МАДОУ «Двуреченский детский сад «Семицветик»
Детско - взрослый образовательный проект в подготовительной к школе группе
«Будущий первоклассник»
Разработчик: Даньшина Е.В., воспитатель
Краткое содержание проекта: проект направлен на расширение знаний детей о школе, на быстрое адаптирование к учебной деятельности в школе.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Вид проекта: познавательно-творческий, детско - взрослый, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность: Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.
Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель проекта: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; найти сведения о школе в художественной литературе; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Ожидаемый результат:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Обеспечение проекта: ноутбук, релаксационная музыка, репродукции картин, картотека игр и упражнений, художественная литература.
Продукты проектной деятельности: выставка рисунков на тему «Моя школа», сборник «Копилка загадок», папка «Будущий первоклассник».
Презентация результатов проекта: презентация для педагогов и родителей с целью поделиться опытом о проделанной работе.
Рабочий план реализации проекта
Этап | Действие, мероприятие | Участники, ответственные | Результат | Сроки |
1 этап. Подготовительный | 1.Создание проблемы, постановка цели и задач; работа с методической литературой по данной теме | Воспитатели группы | Осознание проблемы, ее актуальность на данный момент, подобрали методическое обеспечение, поставили цель и задачи | 06.10. -10.10.15 |
2. Предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы и взаимодействию в рамках проекта | Воспитатели группы | Индивидуальные беседы, консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Режим дня будущего первоклассника», родительское собрание «Готовность к школе» | 13.10. -22.10.15 | |
3. Подбор методической, познавательной и художественной литературы; иллюстрации по темам; дидактических, настольно-печатных игр | Воспитатели группы | Подобрали методическую литературу для проведения занятий с детьми; художественную литературу о школе; иллюстрации по данной теме; дидактические игры «Кто быстрее соберет портфель», «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот», «Кто больше подберет действий, признаков?», «Подбери действие» (с мячом); настольно-печатные игры «Собери картинку», «Разрезные картинки», | 22.10. -04.11.15 | |
4. Подбор материала для продуктивной деятельности | Воспитатели группы | Подобрали картинки для создания альбома «Будущий первоклассник»; краски, карандаши цветные, альбомные листы, ватман, клей ПВА, кисти, цветную бумагу; распечатали загадки для создания сборника «Копилка загадок» | 04.11. - 10.11.15 | |
5. Составление перспективного плана мероприятий | Воспитатели группы | Составили перспективный план по реализации проекта | 10.11. - 20.11.15 | |
2 этап. Практический | 1. Работа с детьми: Рассматривание картин и иллюстраций с изображением школы, деятельности учеников в школе; Беседа «Что я знаю о школе?»; дидактическая игра «Кто быстрее соберет портфель»; загадки В.Берестова «У меня в портфеле»; рисование на тему «Моя школа»; просмотр мультфильма «Лесная школа»; решение ребусов; сюжетно-ролевая игра «Школа»; консультация для родителей «Что нельзя говорить школьнику» | Воспитатели группы, дети | Выставка детских рисунков «Моя школа»; дети сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно играют в дидактические и настольно-печатные игры; применяют полученные знания в сюжетно-ролевой игре «Школа»; знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения о школе, умеют решать конфликтные ситуации. | 21.11. - 04.12.2015 |
2. Творческое рассказывание «Я в «Школе дошкольника»; чтение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри»; дидактическая игра «Какие предметы помощники в учебе?», «Подбери действие» (игра с мячом); конструирование из конструктора «Лего» «Моя школа»; решение кроссвордов; просмотр мультфильма «Опять двойка»; консультация для родителей «Ребенок идет в первый класс»; творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду» | Воспитатели группы, дети, родители | Коллективное конструирование «Моя школа»; умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве; правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ. | 05.12. -18.12.2015 | |
3.Беседа «зачем надо учиться?»; чтение рассказа Л. Воронковой «Подружки идут в школу»; творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак»; дидактическая игра «Закончи предложение»; сюжетно-ролевая игра «Школа»; просмотр мультфильма «Маша идет в школу»; работа с родителями: принести картинки с изображениями школы, школьной деятельности для создания альбома; консультация для родителей «10 советов родителям будущих первоклассников» | Воспитатели группы, дети, родители | Дети применяют полученные знания в играх и творческой самостоятельной деятельности, также совместно с родителями подбирают материал для продуктивной деятельности в детском саду. В игровой деятельности проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать её. | 19.12. – 30.12.2015 | |
4. Беседа «Режим дня будущего первоклассника»; чтение стихотворений А. Барто «В школу», «Я выросла»; раскрашивание рисунка на школьную тематику; чтение пословиц и поговорок; рисование схемы-карты «Дорога в школу»; дидактическая игра «Школа наоборот»; просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»; создание журнала «Скоро в школу»; консультация для родителей «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»; сюжетно-ролевая игра «Магазин. Школьные товары» | Воспитатели группы, дети | Дети самостоятельно схематически изображают карты «Дорога в школу». Применяют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. Изготовили журнал «Скоро в школу». Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей, подбирают цвет для изображения настроения; используют разные виды изобразительной деятельности; владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. | 12.01. – 25.01.2016 | |
5.Чтение серии сказок: - «Создание лесной школы»; - «Смешные страхи»; - «Школьные правила»; Творческое задание «Рисование правил»; игры на развитие памяти, внимания, пространственного представления; консультация для родителей «В этом возрасте чаще всего….»; оформление папки проекта «Будущий первоклассник» | Воспитатели, дети | Организовали выставку рисунков «Правила поведения в школе». Дети с удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения; умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. | 05.02. -20.02.2016 | |
З этап. Контрольный | Проведение итогового мероприятия. ННОД «Я хочу в школу» | Воспитатели, дети | Дети овладели знаниями, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения о школе, умеют решать конфликтные ситуации, используют в речи некоторые школьные термины. | 22.02.2016 |
Итоговое родительское собрание «Семья на пороге школы», презентация альбома «Будущий первоклассник» | Воспитатели, родители. | 02.03.2016 | ||
Презентация и защита проекта на педагогическом совете | воспитатель | 03.03.2016 |
Возможные риски реализации проекта: климатические условия, болезнь детей или педагогов.
Список литературы:
1.Проекты в ДОУ: «Практика обучения детей 3-7 лет», Е.А.Румянцева, издательство «Учитель», 2012
2.Интернет-ресурсы: презентации, раскраски.
3. Хрестоматия для детей подготовительного возраста.
4. Серии сказок «Лесная школа» М.А.Панфилова.
Разработчик: Даньшина Е.В., воспитатель
Краткое содержание проекта: проект направлен на расширение знаний детей о школе, на быстрое адаптирование к учебной деятельности в школе.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Вид проекта: познавательно-творческий, детско - взрослый, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность: Психическое здоровье детей при переходе из детского сада в школу долгое время не привлекало внимания взрослых. Между тем поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. В школе ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией. Одно из основных ее проявлений – повышенный уровень тревожности. При неблагоприятных условиях (тревоги у детей, страхи у родителей) тревожность превращается в устойчивую черту характера. Ближе к 7- годам можно говорить об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-то не так. В связи с этим остро стоит вопрос успешного приспособления ребенка к школе.
Установлена сильная зависимость между нарушением психического здоровья и учебной успешностью детей. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь. У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку. Для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Цель проекта: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению.
Задачи: расширить знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе; стимулировать познавательную активность; развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах; найти сведения о школе в художественной литературе; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Ожидаемый результат:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Обеспечение проекта: ноутбук, релаксационная музыка, репродукции картин, картотека игр и упражнений, художественная литература.
Продукты проектной деятельности: выставка рисунков на тему «Моя школа», сборник «Копилка загадок», папка «Будущий первоклассник».
Презентация результатов проекта: презентация для педагогов и родителей с целью поделиться опытом о проделанной работе.
Рабочий план реализации проекта
Этап | Действие, мероприятие | Участники, ответственные | Результат | Сроки |
1 этап. Подготовительный | 1.Создание проблемы, постановка цели и задач; работа с методической литературой по данной теме | Воспитатели группы | Осознание проблемы, ее актуальность на данный момент, подобрали методическое обеспечение, поставили цель и задачи | 06.10. -10.10.15 |
2. Предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы и взаимодействию в рамках проекта | Воспитатели группы | Индивидуальные беседы, консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Режим дня будущего первоклассника», родительское собрание «Готовность к школе» | 13.10. -22.10.15 | |
3. Подбор методической, познавательной и художественной литературы; иллюстрации по темам; дидактических, настольно-печатных игр | Воспитатели группы | Подобрали методическую литературу для проведения занятий с детьми; художественную литературу о школе; иллюстрации по данной теме; дидактические игры «Кто быстрее соберет портфель», «Какие предметы помощники в учебе?», «Школа наоборот», «Кто больше подберет действий, признаков?», «Подбери действие» (с мячом); настольно-печатные игры «Собери картинку», «Разрезные картинки», | 22.10. -04.11.15 | |
4. Подбор материала для продуктивной деятельности | Воспитатели группы | Подобрали картинки для создания альбома «Будущий первоклассник»; краски, карандаши цветные, альбомные листы, ватман, клей ПВА, кисти, цветную бумагу; распечатали загадки для создания сборника «Копилка загадок» | 04.11. - 10.11.15 | |
5. Составление перспективного плана мероприятий | Воспитатели группы | Составили перспективный план по реализации проекта | 10.11. - 20.11.15 | |
2 этап. Практический | 1. Работа с детьми: Рассматривание картин и иллюстраций с изображением школы, деятельности учеников в школе; Беседа «Что я знаю о школе?»; дидактическая игра «Кто быстрее соберет портфель»; загадки В.Берестова «У меня в портфеле»; рисование на тему «Моя школа»; просмотр мультфильма «Лесная школа»; решение ребусов; сюжетно-ролевая игра «Школа»; консультация для родителей «Что нельзя говорить школьнику» | Воспитатели группы, дети | Выставка детских рисунков «Моя школа»; дети сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно играют в дидактические и настольно-печатные игры; применяют полученные знания в сюжетно-ролевой игре «Школа»; знают, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения о школе, умеют решать конфликтные ситуации. | 21.11. - 04.12.2015 |
2. Творческое рассказывание «Я в «Школе дошкольника»; чтение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри»; дидактическая игра «Какие предметы помощники в учебе?», «Подбери действие» (игра с мячом); конструирование из конструктора «Лего» «Моя школа»; решение кроссвордов; просмотр мультфильма «Опять двойка»; консультация для родителей «Ребенок идет в первый класс»; творческое рассказывание «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду» | Воспитатели группы, дети, родители | Коллективное конструирование «Моя школа»; умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве; правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми, составляют описательный рассказ. | 05.12. -18.12.2015 | |
3.Беседа «зачем надо учиться?»; чтение рассказа Л. Воронковой «Подружки идут в школу»; творческое рассказывание на тему «Мой рюкзак»; дидактическая игра «Закончи предложение»; сюжетно-ролевая игра «Школа»; просмотр мультфильма «Маша идет в школу»; работа с родителями: принести картинки с изображениями школы, школьной деятельности для создания альбома; консультация для родителей «10 советов родителям будущих первоклассников» | Воспитатели группы, дети, родители | Дети применяют полученные знания в играх и творческой самостоятельной деятельности, также совместно с родителями подбирают материал для продуктивной деятельности в детском саду. В игровой деятельности проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать её. | 19.12. – 30.12.2015 | |
4. Беседа «Режим дня будущего первоклассника»; чтение стихотворений А. Барто «В школу», «Я выросла»; раскрашивание рисунка на школьную тематику; чтение пословиц и поговорок; рисование схемы-карты «Дорога в школу»; дидактическая игра «Школа наоборот»; просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»; создание журнала «Скоро в школу»; консультация для родителей «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»; сюжетно-ролевая игра «Магазин. Школьные товары» | Воспитатели группы, дети | Дети самостоятельно схематически изображают карты «Дорога в школу». Применяют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. Изготовили журнал «Скоро в школу». Рисуют предметы разной формы, соотнося пропорции деталей, подбирают цвет для изображения настроения; используют разные виды изобразительной деятельности; владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. | 12.01. – 25.01.2016 | |
5.Чтение серии сказок: - «Создание лесной школы»; - «Смешные страхи»; - «Школьные правила»; Творческое задание «Рисование правил»; игры на развитие памяти, внимания, пространственного представления; консультация для родителей «В этом возрасте чаще всего….»; оформление папки проекта «Будущий первоклассник» | Воспитатели, дети | Организовали выставку рисунков «Правила поведения в школе». Дети с удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого, запоминают содержание произведения; умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения. | 05.02. -20.02.2016 | |
З этап. Контрольный | Проведение итогового мероприятия. ННОД «Я хочу в школу» | Воспитатели, дети | Дети овладели знаниями, что такое школа, школьные профессии, чем занимаются ученики, правила поведения о школе, умеют решать конфликтные ситуации, используют в речи некоторые школьные термины. | 22.02.2016 |
Итоговое родительское собрание «Семья на пороге школы», презентация альбома «Будущий первоклассник» | Воспитатели, родители. | 02.03.2016 | ||
Презентация и защита проекта на педагогическом совете | воспитатель | 03.03.2016 |
Возможные риски реализации проекта: климатические условия, болезнь детей или педагогов.
Список литературы:
1.Проекты в ДОУ: «Практика обучения детей 3-7 лет», Е.А.Румянцева, издательство «Учитель», 2012
2.Интернет-ресурсы: презентации, раскраски.
3. Хрестоматия для детей подготовительного возраста.
4. Серии сказок «Лесная школа» М.А.Панфилова.