить его, вызывают испуг. Ребенок настолько взбудоражен, что, придя домой, не может успокоиться, не отпускает от себя мать, плохо ест, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Примерно так же проходят и второй, и третий день. Организм малыша не выдерживает нервных нагрузок: у него поднимается температура, он может заболеть.

Страдает малыш, вместе с ним страдают взрослые, нелегко и мне видеть переживания крохотного человечка.

Как снять эту стихийную стрессовую ситуацию и помочь ребенку? Для этого потребуются усилия всех взрослых, окружающих ребенка. Дошкольному учреждению прийти на помощь: проводить консультации для родителей о режиме в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей, знакомить с примерным меню детского учреждения. Родителям необходимо прислушаться к советам специалистов.

Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование его в детском саду и в семье.

И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребенка к детскому саду.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей.

Поэтому, поставила для себя цель: создание условий для безболезненного привыкания ребенка к детскому саду.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям.

Для реализации цели своей работы были поставлены задачи:

Познакомить родителей с особенностями привыкания детей и условиями режима в детском саду.

Создать эмоционально благоприятные условия для легкой адаптации детей к ДОУ.

Сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду, сверстникам.

Решение этих задач невозможно без соблюдения следующих дидактических принципов, которые связаны между собой и определяют единство воспитания и развития ребенка.

Принцип наглядности. Имеет особенно важное значение в обучении младших дошкольников, потому, что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Любое познание начинается с чувственного восприятия. Объяснения воспитателя подкрепляются показом наглядного дидактического материала, использование которого всецело зависит от хода развертывающейся поисковой деятельности ребенка, его поведения.

Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности - одни быстро находят ответы, другим надо основательно подумать. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и дифференцировать знания, а так же приемы педагогического воздействия.

Принцип систематичности и последовательности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса. Материал дается так, чтобы новые знания опирались на ранее полученные и обеспечивалось постепенное усложнение от занятия к занятию, т.е. связь последующего материала с предшествующим, что способствует уточнению и упрочению знаний.

Принцип доступности. Этот принцип имеет место не только во время НОД, но и в повседневной деятельности, так как вся образовательная деятельность даётся в доступной форме, чаще в игровой. От близкого к далекому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Принцип поэтапности. Заключается в том, что смена этапов НОД обусловлена постепенностью освоения, отработки навыков, умений. Это даёт возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.

Предпосылкой успеха является создание условий работы

Чтобы ответить на вопрос, почему так разумно ведут себя дети в новых условиях, обратилась к изученным в психологии знаниям об особенностях психического развития детей раннего возраста. Но поскольку развитие – процесс преемственный, можно вспомнить тот этап, который предшествовал раннему возрасту, первые месяцы и годы жизни ребенка. М.И. Лисиной и ее коллегами установлена решающая роль общения взрослого с ребенком для его своевременного и психического развития. Ребенку должно быть обеспечено прохождение через все генетически обязательные фазы контактов со взрослыми.

В первом полугодии полноценное эмоциональное общение со взрослыми – лично ему адресованное доброжелательное внимание, ласка и нежность. Это влечет за собой возникновение аффективно-личностных связей со взрослым, привязанность к нему, доверчивую восприимчивость к его воздействиям и отношению. А это в свою очередь, основа познавательного развития ребенка, становления его личности: открытости окружающему миру или отгороженности от него.

Со второго полугодия жизни, возникает деловое сотрудничество ребенка со взрослыми, связанное с овладением ими предметной деятельностью. Взрослый теперь становится не только источником тепла, но и партнером сначала по совместным действиям с предметами, а потом и по игре. В ходе контакта взрослого с ребенком появляется новое звено - предмет, который отвлекает малыша от того, с кем он общается. Конечно, ребенок предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомцем. Но если он сможет налаживать деловые контакты с людьми, то быстро привыкнет к чужому, включая его в новые деловые отношения, не требующие эмоциональной близости. Переход к новой форме общения необходим, т.к. это залог успешного вхождения детей в контакт с другими людьми.

Изучив работу М.И. Лисиной, выявила четкую закономерность: развитие предметной деятельности у ребенка напрямую связано с его привыканием к детскому саду. Наиболее легко она протекает у детей, которые умели длительно, разнообразно действовать с игрушками. Впервые попав в ясельную группу, они быстро откликались на мое предложение поиграть, с интересом исследовали новые игрушки. В то же время, наблюдая за детьми, у которых навыки предметной деятельности сформированы на уровне манипуляций с игрушками, я выяснила, что они не могли сосредоточиться на игре, у них отсутствовала инициатива в выборе игрушек, не могли наладить деловых контактов со взрослыми. Для себя ставила задачу - научить ребенка действовать совместно (что играть друг с другом гораздо интереснее, чем одному). Старалась поощрять любые успехи малыша, не подавляя его инициативы.

Итак, высокий уровень развития предметной деятельности способствует более быстрому развитию умения налаживать деловые контакты со взрослыми. Отсюда, благополучное эмоциональное состояние во время пребывания в детском саду и, как следствие – легкая адаптация.

Одним из определяющих условий мягкой адаптации малышей является предметно-развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС. Она обеспечивает гармоничное развитие ребенка, создает эмоционально-положительную атмосферу в группе, помогает устраивать и проводить образовательную деятельность, приучает детей к самостоятельным играм с постоянно усложняющимся содержанием.

Игровая среда должна быть наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором кухонной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т.п. Игрушки должны быть эстетичны и привлекательны, вызывать эмоциональный отклик у детей, доставлять им радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности, дети с удовольствием кормят игрушки, укладывают спать, ведь у каждой игрушки должно быть свое место в группе. И, что немаловажно, эти игрушки должны соответствовать нормам СанПиНа, легко мыться.

Игрушки располагают большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша. С одной стороны, сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития малыша; с другой стороны сенсорное воспитание имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо детям, как для познания окружающей действительности, так и для многих видов трудовой и творческой деятельности.

Развивающая среда: «мягкие» рамки, «Веселый зонтик», «Волшебный мостик», игры-забавы, игры с песком и водой, театрализованная деятельность, домик-теремок, расстегайчики, шнуровки, воздушные шары, мыльные пузыри.

ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА СЧИТАЮ ДОМАШНЮЮ ПОДГОТОВКУ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Вопрос о том, как подготовить ребенка к детскому саду, волнует многих родителей слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с проблемой адаптации.

Как следствие этого, малыш отказывается идти в детский сад, хотя до его посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же это будет, и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о детском саде, наблюдали вместе с ним, как дети играют на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы.

Родители, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина в их педагогической неосведомленности, незнании о том, как правильно подготовить детей к поступлению в детский сад. Рассказы и наблюдения это лишь внешняя сторона подготовки ребенка. Поэтому разработала для родителей консультации «Адаптация детей к детскому саду в ясельном возрасте», «Маленький человек в новой среде (проблема адаптации)».

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни в коем случае нельзя перегревать, широко использовать для закаливания свежий воздух, воду. Взять за правило, гулять с ребенком в любую погоду (исключая сильные морозы и проливные дожди) по несколько часов в день. Физкультурные упражнения, достаточная двигательная активность – все это будет способствовать укреплению здоровья, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период

Непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1 – 2 месяца до приема в группу. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь, необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дня в детском саду. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придет в группу, он, так же как и дети, охотно сядет за стол в определенные режимом часы кормления, будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.

В процессе подготовительного этапа нужно уделить внимание рациону питания, приучить его есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбные котлеты и т.д. В детском саду он не будет отказываться от пищи, а значит, не останется голодным. Для хорошего самочувствия значимы и такие моменты, как способы кормления и укладывания спать. Использую художественное слово «Просто объедение» во время приема пищи в утренние часы.

В это же время следует обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками, поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Чтобы облегчить вхождение в адаптационный период родителям предлагаю занятия в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками. Цель данных занятий состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Психолог, медицинский работник оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей. На занятиях выступаю с консультациями для родителей по различным темам, главной из которых является «Ваш ребенок поступает в детский сад», играю вместе с детьми.

В это же время происходит первое знакомство родителей, детей и воспитателей. Первичное знакомство с родителями малышей проводится в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания. Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях. Внимательно изучаю анкеты и беседую с родителями. Ведь именно в этот период родители должны узнать главные задачи адаптационного периода, о его стрессовом влиянии на ребенка, о возможных нарушениях.

Родителям следует подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют. Воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. На основе этих данных, с учетом индивидуальных особенностей ребенка определяю степень его субъективной готовности к поступлению в детский сад и даю родителям рекомендации «Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад». Да и самому ребенку это пойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, смогу предложить ему любимую игрушку, зная, чем его можно отвлечь, успокоить. Опора на знакомое помогает отвлечься, обрести спокойствие. Для родителей провожу экскурсию по групповым помещениям, подробнее знакомлю с условиями и режимом группы. Показываю, где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия, детские книжки. Выясняю, какими игрушками ребенок играет дома.

Занятия с родителями показали – появился живой интерес воспитания детей раннего возраста. Родители прислушивались к советам и рекомендациям специалистов детского сада. Проанализировав работу по адаптации детей можно сделать вывод, что занятия в группе «Светлячок» проходят с пользой для родителей.

Практикую различные формы работы с семьей:

Общение с малышами в группе.

Анкетирование.

Рекомендации родителям.

Консультации.

Беседы.

Родительские собрания.

Папки-передвижки

Беседа - это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходит в атмосфере доброжелательности, позволяет мне увидеть успехи и затруднения родителей в семейном воспитании. Если беседа возникла стихийно, и я не могу уделить родителям необходимое внимание, договариваемся о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могу пригласить и других родителей, для которых тема беседы является актуальной.

Консультации - одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, стремлюсь дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Таким образом, необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателя, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Формы работы с детьми во время адаптации

Режим дня и рацион питания

Одним их факторов, по моему мнению, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду. Несовпадение режима дня дома и в детском саду отрицательно влияет на состояние ребенка: он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка. Привычка к соблюдению режима дня помогает быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

Если родители не выдерживают режим дома, если у ребенка сформировались отрицательные привычки, то не следует сразу менять режим, методику кормления и методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию.

Отдельно хочу остановиться на рационе питания. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только «любимые» блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только измельченную пищу. Некоторые дети не приучены есть обед из нескольких блюд. Я рекомендую родителям ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда. Тогда, придя в детский сад, он получит привычную пищу, что также облегчит его привыкание.

1. Индивидуальная работа

На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения. В своей работе я отмечаю, что дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно быстро и легко.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то дугой. Длительных игр они не развертывают, предпочтения отдают шумным. Обращаться с такими детьми я стараюсь ровно и спокойно, не допускаю перевозбуждения нервной системы.

Дети со спокойным, несколько медлительным поведением, очень не активно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность в этот период увеличивается. Такие дети предпочитают играть подальше от других детей, боятся их приближения.

Стараюсь помочь этим детям освоиться в новой обстановке. Настойчиво и спокойно учу их действиям с предметами, игрушками, терпеливо закрепляю приобретенные и формирую новые навыки. К общению со сверстниками в это время не привлекаю таких детей, так как считаю, что им необходимо время, чтобы привыкнуть к новой обстановке.

Особого внимания, по моему мнению, требуют дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни, воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно свои чувства они могут и не выражать. Все новое пугает их и дается с большим трудом. В таких случаях большая ответственность во время адаптации ложится не только на меня, но и на близких ребенку людей. В это время стараюсь постоянно подбадривать и поощрять ребенка, помогаю им в освоении нового.

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, быстро утомляемым.

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям, они чаще заболевают, труднее переносят разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне своих негативных эмоций. Его состояние должно беспокоить не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

2. Совместная деятельность

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Во время бесед с родителями выясняется, что не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Нередко дети, приходя в детский сад, не умеют есть самостоятельно, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.д.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке – плачет, не знает, где взять игрушку – плачет, не привык спать без укачивания – плачет, привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а ему завязали сзади – плачет. Поэтому, стараюсь, как можно быстрее узнать привычки ребенка и считаться с ними.

Дети в семье привыкли к индивидуальному обращению. Именно поэтому они не воспринимают указания: «Идите умываться» или «Давайте играть вместе». Если даже обратиться непосредственно к ребенку: «Саша, иди мой руки», он не всегда выполнит указание, т.к. не знает, как и где это сделать. Здесь сначала показываю ребенку, где и как сделать что-либо, упражняю его в действии в новых условиях, а затем только давать указания.

Всегда помню, что воспитание навыков и привычек требует терпения и настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, потому что такое требование не в состоянии выполнить. Поэтому, в первое время приходится мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, ребенок привык засыпать с соской, временно эта привычка сохраняется.

3. Самостоятельная деятельность

Следует отметить, что игровую и природную среду в группе насыщаю постепенно, для того, чтобы избежать хаоса в восприятии окружающего мира и пробудить интерес ребенка и родителей, а также вызвать у ребенка удивление, радость ожидания новой встречи с детским садом. Кроме того, родители получают опыт в организации развивающей среды для ребенка в домашних условиях, которая зачастую носит стихийный характер. Большой интерес у детей вызывают различные «расстегайчики» и «шнуровки» (паровозики, вагончики, сапожки, туфельки, сарафанчики), которые развивают у детей мелкую моторику. Детей они привлекают яркостью и новизной, а родители приобретают опыт изготовления данных игрушек в домашних условиях.

Большое значение уделяю подбору игрушек. Они сделаны из гигиеничного материала, яркие, красивые, что способствует созданию положительного эмоционального фона. А, кроме того, пирамидки, вкладыши, мозаика, матрешки, в процессе действий с ними, развивают у детей умственные способности.

Существуют разные степени сложности адаптационного периода:

- легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10 -15 дней, при этом ребенок прибавляет весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

- адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Родителям необходимо знать, что ранний возраст – это особый период становления организма и систем формирования их функций.

Поэтому для данного возраста характерен ряд особенностей:

1. Быстрый темп развития и неравномерность.

Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис одного года связан с овладением ходьбой, кризис двух лет – с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка.

В критические периоды может наблюдаться снижение работоспособности, эмоциональные расстройства.

2. Неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание) может произойти утеря навыков.

3. Взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.

4. Повышенная эмоциональность.

Работая над темой «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» использовала различные методы:

Словесные.

Словесный метод обращен к познанию ребенка, помогает осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнить задание, используется в тесной связи с наглядным методом. Ребенок, который понимает мои объяснения, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт со мной и детьми, чувствует себя лучше, адаптируется легче, чем ребенок, не владеющий речью. Во время бесед с родителями, обращаю внимание на то, как необходимо развивать у ребенка умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном.

Наглядные.

Наглядный метод обеспечивает яркость восприятия, что связано с особенностями детского мышления.

Игровые.

Игровой метод занимает большое место в играх с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шарами, вкладышами. В них дети приобретают практический чувственный опыт различения величины, цвета, формы, учатся обозначать эти качества словом.

В течение 1 – 2 недель адаптации ребенка внимательно слежу за его самочувствием. С этой целью мной ведется «Лист адаптации». В нем отражается динамика изменения поведения, характер сна, аппетита, общения малыша со взрослыми и сверстниками, игровая деятельность. Учитываю то, что в процессе привыкания, в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие ребенка, а затем – аппетит, в последнюю очередь – сон.

На 2-3 неделе ребенок может остаться на дневной сон. Заранее настраиваю ребенка на то, что его «ждет» кроватка, предлагаю принести из дома мягкую игрушку, чтобы она «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет спать, хотя, возможно и поставит свои условия: «Я спать не буду, только полежу». Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому помогаю ребенку раздеться, укладываю его, укрываю одеялом, присаживаюсь рядом. Чтобы ребенок успокоился и быстрее уснул, использую «сонные игрушки». Подъем провожу так, чтобы малыш почувствовал заботу, ласку и доброту. Подхожу к ребенку, порадуюсь вместе с ним, что он проснулся, помогаю ему окончательно проснуться. Важно показать ребенку, что его пробуждение встречено с радостью.

Для воспитателей разработала консультации «Нужно ли ребенку ходить в детский сад?», «Создание комфортных условий при поступлении ребенка в ДОУ».

Готовлю подборку специальных игр, которые помогают ребенку справиться с напряженной стрессовой ситуацией в период привыкания: разнообразные игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным их значением является успокаивающее и расслабляющее действие. Лучшее лекарство от стресса – смех. Поэтому, в своей работе использую различные игры-забавы, говорящих кукол, театрализованную деятельность. Для этого в группе есть пальчиковые, настольные и кукольные театры (с использованием персонажей из самых знакомых детям сказок «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»). С этой же целью использую игры с воздушными шарами, мыльными пузырями. В создании положительного эмоционального фона мне помогают пособия: «Веселый зонтик» и «Волшебный обруч». Если ребенку захочется отдохнуть от коллектива сверстников и побыть одному, продумываю место для уединения. Для этого в группе есть чудесный домик «Теремок». Я предлагаю ребенку побыть в нем, тем самым снимаю напряжение у малыша, предотвращая негативные проявления. В группе имеется большой подбор игрушек (куклы, машины, детские коляски, горка, качели), которые помогают детям справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Все игрушки размещены так, чтобы ребенок мог подойти и взять понравившуюся игрушку.

Как много бытовых проблем окружает ребенка в детском саду! Он может забыть, где его шкафчик, побояться идти один в туалет, устать работать ложкой. Привыкнув дома к заботливым рукам мамы, малыш чувствует себя спокойно, но первые же трудности, с которыми он сталкивается в группе, лишают его уверенности и душевного комфорта. В новых условиях, даже те ребята, которые сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. Я считаю, что никогда не следует отказывать ребенку в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет сделать сам все, что умеет.

В первые дни пребывания детей в детском саду, все режимные моменты провожу не спеша, с использованием художественного слова. Песенки, потешки, прибаутки помогают, когда успокаиваю малыша, во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать. Не предъявляю к детям непосильных для них требований. Обязательным считаю применение принципа постепенности. Поэтому, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не тороплю их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется.

В период адаптации ежедневно провожу подвижные («Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Мы топаем ногами» и др.) и хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Заинька, топни ножкой» и др.), в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Эти игры помогают сблизить детей. Для маленьких детей важна возможность приятного контакта со взрослым, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры стараюсь обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт со мной. Игры просты и доступны детям раннего возраста. Они легко включаются в них и с удовольствием занимаются на протяжении всего занятия. А мне эти занятия помогают завоевать симпатии детей и их доверие. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс. Как показывает практика, очень скоро все малыши, без исключения, с интересом занимаются на этих занятиях.

Для родителей в этот период провожу анкетирование, способствующее выявлению мнений по течению адаптации. По каждому конкретному ребенку провожу индивидуальное консультирование, направленные беседы, которые позволяют родителям корректировать свое поведение.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками, активно проявляет любознательность ко всему окружающему, возникает привязанность ко мне. Длительность адаптации зависит также от уровня развития ребенка.

Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе быстро устанавливает контакт со мной, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает, обычно, в течение 10-12 дней.

Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать, а в новых для него условиях, ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее, то период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца.

Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту, в условиях детского сада требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы ко мне и наоборот. Даже в таких условиях заботливого предупредительного отношения со стороны взрослых, малыш может заболеть, так как постоянно насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на меня, следит за моим настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и дольше.

Во время адаптационного периода мною, вместе с психологом проводится наблюдение за привыканием детей к условиям детского сада. С этой целью ведется «Лист адаптации», в котором фиксирую особенности поведения и самочувствия малыша. Здесь прослеживается течение всех факторов влияющих на привыкание ребенка к детскому саду: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватность поведения, характер общения со сверстниками и взрослыми, игра, заболевания ребенка.

После завершения адаптации он сдается медицинской сестре и вклеивается в индивидуальные медицинские карты развития ребенка. Ведь характер адаптации является основным критерием оценки состояния психического развития. После окончания адаптационного периода провела анкетирование родителей, которое показало, что они довольны привыканием к новым условиям жизни ребенка. В дальнейшем родители помогают мне в изготовлении пособий, дидактических материалов для игр и занятий.

Благодаря созданию положительной эмоциональной обстановки в группе, учитывая индивидуальные особенности детей, уделяя особое внимание подбору специальных игр и игрушек – все это использую для снижения эмоциональной напряженности у детей. Выработка единого подхода и требований к воспитанию ребенка, согласованность воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие безболезненной адаптации.

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ЧЕРЕЗ РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ

(использование гибкого режима в организации адаптационного периода)

Утро

Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков:

прием пищи;

одевание;

гигиенические процедуры.

Завтрак

Игры - занятия, игры - упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

Прогулка

Игры с элементами фольклора

Игры:

сюжетные;

дидактические;

подвижные;

развивающие.

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

После сна

Разминка после сна. Закаливающие процедуры

Полдник

Элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

Вечер

Формирование культурно-гигиенических навыков

Ужин

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Элементы театрализованной деятельности

Общение детей

Уход домой

Планирование совместной деятельности воспитателей и детей

Понедельник

Звуковая культура речи

Ознакомление с окружающим

Чтение сказок

Обучение детей игровым действиям

Вторник

Формирование культурно-гигиенических навыков и культуры поведения

Рассматривание картин, игрушек

Дидактические игры

Чтение художественной литературы

Среда

Чтение рассказов

Упражнения ОВД

Социально-нравственное воспитание

Ситуации

Четверг

Драматизация

Пальчиковые игры

Социально-нравственное воспитание

Общение

Пятница

Активизация словаря

Заучивание стихов

Разговоры и беседы

Игры – инсценировки

Планирование самостоятельной деятельности детей

Понедельник

Игровые действия с игрушкой по предварительному показу воспитателя

Игры с сенсорными материалами

Игры с двигательными игрушками

Вторник

Побуждение к играм-инсценировкам на знакомом материале

Рассматривание картинок, иллюстраций (побуждение к общению)

Упражнения ОВД

Среда

Создание условий для ролевых действий с сюжетными игрушками

Создание условий для самостоятельной двигательной деятельности

Четверг

Самостоятельное рассматривание книг и иллюстрационного материала

Игры с персонажами театра (театр игрушек, настольный театр, фланелеграф)

Упражнения ОВД

Пятница

Разговоры по телефону, рассматривание альбомов о семье

Развивающие и дидактические игры

Игры с двигательными игрушками

Определение уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Для определения уровня адаптированности детей к условиям дошкольного образовательного учреждения нами будет использована методика «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации», предлагаемая в книге «Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи», автором которой является Заводчикова Ольга Геннадьевна.

В данной методике учитывается поведенческая реакция (в соответствии с оценкой факторов адаптации) и продолжительность процесса адаптации.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

№п/п

Фактор адаптации

Баллы

Характеристика

1-я часть

2-я часть

1.

Аппетит

+3

+3

очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием;

+2

+2

нормальный аппетит, ест до насыщения;

+1

+1

аппетит выборочный, но насыщенный;

-1

-1

отвергает некоторые блюда, капризничает;

-2

-2

приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно;

-3

-3

отвращение к еде, кормление мучительно.

2.

Сон

+3

+3

сон спокойный, глубокий, засыпает, быстро;

+2

+2

сон спокойный;

+1

+1

засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго;

-1

-1

засыпает с хныканьем, тревожен во сне;

-2

-2

засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне;

-3

-3

отсутствие сна, плач.

3.

Эмоциональное состояние

+3

+3

весел, жизнерадостен, подвижен, активен;

+2

+2

улыбается, настроение хорошее, спокоен;

+1

+1

иногда задумчив, замкнут;

-1

-1

легкая плаксивость, хныканье;

-2

-2

плачет за компанию, плач приступообразный;

-3

-3

сильный плач, подавленное настроение.

4.

Социальные контакты

+3

+3

много друзей, охотно играет с детьми;

+2

+2

неохотно играет с детьми;

+1

+1

безразличен к играм, отстранен, замкнут;

-1

-1

невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру;

-2

-2

проявляет тревогу, бросает начатые игры;

-3

-3

недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Рассматривается четыре фактора поведенческой адаптации (П):

Аппетит;

Послеполуденный сон;

Коммуникабельность;

Эмоциональное состояние.

Каждый из факторов оценивается от +3 до -3. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приведены краткие характеристики разных оценок (+3, +2, +1, -1, -2, -3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации (А)

Продолжительность может ограничиться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть очень долгой.

Уровень, т.е. успешность адаптации выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Степень

адаптации

Сроки, продолжительность (А)

Поведенческие реакции (П)

Уровни

адаптации

Легкая

До 5 дней

– 1 неделя

+12…+8

А-1 и П-1

А-1 и П-2

высокий

Средняя

До 15 дней

– 3 недели

+7…0

А-1 и П-3

А-2 и П-2

средний

Усложненная

До 25 дней

– 5 недель

-1…-7

А-2 и П-4

А-3 и П-3

сложный

Дезадаптация

Более 5 недель

-8…-12

А-3 и П-4

А-4 и П-4

Дезадаптация

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

Хороший аппетит;

Спокойный сон;

Охотное общение с другими детьми;

Адекватная реакция на предложение воспитателя;

Нормальное эмоциональное состояние.

Тематический план непосредственно-образовательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя в период адаптации детей к детскому саду

СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМЫ РАБОТЫ

СЕНТЯБРЬ

Знакомство детей с детским садом, друг с другом.

Развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий.

Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня.

Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»  

Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой

Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся». Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»

Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»

ОКТЯБРЬ

Развитие эмоциональной сферы, коммуникации.

Развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий.

Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня.

Дидактические игры.

Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»

Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

Зарядка в стихах «Гномики»

Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.

«Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;

«Солнышко и туча»

Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем», «Узнай и назови зверей», «Поручения», «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где, чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Найди предмет по описанию», «Назови животное и как оно кричит», «Найди свою маму», «Кто, чем питается?»

НОЯБРЬ

Развитие эмоциональной сферы, коммуникации.

Развитие культурно-нормированных, специфических и орудийных действий.

Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня.

Дидактические игры.

Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»

Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»

Зарядки в стихах

Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

«Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.

Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.

«Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит», «Чьи дети», «Кто позвал»

ДЕКАБРЬ

Родительское собрание с целью подведения итогов адаптационной работы.

Анкетирование родителей.

Литература:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.

2. Алямовская. В.Г. Ясли – это серьезно. – 2-е изд.. – М.: ЛИРИКА-ПРЕСС, 2000. – 127 с.

3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004. – 236 с.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры  с малышами до трех лет». Ярославль — 2005 г.

5. Давыдова О.М.. Майер А.А. Адаптация группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 174 с.

6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007. – 217 с.

7. Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград -2012 г.

8. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем! Решебник для родителей». Москва — 2008 г.

9. Лютова Е.К., Монина Г.Б, «Тренинг общения с ребенком». Санкт- Петербург — 2001 г.

10. Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства». Москва – 2010 г.

11. Микляева Н.В., Толстикова С,Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье». Москва — 2010 г.

Мирилова Т. Л. «Эмоциональное развитие ребенка». Волгоград — 2010 г.

12. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 247 с.

13. Рогалева Н.А. «Психологический клуб для родителей». Москва – 2010 г.

14. Русаков А.С. «Адаптация ребенка к детскому саду». Санкт- Петербург- 2010 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области